Дети — сироты
Защита прав детей-сирот
Особое внимание общественности привлекает проблема сиротства. Решить ее раз и навсегда невозможно. Войны, эпидемии, стихийные бедствия, голод и др.причины приводили во все времена к значительному росту детей-сирот.
За последние десятилетие в России отмечен стремительный рост числа детей оставшихся без попечения родителей — более 600 тыс. детей! Ежегодно их количество увеличивается на 100 тыс. Подавляющее большинство таких детей — социальные сироты, т.е. дети, брошенные родителями или отобранные у родителей, которые не выполняют своих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей: около 42 тыс.человек ежегодно лишают родительских прав. В отечественном законодательстве выделяются категории «дети-сироты» и «дети,- оставшиеся без попечения родителей».
Кроме того, при современном уровне смертности каждый 5 ребенок остается сиротой до совершеннолетия.
Сюда можно отнести детей, родители которых н лишены родительских прав, но фактически не проявляют никакой заботы о своих детях.
Страна, в которой не заботятся о детях не имеет будущего. И если в ближайшее время не произойдет существенных изменений, мы обречены на вымирание.
Обязанности по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагаются на органы опеки и попечительства местных органов власти: опека и попечение несовершеннолетних возлагается на органы народного образования; в отношении недееспособных или частично недееспособных родителей – на отделы здравоохранения; в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья – на отделы социального обеспечения.
Органы опеки и попечительства в трехдневный срок со дня получения сообщения должны провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство; на них возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей и родительский контроль за условиями их содержания,. воспитания и образования.
Их деятельность осуществляется согласно Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ (ст.34, 35,39), Семейного кодекса РФ (ст.121-125), Жилищного кодекса РФ (ст. 53, 60, 62).
Государством предусмотрены дополнительные виды пособий и льгот, положение о которых закреплено в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в президентской программе «Дети России» (Указ президента РФ от 1 июня 1992 г. № 543), в целевой программе «Дети сироты». Эти меры направлены на создание благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей к самостоятельной жизни в современных социально-экономических условиях, на различные формы устройства детей-сирот, улучшение их медицинского обслуживания, а также на улучшение кадровой и материальной базы социального обеспечения.
Законодательство отдает предпочтение воспитанию детей-сирот в условиях семьи (усыновление, удочерение, опека, попечительство или приемная семья).
Российский детский фонд и его отделения во всех субъектах Федерации оказывают материальную, финансовую и организационно-методическую помощь.
Лишение родительских прав
К родителям, не выполняющим родительских обязанностей, могут быть применены различные меры ответственности.
Уголовное право предусматривает ответственность за уклонение от оплаты алиментов. Гражданское право устанавливает ответственность за действия малолетних детей (до 14 лет) и субсидиарную ответственность родителей за действия ограниченно дееспособных несовершеннолетних (от 14 до 18 лет).
Семейное право серьезной мерой ответственности называет лишение родительских прав. Она возможна при обстоятельствах, которые СК РФ называет как основные для ее применения:
- уклонение от выполнения обязанностей родителей, в том числе и злостное уклонение от уплаты алиментов;
- отказ взять ребенка из роддома без уважительных причин, иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты по истечении необходимого срока пребывания в нем;
- злоупотребление родительскими правами, например, родительской властью, вовлечение ребенка в преступную деятельность, привитие ему негативного отношения к другим людям по национальным, религиозным признакам и т.д.;
- жестокое обращение с детьми (физическое, психическое, социальное насилие);
- хронический алкоголизм, наркомания;
- совершение умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей.
Эта мера очень серьезная, исполняется только решением суда с обязательным участием органов опеки и попечительства, прокурора. Эта мера ответственности рассчитана на неопределенный срок, и если родительские права не восстановлены до 18-летнего возраста ребенка, то лишенный этих прав никогда не сможет приобрести их снова.
Ребенок имеет право на содержание родителями, лишенными родительских прав, право собственности на жилое помещение или пользование им, сохраняет имущественные права, в том числе право на наследство.
Родитель, лишенный родительских прав, лишается всех без исключения прав.
Усыновление может быть произведено не ранее 6 мес. После лишения родительских прав. Закон дает возможность восстановления родительских прав в случае, если родитель изменил поведение, образ жизни, отношение к воспитанию ребенка, решением суда.
Ограничение родительских прав — предупредительная мера. По истечении 6 мес. Судом может быть вынесено решение о лишении родительских прав, если родитель не изменил своего поведения. Ребенка отбирают у родителей. Они лишаются льгот и пособий, возможности воспитывать ребенка, но вправе с ним общаться, и имеют право наследования после ребенка, получения от него содержания при нетрудоспособности и нуждаемости, право дать согласие на усыновление ребенка.
Усыновление (удочерение) является из приоритетных форм устройства детей-сирот — это государственный акт, в связи с которым между усыновленными и их потомством, а также усыновителями и их родственниками возникают такие же права и обязанности, которые по закону существуют между родителями и детьми.
За 1999 год усыновлено 8,1 тыс.детей или 7% от общего числа детей-сирот, преимущественно детей раннего возраста. Остается актуальной проблема усыновления детей старшего возраста из-за трудностей в реабилитации личности такого ребенка и его адаптации.
Усыновление производится судом по заявлению лица (лиц), желающего усыновить ребенка, при обязательном участии органов опеки и попечительства. Усыновителями могут быть лица обоего пола, совершеннолетние, дееспособные. Согласно ст.127 СК, не имеют права на усыновление лица, лишенные родительских прав, отстраненные от обязанностей опекуна по состоянию здоровья и т.д.
Разница в возрасте между усыновителем и усыновленным должна быть не менее 16 лет (по суду она может быть сокращена в исключительных случаях). Должно быть согласие на усыновление ребенка, достигшего 10-летнего возраста.
Вопросы об усыновлении (удочерении) утверждены постановлениями Правительства РФ от 15 сентября 1995г. № 917 и от 29 марта 2002г. «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и правил постановки на учет консульским учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства». Закон гарантирует тайну усыновления, разглашение которой — уголовное преступление (ст. 155 УК РФ). Уголовное преступление — незаконное усыновление (ст. 154 УК РФ).
В последнее время отмечен рост числа усыновлений иностранными гражданами (в 1994г. за рубеж бело передано 2312 детей, что составляет 3,3% от усыновленных и взятых под опеку внутри страны). В 1999 году усыновлено 6265 детей (47,3% от общего числа усыновленных).
Социальный работник должен получить обширную информацию по следующим вопросам: готов ли ребенок к усыновлению, проводится ли оно добровольно, без чьего-либо нажима, законным путем, есть ли согласие кровных родителей и самого ребенка, когда это возможно.
При выезде в другую страну необходимо знать, есть ли разрешение на выезд, как будет осуществляться контроль за усыновлением, готовы ли усыновители (психологически, физически, социально, экономически усыновить ребенка), каков их культурный уровень, нужен ли им действительно ребенок и нет ли здесь корыстных побуждений.
При принятии ребенка в новую семью необходим адаптационный период для ребенка и его новых родителей. Играют роль семейный уклад, взаимоотношения, экономические возможности новых родителей. Длительность периода адаптации зависит от возраста, характера, знаний, особенностей воспитания ребенка (особенно если новые родители — бездетные).
В 1999 год проделана большая работа общественности, четко регламентирующая процесс усыновления для максимальной защиты прав детей и предотвращения злоупотребления при таком усыновлении.
Опека (попечительство)
Это наиболее распространенная форма семейного устройства детей-сирот в целях их содержания, воспитания и образования.
С падением уровня жизни российских граждан и в результате кризиса 1998 г. введен в действие Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР» от 25 июня 1998 г. № 90-ФЗ, который гласит, что опека устанавливается над детьми до 14 лет, попечительство — с 14 до 18 лет.
Опекуны являются представителями подопечных и совершают от их имени все необходимые сделки. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно (ст.32,33 ГК РФ).
Обязанности по опеке (попечительству) выполняются безвозмездно, на содержание ребенка выплачиваются ежемесячно денежные средства, порядок и размер выплаты установлен Правительством РФ. Государство осуществляет постоянный надзор за условиями жизни подопечного, как опекун выполняет свои обязанности (ими обычно становятся близкие родственники ребенка). Он должен воспитывать ребенка и заботиться о его здоровье. Закон предусматривает защиту ребенка от злоупотреблений опекунов, ограничивает их полномочия и самостоятельность при распоряжении имуществом подопечного (ст.37 ГК РФ).
В 1999 г. под опеку (попечительство) было передано 58,5 тыс. детей, что меньше, чем в предыдущие годы. Практически во всех субъектах РФ причиной сдерживания этой формы устройства является несвоевременная и неполная выплата пособий на подопечных детей.
Новые формы устройства детей-сирот: приемная семья
Форма устройства детей-сирот и детей без попечения родителей составляется на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание на срок, установленный договором, но договорные обязательства не всегда и несвоевременно выполняются и не в полном объеме выплачиваются денежные средства. В приемную семью ребенка могут взять отдельные граждане или супруги. Они получают оплату за свой труд и выполняют функцию воспитателей. Согласно Положению о приемной семье, утвержденному Правительством РФ в 1996 г., в семью может быть взято не более 8 детей. Государственные органы и органы местного самоуправления выделяют денежные средства на воспитание каждого ребенка, а также льготы, установленные законодательством.
В целях приведения в соответствие с действующим законодательством порядка выплаты денежных средств на подопечных детей издан приказ Минобразования России «Об утверждении Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, личного инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)» от 19 августа 1999 г. № 199, зарегистрированный от 17 февраля 2000г. № 2120.
Ребенок старше 10 лет должен давать свое согласие. Нельзя разъединять братьев и сестер. Перспективной формой семейного воспитания осиротевших детей являются замещающие семьи, или семьи патронажных воспитателей. Эта форма применяется на 6 территориях РФ с учетом местных условий и возможностей.
Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Эти учреждения дифференцированы, Дети в возрасте от 0 до 3 лет помещаются в дома ребенка (учреждения здравоохранения). В настоящее время в России функционируют 272 дома ребенка (к 1992 г.), в которых воспитывается около 20 тыс. детей, причем около 50% из них составляют:
— «отказные дети» и дети «подкидыщи». Чаще всего это дети матерей-одиночек и юных матерей, не имеющих чувства материнства и психологически незрелых;
— небольшая часть детей, имеющих врожденные уродства, недостаточное материальное обеспечение и жилищные условия;
— дети, оставшиеся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав (асоциальное поведение, употребление алкоголя, наркотиков, жестокое обращение с детьми);
— дети недееспособных родителей, а также безвестно отсутствующих и т.д.
Дети старше 3 лет переводятся в детские дома дошкольного и школьного возраста. К ним относятся образовательные учреждения, учреждения социального обслуживания (детские дома-интернаты для детей-инвалидов, с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры, социальные приюты).
В России каждый пятый детский дом — учреждение для умственно отсталых и физически неполноценных детей.
Последнее время растет численность детей-сирот, воспитывающихся в интернатских учреждениях.
Среди детских домов растет число домов смешанного типа ( для детей дошкольно-школьного возраста) и это становится преобладающим видом среди образовательных учреждений для детей сирот. Их доля составляет 73,4% от общего числа детских домов всех видов.
Вопрос о коренном изменении российской системы государственного попечения детей, оставшихся без родительской заботы, остается открытым. Организации перехода от традиционно детских домов к альтернативным типам домов представляется трудной задачей в российских условиях, т.к. последнее десятилетие количество детских домов увеличивается, а общество имеет ограниченные возможности финансирования. Традиционно семейные формы устройства детей-сирот (усыновление, опека, приемная семья), также представляются достаточно проблематичными. Маловероятно, что семьи, большинство из которых крайне ограничены в средствах и жилплощади, изъявят желание принять одного или нескольких детей на воспитание в массовом порядке. Поэтому необходим поиск новых форм устройства детей-сирот в замещающую семью, а также усиление профилактической работы по своевременному выявлению ребенка в кровной семье. Новой для России формой устройства детей-сирот является патронатная семья. Эта система предусматривает создание в России института профессиональных воспитателей, замещающих семей на определенное время.