Технологизация социальной работы

Комплексность проблем социальной работы, сложность объектов и субъектов социальных преобразований, необходимость при ограниченном объеме социальных ресурсов получить максимально значимый и эффективный результат — все это повелительно требует обращения к технологизации в социальной работе, а специфика этого вида деятельности предопределяет характер тех технологий, которыми оперирует социальная работа. Вероятно, следует предположить, что в социальной работе не встречается изолированных технологий; всякое действие, целенаправленное на получение желаемого результата, может производиться только при помощи совокупности, согласованного ансамбля технологий, причем, учитывая междисциплинарный ее характер, в этом едином ансамбле будут использоваться и технологии смежных наук и областей практической социальной деятельности (психологические, медицинские, социально-правовые, технологии осуществления связей с общественностью), так и специфические технологии, принадлежащие собственно социальной работе (социальная диагностика, надзор и контроль, адаптация и реабилитация и т.д.). Технологизация социальной работы позволяет рационально расчленить ее различные виды на отдельные относительно единообразные процедуры и операции, с кооперацией и синхронизацией действий и результатов, Таким образом, запутанный клубок социальной проблемы разделяется на несколько более простых подпроблем, каждая из которых может быть решена более или менее стандартными методами.

Если вспомнить определение социальных технологий, они описываются как совокупность средств и методов воздействия на социальные процессы и системы с целью их упорядочения и оптимизации.

Технологии социальной работы можно условно разделить на три группы:

технологии диагностики (на основе изучения социальных проектов и вероятных прогнозов их развития);

технологии конструирования и проектирования развития тех или иных социальных объектов;

технологии реализации социальных проектов, программ, введения социальных инноваций.

Помимо такого сквозного деления можно выделить типы технологий, которые имеют своей целью возвращение индивидам способности к социальному функционированию (технологии социальной реабилитации и адаптации). Каждая из этих технологий может применяться в работе с определенной категорией клиентов (семьи, военнослужащие, дезадаптированные дети и подростки и т.д.). Наконец, возможно выделение технологий деятельности в специфических обстоятельствах (в условиях межнационального конфликта, в предразводной семье и т. д.). Нетрудно заметить, что единая типология технологий социальной работы принципиально невозможна, так как любой принцип классификации выбирается произвольно, в соответствии с целями деятеля. Он имеет значение для научного исследования, для учебных целей, в реальной же действительности обращение к тому или иному виду технологии зависит от сути социальной проблемы.

Если говорить о функциях технологий социальной работы, то в первую очередь можно выделить следующие их них:

аналитико-прогнозная: выявление и учет на подведомственной территории групп, семей и отдельных граждан, относящихся к категории социального риска, определение нуждаемости в различных видах и формах социальной поддержки, мониторинг динамики социальных процессов, прогноз изменения существующих параметров;

диагностическая: анализ существующих актуальных и потенциальных социальных проблем, установление их причин, исследование проблемного поля социальной ситуации конкретных индивидуальных и групповых клиентов;

системно-моделирующая: определение характера, объема, форм и методов социальной помощи людям и группам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, концептуальное обоснование системы оказания такой помощи, в первую очередь, системы социального обслуживания на различных уровнях;

проектно-организаторская: разработка, ресурсное обоснование, реализация и оценка социальных проектов, направленных на разрешение того или иного социального затруднения, помощь определенной категории клиентов;

активационная: содействие активации потенциала собственных возможностей индивида, семьи или социальной группы, побуждение клиентов к самостоятельному разрешению своих проблем, выходу из трудной жизненной ситуации, организация развития самопомощи и взаимопомощи;

инструментально-практическая: осуществление деятельности по оказанию различных видов помощи в ситуациях жизненных затруднений, консультации и тренинги для улучшения взаимоотношений между людьми, оказание содействия в оформлении документов и других необходимых действий для осуществления клиентами своих социальных прав, опека и попечительство по отношению к детям, лишившимся родительского попечения или к нуждающимся в этом совершеннолетним лицам и т.д.;

распорядительно-управленческая: менеджмент органов социального управления, координация деятельности государственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке гражданам, участие в работе по формированию социальной политики, подбор и воспитание кадров;

эвристическая: приращение социального знания, углубление понимания социальных проблем, улучшение образовательной и общекультурной подготовки самих социальных работников, повышение их квалификации.

Разумеется, эти функции реализуются целиком только в совокупности, во всей системе технологий социальной работы; в каждом же конкретном варианте их применения на первый план может выходить тот или иной их набор.

Литература

1. Дятченко Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. — Москва-Белгород, 1993.

2. Иванов В. А. Социальные технологии в современном мире. М.- *Новгород, 1996, С.4.

3. Иванов В.Н., Лесников Г.П., Зайченко В-Л. Проблемы информатизации и технологизации социального пространства. — М.: 1994.

4. Марков М. Технология и эффективность социального управления. — М., 1983-C.48

5. Российская энциклопедия социальной работы. /Под ред. А.М.Панова, Е.И.Холостовой. — М.: 1997.

6. Социальная работа и социальные технологии: Материалы методологического семинара. М.: Институт социальной работы, 1995.

7. Справочной пособие по социальной работе. Отв.ред. А.М.Панов, Е.И.Холостова. — М.: 1997.

8. Толковый словарь по социальным технологиям. /Под ред. В.А.Иванова* Г.Д.Никредина, В.И.Патрушева, И.М.Слепенкова.-М.: 1995.

9. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера (управленческая гуманиторология). — М.: 1992.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *