Технология социальной работы с национальными меньшинствами
В России, одном из самых многонациональных, полиэтнических государств планеты, проживают представители боле 170 этносов.
Национальные меньшинства отражают социальную структуру всего общества в миниатюре, включая в себя все социальные слои и социально-демографические группы (женщины, пожилые, молодежь, дети и др.), а также социальные явления (наркомания, алкоголизм, насилие, экстремизм, терроризм и др.). Главное условие работы с национальными меньшинствами — наличие знаний о том, кто они такие, как возникают и каковы особенности национальных меньшинств России по сравнению с национальными меньшинствами в других государствах.
Это обусловливает следующие наши задачи:
- предоставить необходимые сведения о национальных меньшинствах, диаспорах;
- классифицировать разновидности национальных меньшинств;
- рассмотреть политико-правовую базу социальной работы с ними;
- проанализировать проблему национальных меньшинств в России, странах ближнего и дальнего зарубежья.
Терминология этой сферы политической и социальной деятельности нуждается в глубокой разработке и очень точном употреблении, поскольку произвольное использование понятий не только не разъясняет сущность вопроса, но может послужить источником недоразумений и конфликтов. Кто такие национальные меньшинства? Это те национальные группы, которые проживают за пределами своей титульной территории. Понятие «меньшинство» в сочетании с прилагательным «национальное» указывает не на численность, ибо по абсолютной численности оно может во много раз превосходить численность тех народов, которые имеют свою национальную территорию и которых не относят к категории меньшинства.
Следует обратить внимание ища то, что проблема национальной государственности в России также далеко не однозначна.
Понятие «национальные меньшинства» нельзя отождествлять с понятием «малочисленные народы. Даже если эти народы находятся за пределами традиционного, компактного расселения, они не теряют своего статуса и не переходят в разряд национальных меньшинств. Другое дело, что существует такая же необходимость социальной работы с малочисленными народами, как и с национальными меньшинствами. Это особенно актуально, если учесть, что все малочисленные народы независимо от того, имеют ли они национально-территориальные образования или нет, находятся в межэтнической среде и, как правило, даже в районах своего компактного расселения составляют незначительный процент всего населения
Для более эффективной социальной работы с этими коллективами целесообразно выделить четыре группы диаспор:
- внутренняя диаспора — та часть населения, которая проживает вне своих республик (коми, карелы, хакасы, алтайцы, чуваши, осетины и др.);
- ближняя диаспора — национальные меньшинства, историческая родина которых — бывшие союзные республики; по численности это большая группа населения (украинцы, белорусы, казахи, армяне, грузины и др.);
- дальняя диаспора — национальные группы, чья историческая родина — государства дальнего зарубежья (немцы, греки)
- российская диаспора — этнические русские и русскоязычное население в новых независимых государствах, проблемы которого можно условно разделить на общие (которые присутствуют в жизнедеятельности всех диаспор) и кризисные (которые отягощают жизнь диаспоры в кризисной ситуации).
Судьба некоторых диаспор нередко складывается драматично. Во-первых, в любой кризисной ситуации, будь то внутриполитические или межгосударственные конфликты или, тем более, конфликты на этнической, политической, идеологической почве, диаспора всегда оказывается уязвимой. Во-вторых, длительная оторванность от земли предков в конечном итоге приводит к потере своей этнической культуры и идентичности.
Содержание, характер социальной деятельности зависят от многих факторов. Но в любом случае социальная работа с национальными меньшинствами заключается в том, чтобы адаптировать представителей этноса или этнической общности к местным условиям, обустроить их в новой обстановке, предоставить им возможность для работы и учебы. Другое направление этой работы — оказание им помощи в сохранении национальной идентичности, в превенции утраты своих обычаев, традиций, психологии и культуры.
Работа с национальными меньшинствами проводится на трех уровнях: государственном (федеральном) региональном и местном. Государственный (федеральный) уровень. Правовое регулирование интересов народов России, в том числе национальных меньшинств, осуществляется на основе Конституции Российской Федерации. В ст. 19 (п. 2) говорится: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, происхождения… Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, региональной, языковой или религиозной принадлежности».