Средства активной политики занятости

Информация о рынке труда

Цель: улучшение функционирования рынка труда путем информирования граждан

и работодателей о развитии рынка труда, перспективах трудоустройства и

обучения.

Содержание: сведения о возможностях трудоустройства, информация о занятиях

и карьере, динамике рынка труда, тенденциях в спросе и предложении рабочей

силы распространяются непосредственно в центрах занятости, через средства

массовой информации, общественные организации, предприятия.

Результат: повышение шансов при самостоятельном поиске работы, более

подготовленные решения в области кадровой политики предприятий.

Основные проблемы: статистическая база недостаточно развита, доступ к

качественной информации ограничен.

Содействие в трудоустройстве

Цель: минимизация времени поиска гражданином работы, сокращение периода

безработицы и периода заполнения вакансий на предприятиях.

Содержание: поддержание банка вакансий для информирования граждан о возможностях трудоустройства; подбор подходящего рабочего места и работников

по запросам работодателей;

проведение ярмарок вакансий и ярмарок специалистов; обучение навыкам работы

и специальные формы интенсивного консультирования для граждан,

испытывающих трудности в поиске работы (клубы ищущих работу, программа

«Новый старт»).

Основные результаты: в целом за 2004 г. трудоустроено более 1 млн. человек.

В 2003 г. программой «Клуб ищущих работу» охвачено около 15 тыс.

безработных, из них 40% трудоустроены, каждый третий направлен на

профобучение. В 68 регионах России действует около 200 таких клубов.

В 2004 г. в ярмарках вакансий приняло участие около 1 млн. человек, в том числе

350 тыс. безработных и граждан, желающих изменить место работы, и более 10

тыс. работодателей. В дальнейшем проведение ярмарок вакансий позволит трудоустроить свыше 400 тыс. человек ежегодно.

Основные проблемы: общее сокращение вакансий снижает возможности

трудоустройства. На одно свободное рабочее место претендуют 5-6 безработных.

Профессиональное обучение

Цель: предоставить возможность безработным приобрести новую профессию, повысить квалификацию для последующего трудоустройства. Содержание: разработана нормативно-правовая база профобучения взрослых. На конкурсной основе сформирована сеть, включающая свыше 3500 профессиональных образовательных учреждений, которые насчитывают более 400 тыс. ученических мест (учебные комбинаты, ПТУ, ССУЗы, ВУЗы и т.д.). Профессиональное обучение безработных осуществляется по 420 профессиям и специальностям. Финансирование — из средств Фонда занятости, учебных заведений, предприятий.

Результат: в 2004 г. на обучение направлено 243 тыс. безработных за счет средств Фонда занятости, около 200 тыс. человек обучалось за счет средств учебных заведений, 50 тыс.- человек за счет выплаты компенсаций работодателям за подготовку граждан, принимаемых на работу с числа высвобождаемых с других предприятий.

Основные проблемы: государственные учебные заведения, имеющие опыт обучения подростков часто не могут организовать эффективную профподготовку взрослых. Недостаточно развита учебно-методическая база. В период экономической нестабильности трудно отбирать перспективные профессии. Несовпадение спроса и предложения на учебные услуги в профессионально-квалификационном разрезе. Недостаточно развита потребность в обучении.

Профессиональное консультирование

Цель: повысить обоснованность выбора гражданами вида деятельности и формы занятости в соответствии с личными склонностями и потребностями рынка труда.

Содержание: услуги, предоставляемые гражданам в центрах занятости, включают:

  • информирование о состоянии и перспективах рынка труда, особенностях профессий специальностей, условиях, режиме труда, возможностях трудоустройства и получения специальности
  • консультирование по выбору сферы деятельности, определению направления профессиональной подготовки, возможности обучения;
  • профессиональный отбор — на вакантные должности, обучение или переподготовку;
  • оказание психологической поддержки (развитие навыков адаптации безработных граждан повышение самооценки, усиление мотивации на поиск работы).

Основные проблемы: отсутствие единой общегосударственной профориентационной сети, недостаточное оснащение профориентационной деятельности, нехватка обученных кадров.

«Молодежная практика»

Цель: снизить уровень молодежной безработицы, предоставить возможность молодым людям приобрести профессиональные умения и навыки для получения постоянного рабочего места.

Содержание: трудоустройство выпускников учебных заведений, зарегистрированных в службе занятости более 3 месяцев, на временные рабочие места при частичном покрытии расходов средств Фонда занятости.

Результат: на пилотной стадии в программе участвовали 460 предприятий, принявших временную работу около 2 тыс. человек, из которых трудоустроено на постоянное рабочее место 65%. В 2005 г, предполагается охватить программой 50 тыс. человек.

Основные проблемы: существует риск немотивированного отказа от предоставления постоянной работы и регулярной ротации временных «дешевых»

работников.

Временная занятость подростков

Цель: адаптировать несовершеннолетних к трудовой деятельности, предоставить возможность получения временной работы.

Содержание: приоритетным правом пользуются дети-сироты, дети, оставшиеся без родителей подростки из семей безработных граждан, неполных, многодетных и неблагополучных семей, а также подростки, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Дополнительно для подростков проводятся целевые

ярмарки вакансий, консультации, создаются временные постоянно действующие молодежные и подростковые биржи труда.

Результат: в течение 2004 г. более 500 тыс. подростков стали участниками

программы. В 2005г. предполагается трудоустроить на временные работы около 800 тыс. несовершеннолетних.

Основные проблемы: риск использования государственных средств в случае, если временное рабочие место будет занято обычным путем с оплатой из средств нанимателя. Ограничение доступа к рабочим местам взрослых работников.

Общественные работы

Цель: предоставить незанятым гражданам на период активного поиска постоянного места работы возможность для временной занятости, поддержать их доходы, сохранить мотивацию к труду лишь имеющих длительный перерыв в работе.

Содержание: на основе договоров с предприятиями проводятся работы, не требующие предварительной профессиональной подготовки. Участие безработных — добровольное. Финансирование производится за счет предприятий и частично за счет средств Фонда занятости.

Результат: в 2004 г. общественными работами и другими формами временной занятости были охвачено более 200 тыс. человек.

Основные проблемы: сезонный характер работ; некоторые их виды непрестижны для квалифицированных безработных.

Особенности занятости населения

Занятость населения представляет собой важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Большинство социальных, демографических, экономических явлений в той или иной степени выступают в качестве факторов или результатов процессов, происходящих в сфере занятости.

Занятость населения переходного и после переходного периода находится под влиянием формирующегося рынка труда и отражает многие противоречия этого периода. Тоталитарное прошлое (особенно ориентация на полную занятость и трудовой менталитет) настолько сильно воздействует на трудовые отношения, что можно говорить лишь о начале рыночных изменений в занятости, что усугубляет кризисные явления в экономике. В этом состоит первая особенность занятости.

Излишняя численность занятых на предприятиях и в организациях при спаде производства, работа без оплаты, снижение эффективности труда, деформированная связь между трудовым вкладом человека и его доходами, отсутствие на производстве реальных условий для людей эффективным трудом улучшать свое материальное положение, размытость фактического положения человека по статусу занятости и незанятости, когда многие занятые являются по существу безработными — все это проявление нерыночных элементов развития занятости в современных социально-экономических условиях.

Вторая особенность российского рынка труда заключается в том, что формируется он в определенной мере стихийно, ярким примером чего служит наличие в больших масштабах неформальной занятости как самостоятельного вида деятельности, либо как возможность иметь дополнительный доход. Неформальная занятость означает стихийное начало в перераспределении рабочей силы по всем видам деятельности, вызванное изменениями в экономике страны и меняющимся спросом на товары и услуги. В официальном секторе экономики свертываются традиционные рабочие места, а новые появляются в ограниченном виде деятельности и наращиваются относительно медленными темпами. В то же время неформальный сектор быстрее реагирует на изменение рыночного спроса на товары и услуги. Неформальный сектор — своего рода полигон формирования рыночного поведения в трудовой сфере для значительной части экономически активных граждан, источник обеспечения определенного уровня доходов, позволяющий перенести негативные последствия спада производства.

Однако наличие в больших масштабах неформальной занятости (по экспертным оценкам НИИ труда в ее сферу вовлечено в той или иной степени 20 млн. чел.) придает неуправляемость процессам, происходящим в сфере занятости и на рынке труда, искажает представление о реальном спросе и предложении рабочей силы, о структурных сдвигах в занятости и масштабах общей безработицы. Стихийность на рынке труда затрудняет процесс его регулирования.

Третья характерная черта связана с тем, что при сохранении почти прежнего, очень высокого предложения рабочей силы, уходящего своими истоками в экстенсивное развитие в дореформенные годы, складывается четкая, длительного действия тенденция к ограничению эффективного спроса на рабочую силу. В 90х годах ее проявление было связано со спадом производства и инвестиционным кризисом, приводящими к тому, что значительная часть ранее мощного производственного потенциала, обеспечивающего почти полную занятость трудоспособных граждан, перестала отвечать потребностям общества и нуждается либо в ликвидации, либо в перестройке. Ввод новых рабочих мест крайне ограничен, а с каждым годом затягивания процесса стабилизации в экономике остается все меньше возможностей эффективно использовать законсервированные рабочие места в связи с их физическим и моральным старением. Особенно это проявляется на периферии, в провинции. Новые места не создаются, а если и создаются, то в крайне ограниченном количестве. Столица — Москва — остается почти единственным городом, где спрос на рабочее место и его предложение от работодателей уравниваются в своем количестве.

Четвертая тревожная особенность, которая является самой актуальной — неадекватные глубине спада, но постоянно нарастающие масштабы безработицы. Безработица — явление, характерное для всех стран с рыночной экономикой. Отношение к ней с момента ее возникновения по сию пору менялось, прежде всего в зависимости от ее масштабов. С середины XX века, в связи с успехами обществ с так называемой социальной экономикой, безработица стала рассматриваться как явление, носящее эпизодической характер. В настоящее время, когда вновь стали ощущаться значительные потери от различных форм безработицы, основные усилия направляются на недопущение застойной безработицы.

Повышение или понижение экономической активности являются основными причинами роста и снижения занятости и уровня безработицы. Но развитие общества предполагает развертывание всех его потенций, которые дают не только количественное увеличение, но и порождают новое качество жизни. Можно сказать, что безработица всегда дает снижение темпов экономического роста, не говоря уже об ущербе для социальных отношений в широком смысле этого слова.

Почти обыденными для мироощущения россиян становятся такие явления, как неполная рабочая неделя, неоплачиваемые отпуска, невыплаты зарплаты, сокращение необходимости в услугах высококлассных специалистов, «утечка мозгов», снижение престижа труда, в том числе квалифицированного. У молодых да и не только, отсутствует мотивация к получению рабочих профессий и специальностей, в то время как по данным Федеральной службы занятости из всех вакансий 80% предназначено для рабочих и 20% — для служащих. Социологические исследования свидетельствуют, что в службы занятости обращаются прежде всего те

безработные, которые, как правило, владеют одной специальностью, длительное время не повышают свою квалификацию, не знают основ рыночной экономики и рынка труда, новых профессиональных требований, некоммуникативны, не имеют навыков самообразования и нередко находятся в состоянии психологического стресса. Что касается молодежи, то здесь прибавляются отсутствие опыта, низкий профессионализм, снижение уровня образования, особенно в последние годы.

Пятой особенностью занятости служит то, что при довольно высоком уровне общей безработицы сохраняется большая подвижность рабочей силы, что свидетельствует с одной стороны, об определенном динамизме сферы занятости при переходе крыночным отношениям, а с другой, — о стремлении населения приспособится к новым условиям хозяйствования. Динамизм рабочей силы поддерживается усилением дифференциации в условиях, режимах и оплате труда, появлением новых рабочих мест в связи с изменением форм собственности, ростом неформальной занятости и начавшимися структурными сдвигами в занятости, прежде всего рост новых рабочих мест в видах деятельности, связанных непосредственно с развитием рынка и его обслуживанием. Это может смягчить возможную социальную напряженность.

В целом трудовая сфера с точки зрения наличия вакантных рабочих мест выглядит не так безнадежно, как это фиксируется статистикой, если сопоставить масштабы приема и выбытия рабочей силы по учитываемой статистикой группе предприятий. Подтверждением этому служит тот факт, что преобладающая часть безработных самостоятельно решает проблему трудоустройства.

Важной, шестой особенностью является так называемая «утечка мозгов». Т.е. квалифицированные специалисты, будучи невостребованными в России под влиянием многих факторов(личная и социальная неустроенность, отсутствие рабочего места согласно своей квалификации, низкое материальное вознаграждение за свой труд, невозможность развивать профессиональные навыки в связи невостребованностью или узкой специализацией и т.д.) вынуждены искать подходящее рабочее место за рубежом, и, как правило, они его находят. Это большой пробел в нашей экономике и существенная проблема. Теряя квалифицированные кадры, мы отсрочиваем приближение экономического развития и социальной обустроенности в России..

Эти перечисленные особенности являются наиболее важными в современных социально — экономических условиях. Возможности обеспечения более благоприятной ситуации на рынке труда — в дополнительной мобилизации внутренних финансовых резервов для роста инвестиций и других средств, необходимых для увеличения числа эффективных рабочих мест как на восстановительной основе, так и на основе создания новых мест в рамках структурной перестройки экономики, расширения спроса на отечественную продукцию.

В связи с этими особенностями, государство разрабатывает и внедряет политику выхода из кризиса и начала экономического роста. Она может быть сформулирована как поддержка занятости квалифицированной части трудового потенциала при ориентации на преодоление избыточной численности работников на предприятиях как предпосылка роста эффективности труда и начала структурных сдвигов.

С учетом этой направленности политики занятости целесообразно решать в ближайшее время следующие задачи:

  • сохранение и обновление квалифицированных кадров на предприятиях, где возможен экономический рост в силу расширяющегося спроса на продукцию и улучшения его финансового состояния.
  • поддержка занятости квалифицированной части трудового потенциала в тех сферах деятельности, которые связаны с научно -техническим прогрессом и использованием передовых технологий, но временно находящихся в кризисном состоянии.
  • обеспечение упреждающей переподготовки квалифицированных кадров, потребность в которых снижается в результате либо ожидаемых структурных сдвигов, либо намечающейся модернизации производства, либо банкротств.
  • содействие быстрейшему трудоустройству квалифицированных работников, оставшихся без рабочего места, с целью предотвращения потери квалификации.
  • обязательное трудоустройство молодежи, окончившей профессиональные учебные заведения, по полученной специальности, если она отвечает спросу экономики, или первоочередное дообучение с учетом коньюктуры рынка труда.
  • содействие обновлению кадрового потенциала в сторону повышения его квалифицированной и экономической мобильной части на предприятиях, имеющих перспективу развития, но потерявших значительную часть таких кадров из-за спада производства и низкой оплаты труда.
  • сдерживание роста открытой безработицы в районах с монопроизводством.
  • содействие занятости в районах с недостаточным развитием экономики и высоким уровнем общей незанятости населения.
  • регулирование темпов и масштабов банкротств предприятий по территории с учетом ситуации на конкретном ранке труда в целях недопущения обвального роста безработицы перехода ее в застойную форму.
  • усиление социальной поддержки безработных и членов их семей с низким уровнем среднедушевого дохода.

Таким образом, в современных социально — экономических условиях эффективная занятость населения зависти от различных факторов. Но все они имеют тенденцию к стабилизированию, в зависимости от развития экономики и социальной сферы.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *