Технологии социального обеспечения граждан Российской Федерации
Одной из важнейших функций системы социального обеспечения является выплата гражданам пенсий и пособий.
Предоставление к пенсии — это дополнительная гарантия реализации конституционного права на пенсию, заключение о том, что у предоставляемого к пенсии лица имеются все необходимые права на пенсию.
Пенсионная система России соответствует парадигме государственного пенсионного обеспечения, характерной для большинства развитых стран, и основана на следующих основных принципах:
•государственные гарантии пенсионного обеспечения;
•равенство прав и единство норм обеспечения для всего населения страны независимо от места жительства и рода занятий;
•солидарность поколений;
•обязательность и всеобщность страховых взносов, являющихся источником средств государственного пенсионного страхования;
•финансирование текущих расходов на выплату пенсий за счет текущих поступлений.
При соблюдении указанных принципов пенсионная система управляется определенным набором параметров, которые охватывают процессы поступления страховых взносов в ее бюджет и их расходования, обеспечивая увязку доходной и расходной частей (управление целостностью). Целостность технологического процесса сохраняется благодаря такой взаимосвязи между параметрами доходной и расходной частей системы финансирования, которая поддерживает обеспеченность расходной части соответствующими средствами.
Пенсионное обеспечение основывается на обширной законодательной базе, насчитывающей свыше 50 основных федеральных нормативных правовых актов.
Для нормального функционирования системы пенсионного обеспечения важное значение имеет знание тенденций ее развития. Как показывает практика, во всех странах с развитыми рыночными отношениями и отработанной системой социального страхования пенсионная политика строится на основе анализа будущих тенденций: изменения численности пенсионеров, работающего населения, экономических показателей, что предполагает составление и постоянное обновление прогнозов различных компонентов пенсионной системы.
Государственное пенсионное страхование является составной частью системы социального страхования. Всеобщность, обязательность и гарантированность — эти принципы, как показывает опыт, лежат в основе социального страхования всех стран, независимо от уровня их экономического развития. В нашей стране, как и в других странах мира, через систему государственного социального страхования реализуются права человека на обеспечение в случае старости, инвалидности, болезни, несчастного случая, безработицы, потери кормильца и др. Провозглашенные Всемирной декларацией прав человека, они гарантируются в Конституции Российской Федерации.
Признаками пенсии являются: детальное урегулирование условий пенсионного обеспечения, ежемесячный характер выплат, периодическая индексация размера пенсий, связь с прошлой полезной деятельностью самого пенсионера.
Исходя из этих признаков можно дать следующее определение пенсии. Пенсия — это ежемесячная, периодически индексируемая государством, выплата из Пенсионного фонда с целью материального государственного обеспечения нетрудоспособных граждан в связи с их прошлой трудовой и иной общественно полезной деятельностью.
Пенсии подразделяются на виды и классифицируются на пенсии: по старости (по возрасту), по инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца.
Пенсии по старости (возрасту) назначаются в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж. Трудовой стаж — это суммарная продолжительность работы в определенных условиях, по определенной профессии или должности, либо в отдельных регионах. Размеры пенсий по старости зависят от заработка, который имел работник, и от длительности его общего трудового стажа. Законом «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. установлены абсолютные границы размера пенсии. Нижняя, минимальная — на уровне минимальной пенсии, установленной законом РФ, и верхняя, максимальная пенсия — на уровне трех минимальных пенсий. Максимальный размер пенсии может повышаться на установленные законом надбавки.
Пенсия по инвалидности — это назначенные в связи с частичной или полной утратой трудоспособности ежемесячные денежные выплаты в размере, соизмеримом с прошлым заработком пенсионера.
Пенсия по случаю потери кормильца — государственная выплата, производимая из Пенсионного фонда с целью материального обеспечения нетрудоспособных членов семьи умершего в размерах, соизмеримых с прошлым заработком кормильца.
Пенсия за выслугу лет — это государственная выплата с целью материального обеспечения нетрудоспособных граждан в связи с их прошлой длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также с некоторой иной профессиональной деятельностью.
Социальная пенсия — государственная выплата с целью оказания материальной помощи гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью.
Таким образом, все виды пенсий в зависимости от юридического, законодательного обоснования, порождают право на пенсионное обеспечение.
На начало 1996 года численность пенсионеров по старости в РФ составляла свыше 29 млн. человек, по инвалидности 4157 тыс. человек, по случаю потери кормильца — 2,32 млн. человек получающих социальные пенсии — 1123,3 тыс. человек. Таким образом, общая численность пенсионеров, получающих пенсии в органах социальной защиты населения, составила свыше 37,4 млн. человек.
В настоящее время минимальный размер пенсии по старости с учетом установленной компенсации составляет — 219,6 тыс. рублей, а средний размер этой пенсии — 337,0 тысяч рублей. Необходимо отметить, что на долю пенсий приходилось в 1996 году около 60% суммарных денежных поступлений семей пенсионеров1.
Пенсионные отношения в Российской Федерации на современном этапе регулируются Законом «О государственных пенсиях в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями). Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, и их семей», Законом РФ «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву» и другими нормативными документами.
В соответствии с действующим пенсионным законодательством определяется порядок реализации прав граждан на пенсионное обеспечение отдельных категорий трудящихся. На основе действующего законодательства основополагающее значение для пенсионного обеспечения имеют следующие условия: право на пенсию по старости на общих основаниях имеют мужчины — по достижении 60 лет при общем трудовом стаже не менее 25 лет и женщины при достижении 55 лет при общем трудовом стаже не менее 20 лет. Отдельным категориям граждан трудовая пенсия по старости может устанавливаться при пониженном пенсионном возрасте, а в некоторых случаях и при пониженном трудовом стаже в связи с льготными основаниями, с особыми условиями труда, с работой на Крайнем Севере и др. Списки соответствующих работ, профессий и должностей, с учетом выполнения которых пенсии устанавливаются при пониженном пенсионном возрасте (в горячих цехах, с тяжёлыми или вредными условиями труда и др.) утверждаются в порядке, определяемом Правительством РФ согласно действующему законодательству. Условия, определяющие право на другие виды трудовых, а также социальные пенсии, разработаны с учётом специфики жизнедеятельности категорий граждан для которых они установлены.
В соответствии с законодательством в механизм исчисления пенсий заложен принцип учета длительности трудового стажа: пенсия по старости определяется в размере 55 процентов заработка, и сверх того, 1 процент заработка за каждый год общего трудового стаяв, превышающего требуемый. Размер пенсии не должен превышать 75% заработка, а также быть ниже минимума и выше максимума, определённого нормативными актами. Минимальный размер пенсии установлен на уровне минимального размера оплаты труда. Для граждан, проживающих в районах, приравненных к Крайнему Северу, минимальный и максимальный размеры пенсии определяются с применением специальных районных коэффициентов. Имеет свои особенности порядок исчисления пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца не всегда зависят от продолжительности трудового стажа. Размер пенсии за выслугу лет определяется в зависимости от имеющейся выслуги, а не от общего стажа. Минимальный размер этой пенсий устанавливается в основном на уровне минимального размера пенсии по старости. Действующим законодательством предусматриваются надбавки к трудовым пенсиям при наличии необходимых оснований: уход за инвалидом I группы, престарелым, нуждающимся, по заключению лечебного учреждения, в постороннем уходе; достигшем 80-летнего возраста и др.
Работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полном размере, а также предусмотрена надбавка за каждый проработанный год в соответствии с установленным порядком, и перерасчет пенсии в связи с увеличением трудового стажа или заработка после выхода на пенсию на основе действующих нормативных актов. Установлены определенные правила и для перерасчета других видов пенсий.
Таким образом, с учетом общего трудового стажа, т.е. суммарной продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности, определенной действующим законодательством, устанавливается пенсия по старости, а в соответствующих случаях пенсия по инвалидности и по случаю потери кормильца. С учетом специального трудового стажа суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности (службы) определяется пенсия за выслугу лет, а также пенсия по старости в связи с особыми условиями труда.
Пенсия в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью исчисляется по установленным нормам ежемесячного заработка (за отдельными исключениями). Гражданам же, которым пенсия на может быть исчислена из заработка, она устанавливается в твердых суммах, равных минимальным размерам соответствующих пенсий.
Социальная пенсия устанавливается гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью. В круг лиц для ее назначения входят: инвалиды I и II групп, в том числе инвалиды с детства, а также инвалиды Ш группы; дети-инвалиды в возрасте до 16 лет; дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, граждане, достигшие 60 или 65 лет (соответственно мужчины и женщины). Назначение и выплата социальных пенсий осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ. Она не зависит от участия граждан в общественно полезном труде и устанавливается в размере, который определяется минимальной трудовой пенсией по старости и начисляется в определённом соотношении к нему. Размер социальной пенсии может быть изменен в зависимости от проживания граждан в районах, приравненных к Крайнему Северу в соответствии с установленными коэффициентами, а также некоторыми другими обстоятельствами.
Итак, социальная пенсия — это гарантированное государством право пенсионного обеспечения тех граждан, которые по объективным причинам не приобрели необходимого трудового стажа, независимо от их социальной принадлежности.
Разрешение пенсионных взаимоотношений между различными государствами СНГ осуществляется на основе соглашения о гарантиях прав граждан участников СНГ в области пенсионного обеспечения.
Система пенсионного обеспечения представляет собой сложную технологическую цепь, состоящую из целого ряда звеньев — от назначения до выплаты пенсий. Порядок исчисления, выплаты, перерасчёта, индексации трудовых и социальных пенсий регулируется различными нормативными актами, устанавливается в соответствий с действующим законодательством.
В технологическом процессе участвует более 2,8 тысячи комитетов и отделов социальной защиты населения разных уровней, которые ведут на местах связанную с пенсионным обеспечением работу.
Назначение пенсий по Закону «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в том числе социальных по чернобыльской программе, а также лицам, проходившим военную службу по призыву, и их семьям при утрате кормильца осуществляется органами социальной защиты населения субъектов РФ, финансируемых для этих целей Пенсионным фондом России. Вместе с тем, отдельным категориям пенсионеров назначение пенсий производится другими государственными органами России с выделением средств федерального бюджета по соответствующим министерствам и ведомствам. Выплата и доставка пенсий осуществляется органами федеральной почтовой связи Министерства связи России, отделениями Сбербанка РФ и другими банковскими учреждениями, а также доставочными организациями.
Формированием пенсионной политики на федеральном уровне в настоящее время в той или иной мере заняты: Министерство труда и социального развития Министерство экономики, Министерство финансов РФ, Пенсионный фонд и др. Практическая реализация пенсионного обеспечения осуществляется на местах органами социальной защиты населения — назначение, перерасчёт и выплата пенсий, организационно-методическое обеспечение этой деятельности. Пенсионный фонд России и его отделения на местах осуществляют сбор и аккумуляцию страховых взносов и финансирование выплаты пенсий, а предприятия связи и отделения Сберегательного банка — операции по доставке и выдаче сумм пенсий на основе поручений органов социальной защиты населения.
Однако, как показывает практика, отсутствие единой организационной структуры, полностью отвечающей как за разработку, так и за реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения, отрицательно сказывается на обслуживании пенсионеров, затрудняет работу по совершенствованию пенсионного законодательства.
Указом Президента РФ от 29 мая 1993 года .№ 787 «Об управлении пенсионным обеспечением в Российской Федерации» было признано целесообразным создание в системе органов исполнительной власти федеральной пенсионной службы России, с возложением на неё функций назначения, выплаты и доставки пенсий, сбора и аккумуляции средств на эти цели, сохранив действующий порядок утверждения пенсионного бюджета и отчета о его исполнении.
Создание Пенсионного фонда России как структуры, адаптирующей пенсионную систему страны к новым экономическим условиям, лишь наполовину разрешило вопрос об управлении обязательным государственным пенсионным обеспечением и страхованием. В законе «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года была закреплена лишь централизованная система финансирования пенсионной системы. Однако в работе по назначению и выплате пенсий закон сохранил прежнюю схему: она осуществляется органами социального обеспечения, то есть соответствующими органами исполнительной власти.
Эта традиционная или, как её нередко называют, «собесовская» схема управления пенсионным обеспечением сегодня вошла в противоречие с нормами Конституции РФ(статья 71).
В июле 1992 года в Московской области было начато проведение эксперимента по созданию новой пенсионной системы, в рамках которого были объединены под общим руководством все функции по управлению службами пенсионного обеспечения. Целью эксперимента была отработка модели единой пенсионной службы, объединяющей весь процесс — начиная от сбора средств и кончая доставкой пенсий — в одном ведомстве, замкнув на него ответственность за конечный результат.
Опыт Московской области получил широкое распространение. Механизм перехода от собесовской схемы пенсионного обеспечения к единой пенсионной системе сегодня отработан в 12 субъектах РФ, где новые службы функционируют на основе соглашений, заключенных с Пенсионным фондом в течение 1993-1996 годов.
По состоянию на 1 января 1997 года в условиях единой пенсионной службы работают: Республики Калмыкия, Коми, Мари-Эл, Саха (Якутия), Татарстан (два района), Ингушетия, Ненецкий автономный округ, Белгородская, Ленинградская, Московская и Новосибирская области, а также ряд других городов, областей и республик, число которых с каждым днем увеличивается. Все это свидетельствует о том, что новая система организации пенсионного процесса и управления им в рамках единой пенсионной службы поддержаны субъектами РФ. Основополагающим документом является соглашение о создании в регионе единой пенсионной службы, заключаемое между Пенсионным фондом РФ и субъектами Федерации. На следующем этапе на уровне ПФР и субъекта Федерации принимаются правовые и распорядительные документы, которые закрепляют создание единой пенсионной службы. Отдельным документом фиксируется разграничение функций между органами социальной защиты и Пенсионным фондом.
В регионах, где действует единая пенсионная система, удалось упростить схему финансирования выплаты пенсий. Поскольку в процессе пенсионирования сократилось несколько звеньев (собесы, федеральная почта), то короче стала и финансовая цепочка, что дало возможность уменьшить сроки прохождения средств от отделений ПФР до пенсионеров с 6-7 дней до 1-3, что, в свою очередь, позволило сократить потребность в оборотных средствах. В единой пенсионной службе заявка на выплату пенсий формируется на основании достоверных сведений о фактической потребности в средствах на каждый день в соответствии с выплатными ведомостями, которые составляются с помощью вычислительной техники. Это позволяет до минимума сократить «ножницы» между заявленной и выплаченной пенсией.
Одним из преимуществ единой пенсионной системы следует назвать и предупредительный контроль документов, представляемых для назначения пенсии. Речь идет о справках о заработке, которые нередко, как показывает практика, содержат искаженные или заведомо ложные сведения о заработной плате и трудовом стаже. При разобщенности органов, финансирующих и назначающих пенсию, должный контроль за этими документами обеспечить невозможно. В единой пенсионной службе вся работа как бы связывает общей цепочкой страхователя — единую пенсионную службу, -и пенсионера, показывает взаимосвязанность всех процессов пенсионного обеспечения, делает бюджет ПФР легко контролируемым.
Одной из форм обслуживания пенсионеров, которое появились в результате создания единой пенсионной службы, стала организация доставки пенсия силами пенсионной службы и отказ от услуг почты и коммерческих доставочных структур. Это, с одной стороны, позволило улучшить обслуживание пенсионеров на дому. С другой — обеспечить тесный контакт между пенсионной службой и получателем, создать обратную связь. Отделы доставки представляют собой современные подразделения пенсионной службы, хорошо оборудованные, оснащенные техникой, средствами связи и охранным снаряжением, укомплектованные грамотными работниками. Они создали альтернативу отделениям Федеральной почты в обслуживании пенсионеров, что помогло снизить тарифы на услуги связистов по доставке с 4 % до 2 % от сумм доставляемых пенсий (сами отделы доставки получают за эту работу 1,5 %). Опыт работы регионов в условиях единой пенсионной системы продемонстрировал также, что здесь все текущие и массовые перерасчеты проходят в сжатые сроки, за счет использования компьютерной техники и новых технологий. Для работы с населением в единых службах созданы группы ежедневного приема.
На территориях, где единая пенсионная служба создано уже давно, в частности, в Московской области, изменилась и внутренняя структура отделений Пенсионного фонда: сократилось число управляемых подразделений. Так, в Подмосковье сегодня структура отделения ПФР не совпадает с административным делением области, где 60 регионов, а отделение состоит из 46 управлений, во главе которых стоят ответственные руководители, обладающие широким кругом полномочий.2
Такая структура пенсионной службы делает её не только более управляемой, но и создает предпосылки для создания пенсионной системы, построенной не на принципах административного деления. Суть ее заключается в том, что обработка документов по назначению, перерасчету и выплате пенсий осуществляется на основании данных персонифицированного учета в компьютерном центре, который является подразделением межрайонного управления, обслуживающего несколько городов и районов. Это позволяет оптимизировать структуру пенсионной службы в масштабах всего региона, поднять использование техники на совершенно новый уровень. Федеральная пенсионная служба способна наиболее полно исполнять свои функции, обеспечивая единые правовые и организационные норма государственного пенсионного страхования для всех граждан российской Федерации, независимо от места проживания.
Анализ работы регионов, где действует структурная модель единой пенсионной службы, показывает, что здесь наиболее успешно идет процесс персонифицированного учета, осуществляемого в соответствии в Законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», вступившего в силу с 1 января 1996 года.
Как показал первый опыт работы в новых условиях, внедрение персонифицированного учета наиболее экономично именно там, где процесс пенсионирования объединен. Принятие вышеназванного Закона — это один из первых конкретных шагов по реализации Концепции реформирования пенсионной системы, принятой Правительством РФ в августе 1995 года. На его основе организуется правильный и полный учет стажа и заработка застрахованного лица на протяжении всего трудового периода, что крайне важно для назначения пенсии в дальнейшем. Пенсионная система станет более эффективной.
Адаптация пенсионной системы к рыночным отношениям требует государственного индивидуального учета страховых взносов, так как большая часть субъектов хозяйствования становится негосударственной, трудно контролируемой. Суть индивидуального учета заключается в том, что на каждого гражданина открывается лицевой счет, где накапливаются все данные, необходимые для назначения ему в будущем пенсии по старости. Система учета строится таким образом, что, где бы ни работало данное лицо в разные периоды своей жизни, сведения о нём через органы Пенсионного фонда РФ будут попадать в его лицевой счет. Принципиальные отличия этого учета от нынешнлх трудовых книжек заключается в том, что, во-первых, персонификация предполагает учет данных не только о месте работы, но и о страховых взносах в систему пенсионного обеспечения за каждый месяц работы. Государство обеспечивает достоверность сведений о каждом застрахованном лице, их сохранность и конфиденциальность. Конечно, новые правила будут вводиться постепенно и действовать только в отношение людей, вновь выходящих на пенсию. Однако принцип солидарности поколений остается одним из главных в области государственного пенсионного обеспечения: Взносы работающего поколения идут на выплату пенсий тем, кто уже не работает. Это обусловлено не порядком учета, а принципами организации пенсионного обеспечения.
Итак, в соответствии с действующим законодательством, развитие пенсионного обеспечения на перспективу будет осуществляться на базе Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, одобренной Правительством РФ, которая предполагает плавный переход к новым принципам пенсионного обеспечения с сохранением пенсионных прав, закрепленных действующей пенсионной системой. При этом стержневыми на ближайшее время являются следующие задачи:
• введение системы индивидуального (персонифицированного) учета страховых взносов в пенсионный фонд РФ на основе Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ;
• обеспечение стабильности реальной стоимости пенсий, достижение справедливой дифференциации размеров пенсий на основе трудового вклада, установление постоянного механизма индексации пенсий посредством применения индивидуального коэффициента пенсионера, исходя из роста средней заработной платы в народном хозяйстве страны;
• создание базы финансовой устойчивости бюджета Пенсионного фонда России для обеспечения своевременного финансирования выплаты пенсий.
Таким образом, технология пенсионного обеспечения граждан в РФ постоянно совершенствуется в целях её адаптации к формирующимся в обществе рыночным отношениям. Этому в немалой степени будет способствовать принятый 23 июня 1997 года Государственной Думой федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», которым предусматривается, что нынешние государственные пенсии подлежат перерасчету в связи с ростом заработной платы в стране путем применения так называемого индивидуального коэффициента пенсионера. При исчислении индивидуального коэффициента будет учитываться продолжительность трудового стажа и среднемесячный заработок за определенный период времени.
Прогноз общей численности пенсионеров на 1997-2005 годы показывает, что общая численность пенсионеров, получающих пенсии в органах социальной защиты населения, останется на протяжении десятилетия практически неизменной и будет колебаться около 37 млн. человек. Несколько изменится структура пенсионеров: при сохранении той же доли пенсионеров по старости и по инвалидности, несколько сократится удельный вес пенсионеров по случаю потери кормильца, увеличится доля социальных пенсионеров и пенсионеров за выслугу лет.
Тенденции демографического развития России после 2005 года могут существенно изменить ситуацию в области пенсионного обеспечения. Снижение численности населения в возрастах старше трудоспособного может смениться их стремительным ростом, что при неизменности норм и технологий пенсионного обеспечения вызовет рост численности пенсионеров по старости и, как следствие, общей численности пенсионеров. Одновременно будет сокращаться численность работающего населения, что сузит базу финансирования пенсионного страхования, в результате могут значительно вырасти затраты на пенсионное обеспечение и нагрузка на работающее население. По прогнозам специалистов Института труда, с этой точки зрения ближайшие 10 лет относительно благоприятны для развития пенсионного обеспечения и могут быть использованы для подготовки и проведения пенсионных преобразований в состоянии относительной демографической стабильности пенсионной системы.3
Демографический прогноз является основой для оценки численности различных групп получателей пенсий и обеспечения технологии нормального функционирования пенсионной системы на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу, Он необходим для успешной реализации Концепции пенсионного обеспечения, а также для более тщательной проработки её отдельных положений, оценки возможных расходов на её осуществление, определения оптимальных сроков ее выполнения.
Проведение пенсионной реформы предполагает укрепление законодательной базы, предусматривающей определение новой пенсионной системы в целом и её структурных составляющих, правовых и финансовых основ, общих начал и основных принципов организации системы пенсионного обеспечения Российской Федерации.
Эффективной формой социального обеспечения населения являются пособия, как одна из форм материального обеспечения граждан. Особую заботу государство должно проявлять об охране материнства и детства. Социальные пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком, при рождении ребенка, на детей малообеспеченным семьям и некоторые другие выплачиваются из Фонда социального страхования. Пенсионного и других внебюджетных фондов.
Порядок их назначения и выплаты постоянно регулируется законодательными актами, положениями, инструкциями, разработанными на их основе. Механизм назначения и выплаты пособий также постоянно совершенствуется. Законодательством республик, входящих в состав РФ, может предусматриваться увеличение размеров пособий с учётом семейного положения и местных условий. Размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены действующим законодательством районные коэффициенты к заработной плате, определяются применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий, если они не учтены в составе заработной платы.
Технология выплаты государственных пособий определяется нормативными актами РФ. В настоящее время она регулируется Федеральным Законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. и другими законодательными актами. Так, пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят календарных дней до родов и семьдесят календарных дней после родов (в случае осложненных родов — восемьдесят шесть, при рождении двух или более детей — сто десять дней). Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов. Законодательством предусмотрены особенности выплаты этого пособия в случает усыновления ребенка (детей) в возрасте до 3-х месяцев.
Размер пособия по беременности и родам также имеет свою специфику в зависимости от особенностей трудовой деятельности, учебы или воинской службы женщин. Он устанавливается: в размере среднего заработка по месту работы — женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию; стипендии — женщинам, обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования; денежного довольствия — женщинам, проходящим военную службу по контракту или в органах внутренних дел и т.д. В соответствии с Законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлено также ежемесячное пособие, которое выплачивается на каждого ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения — до окончания им обучения, но только до исполнения 18 лет) в размере 70 % минимального размера оплаты труда. Выплата этого пособия производится по основному месту работы матери.
На детей одинокой матери пособие выплачивается органами социальной защиты населения по месту жительства матери с ребенком. При этом размер его увеличивается на 5 % по сравнению с пособием, которое выплачивается на детей, воспитываемых в полных семьях. Помимо выплаты ежемесячного пособия на ребенка действующим законодательством для одиноких матерей установлены также специальные льготы и преимущества. Законодательством предусмотрена выплата ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Оно выплачивается в размере минимального размера оплаты труда, установленного независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход. За последние годы был принят целый ряд новых правовых актов, нацеленных на повышение ответственности предприятий за возмещение ущерба от трудового увечья гражданам, потерявшим трудоспособность, на социальную защиту и определение порядка выплаты пособия по безработице и др.
В условиях перехода к рыночным отношениям в обществе все более острой становится проблема безработицы. Пособие по безработице является средством социальной защиты временно не занятого населения. Пособие по безработице — это денежная сумма, которая в соответствии с законом «О занятости населения РФ» (с изменениями и дополнениями) от 15 июля 1992 года, выплачивается безработным гражданам. Оно может выплачиваться, начиная с одиннадцатого дня с момента обращения гражданина в государственную службу занятости, вплоть до решения вопроса о трудоустройстве. Сроки выплаты пособия — не менее 26 календарных недель для лиц, потерявших работу, и тринадцать недель — для лиц, ищущих работу впервые. Размер пособия по безработице для лиц, потерявших работу, устанавливается в процентном отношении к основной средней заработной плате (но не менее 50 % её суммы), а для лиц, ищущих работу впервые, — в процентном отношении к минимальной заработной плате (не менее 75%). На время получения пособия по безработице трудовой стаж не прерывается. Выплата пособия может быть приостановлена лишь в случаях, предусмотренных законом.
По предложению службы занятости безработным гражданам, имеющим независимо от перерывов в трудовой деятельности стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости (включая пенсию на льготных условиях), с их согласия пенсия может быть оформлена досрочно, но не ранее, чем за два года до установленного законодательством срока выхода на пенсию.
Как показывает практика, система государственных пособий нуждается в дальнейшем совершенствования, исходя из принципов адресности, дифференцированного и комплексного подходов, повышения её эффективности.
Итак, технологии социального обеспечения, его важнейших составных частей: обеспечения пенсиями и пособиями граждан Российской Федерации, — базируются на отечественном и международном опыте социального обеспечения и конкретизируются применительно к определенному этапу функционирования и развития Российского общества.
Государственные гарантии прав граждан на социальное обеспечение, закрепленные в Конституции Российской Федерации, находят практическое подкрепление и развитие в Конституциях республик, входящих в её состав, а также в действующем законодательстве: законах РФ о государственных пенсиях; о занятости населения; о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов; об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации; о социальной защите инвалидов в РФ, о ветеранах и др. Вместе с тем, дальнейшее обеспечение государственных гарантий прав граждан на социальное обеспечение в современных условиях связано прежде всего с определением и уточнением критериев системы социальных гарантий. Установление минимальных государственных гарантий, нормативов бесплатного социального обеспечение и социального обслуживания имеет сегодня большое значение.
Особая роль в формировании организационно-правового механизма социального обеспечения принадлежит органам и учреждениям системы социальной защиты населения Российской Федерации. На современном этапе организационная структура системы социального обеспечения претерпела существенные изменения. На ее базе создается, по существу, новая система социальной защиты населения, главная задача которой — помощь наиболее социально уязвимым слоям: престарелым, инвалидам и семьям с детьми и др.
Вся эта работа должна проводится в тесной связи государственных, общественных и благотворительных организаций в целях более адресной, дифференцированной социальной защиты различных групп населения.
Литература
1. Конституция (основной закон) Российской Федерации. —М.:1992.
2. Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». //Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 18.
3. Закон РСФСР «О занятости населения в РСФСР». //Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, 1991, №18.
4. Ваша пенсия: законы, нормативные акты, методические рекомендации. Библиотечка журнала «Социальная защита», 1993, №4.
5. Закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г.
6. Закон РФ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования. Подмосковные известия, 1996, 25 апреля.
7. Пенсионное страхование: как его улучшить? // Социальное обеспечение, 1994,№ 5.
8. Чернышев С, Актуальность реформирования льготного пенсионного обеспечения. // Социальное обеспечение, 1994, № 5.
9. О состоянии пенсионного обеспечения в Российской Федерации. //Пенсия, 1997, № 3.
10.Эченикэ Е.В. Оценка численности пенсионеров на краткосрочную и среднесрочную перспективу. // Пенсия, 1997, №4.
11.Деготь Б.А., Шубина И.И. Российское законодательство о социальной защите населения. М.: Высшая школа. 1996.
12.Словарь-справочник по социальной работе. М., 1997.
13. Социально-трудовая сфера России в переходный период:
реалии и перспективы. М.; 1996.
14.Теория и методика социальной работы (часть вторая). М,: Союз, 1994.