Деонтология социальной работы
Деонтология социальной работы — это комплекс норм, установлений и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом социальной службы.
Долг внутренне закономерно связан с ответственностью.
Учение о должном является ядром каждой профессиональной этической системы. Понятие “деонтология” уже понятия “профессиональная этика”. Если этика ракрывает сущность профессионального долга, то деонтология выявляет специфику его реализации в конкретных видах взаимоотношений.
В отличие от профессиональных обязанностей, профессиональный долг воспринимается специалистом не как нечто, навязанное извне, а как внутренняя нравственная потребность, глубокая убежденность в необходимости определенных действий.
Профессиональные обязанности социального работника в общих чертах изложены в Квалификационном перечне, куда специальность “социальная работа” была внесена в апреле 1991 г. приказом Госкомтруда СССР. Более детально проработанные профессиональные обязанности социального работника нашли свое отражение в должностных инструкциях, созданных в различных учреждениях социальной защиты и являющихся обязательными для исполнения. Но как было сказано, не всякая функциональная обязанность социального работника может рассматриваться как его долг. Те обязанности, которые навязываются работнику под влиянием ситуации или вышестоящими должностными лицами и не идущие на пользу клиенту и обществу, не могут рассматриваться как его долг, но вместе с тем они могут быть выполнены. Мерилом ответственности социального работника за выполнение такого рода обязанностей в данном случае являются его моральное чувство, честь и достоинство, гражданское чувство ответственности и нравственная дисциплина.
Таким образом, следует различать содержание понятий “профессиональные обязанности”, “профессиональная ответственность”, “профессиональный долг”.
Деонтология социальной работы вклюяает в себя определенные принципы:
- личной ответственности за порученное дело как в правовом, так и в моральном отношениях;
- компетентность специалиста;
- рационального подхода к решению поставленных задач;
- соответствия полномочий и ответственности;
- правовой регламентации деятельности;
- подотчетности;
- инициативы и творческого подхода;
- организованности и дисциплины;
- контроля и проверки исполнения;
- критического подхода к оценке деятельности, возможностей своих и клиентов;
- доверия и свободы действий;
- поощрения и наказания и другие.
Условно деонтологию социальной работы можно рассматривать в соответствии с типами профессиональных отношений
1. “социальный работник — общество и государство”
Ответственность и долг социального работника перед обществом и государством
Декларируя в Конституции РФ благо человека как свою главную цель и задачу, государство добивается достижения этой цели различными способами. Одним из наиболее эффективных сспособов достижения “условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное ращзвитие человека”, является формирование в стране института социальной работы, призванного осуществлять деятельность в отношении тех граждан, которые имеют объективные и субъективные ограничения жизнедеятельности и находятся в трудной жизненной ситуации. Поэтому на институт социальной работы возложены наиболее трудные и ответственные функции по оказанию помощи именно этой категории граждан. Поручая социальному работнику заботу от своего имени о социально уязвимых гражданах, предоставляя ему некоторые необходимые для осуществления этой деятельности полномочия, государство и общество возлагает на специалиста двойную ответственность — за действия и последствия этих действий самого социального работника и за деятельность его клиента. Ведь одной из главных целей социальной работы является оптимизация жизнедеятельности клиента, тем самым социальный работник добивается улучшения социальной и морально — нравственной ситуации в обществе в целом.
Государство предоставляет определенные ресурсы для решения этой задачи. При этом социальный работник должен заботиться об обеспечении оптимального соотношения между затратами и полученным результатом. Эффективное использование ресурсов в социальной работе, рациональное расходование, изыскание новых, нетрадиционных видов ресурсов — одна из главных задач социального работника и его профессиональный долг перед обществом и государством.
Влияние социального работника на жизнедеятельность общества проявляется и — опосредованно — через действия его клиентов. Поэтому имеет большое общественное значение то нравственное содержание, которое социальный работник привносит в отношения с клиентами и передает им в процессе взаимодействия. Основная задача социального работника в этой связи — обеспечить максимально активное, посильное участие его клиентов в деятельности на благо общества (даже если это касается решения клиентом его собственных проблем), направить эту активность в нужное русло, придать ей глубокий социальный и нравственный смысл, общественную значимость.
2. “социальный работник — профессия”
Ответственность и долг социального работника перед профессией
Долг социального работника перед профессией требует реализации ее гуманистического потенциала в обществе, утверждения социальной работы как необходимого общественного института, имеющего высокую престижность и значимость в глазах общества. И сегодня уровень и качество знаний общества об этой профессии остается недопустимо низким. Поэтому долгом социального работника перед своей профессией является пропаганда знаний о ней, реклама социальных услуг, формирование положительного общественного мнения об этом роде деятельности. Относиться к своему труду как к главному делу своей жизни, как к деятельности большой социальной значимости, как к средству реализации своих способностей, потребностей и социальных идеалов, быть проводником этих идеалов и способствовать утверждению их в общественном сознании — важнейший принцип деонтологии социального работника и его долг перед профессией. В этой связи социальный работник обязан поддерживать моральную чистоту профессии, заботиться о своем моральном облике.
Признание обществом социальной значимости и ценности социальной работы имеет не только моральное значение. Высокий статус милосердия, воплощением которого является социальная работа, может помочь социальным учреждениям решить наболевшие финансовые вопросы, вызвав приток спонсорских средств, что позволит тем самым расширить возможности социальных служб.
Являясь примером гуманного отношения к человеку, доброты, честности и справедливости, социальный работник выступает проводником идей гуманизма, утверждения их в обществе как нормы человеческой жизнедеятельности: тем самым он утверждает в обществе ценности социальной работы и выполняет свой долг перед профессией.
3. “социальный работник — коллеги”
Ответственность социального работника перед коллективом (коллегами)
Профессиональным долгом каждого социального работника является поддержание стабильности и сплоченности коллектива, в котором он работает, создание в нем атмосферы доверия, товарищества и взаимной поддержки, поскольку усилия коллектива как единого целого приносят результаты неизмеримо более высокие, нежели усилия одиночек.
Коллектив социальных работников объединяют, прежде всего, общие профессиональные цели и единство моральных принципов.
Сотрудничество с коллегами в интересах дела, заинтересованность в успехе коллег, содействие повышению их профессионального мастерства и авторитета, содействие служебному и личностному росту являются для социального работника важнейшими деонтологическими принципами.
Социальный работник должен согласовывать свои действия с действиями коллег, учиться у них мастерству и обучать менее опытных, относиться с уважением к лучшим традициям коллектива.
Надо помнить и о том, что выполнение профессионального долга невозможно без критического отношения к отступлениям от профессиональной морали.
4. “социальный работник — клиент”
Ответственность социаьлного работника перед клиентом и его близкими
В силу своего профессионального долга специалист заинтересован в укреплении и совершенствовании отношений с клиентом и его близкими. Однако формирование благоприятных взаимоотношений не всегда зависит от социального работника — играют роль и субъективные характеристики клиента. Во всяком случае, клиент знает, что, как бы ни относился он к социальному работнику, тот все равно обязан будет выполнять свой профессиональный долг (соцработник не выбирает клиента, тот же вправе требовать замены специалиста, если для этого есть основания). Поэтому, несмотря на то, что между социальным работником и клиентом существуют партнерские отношения, по силе влияния на партнера более активной стороной, безусловно, является социальный работник.
Профессиональный долг социального работника по отношению к клиенту заключается в содействии наиболее полной самореализации личности клиента. Социальный работник обязан попытаться понять внутренний мир своего клиента и деликатно помочь человеку почувствовать уверенность в себе, раскрыть свой потенциал, увидеть возможности и перспективы позитивного изменения.
Профессиональная этика социальной работы не считает безнравственным выполнение в отдельных случаях своего долга без удовольствия и по внутреннемк принуждению. Социальная работа относится к тем видам деятельности, где наиболее часто происходит столкновение со злом, несправедливостью, унижением, болью. Далеко не все виды услуг отличаются эстетичностью — большей частью это неимоверно трудная работа. Как любой нормальный человек в определенных случаях социальный работник может почувствовать нежелание делать что-либо, брезгливость, отвращение. Однако, умея управлять своими эмоциями, ответственный социальный работник будет выполнять свои обязанности, преодолевая негативные чувства и не демонстрируя их клиенту.
Внимание к социальному окружению клиента, уважение к нему, привлечение к сотрудничеству на благо клиенту — важный аспект профессионального долга социального работника. Контакт должен быть постоянным на протяжении всего периода работы с клиентом, а не только в экстремальных ситуациях. Вместе с тем следует помнить, что сотрудничество со стороны окружения клиента — желательное обстоятельство, но специалист не имеет права упрекать родных и близких клиента в равнодушии, делать категоричные заключения. Следует тактично пробудить интерес к совместным действиям, аргументировать важность их добровольного участия в судьбе клиента.
Долг социального работника перед самим собой
Творческое выполнение социальным работником своих профессиональных обязанностей, постоянное профессиональное и духовно-нравственное совершенствование;
поддержание своих профессиональных чести и достоинства;
завоевание высокого авторитета в общественном мнении, основанного на действительных достоинствах и заслугах как профессионального, так и личностного порядка — долг социального работника перед самим собой.