История развития реабилитации наркозависимых
Развитие идей реабилитации больных и инвалидов началось только в 20 веке, до этого лечение ограничивалось медицинским вмешательством, а вопрос о восстановительных мероприятиях не ставился. Можно сказать, что и сегодня концепция реабилитации – концепция формирующаяся, до сих пор нет единого взгляда по поводу терминологии, методов и некоторых принципиальных вопросов реабилитации.
Концепция «общей реабилитации» развивалась на идеях так называемой физической медицины, дополненных положениями социальной гигиены, психологии, педагогики, социологии и других дисциплин. Реабилитация психических больных, в связи с рядом особенностей, стала выделяться как отдельное направление, беря свое начало в идее нестеснения психических больных и в учении о социальной терапии.
Параллельно с этими процессами шло развитие педагогической и психологической реабилитации. В этот период перегруженности, давлению, моральному диктату и обезличенности школьной педагогики была противопоставлена функциональная педагогика. Основой нового подхода стала идея, о том, что образование должно строиться с учетом индивидуальных потребностей и интересов ребенка.
В дальнейшем функциональная педагогика использовалась в работе с проблемными детьми и получила название – «терапевтическое образование». Результатом развития терапевтического образования стало возникновение терапевтических сообществ (ТС), где для больных и персонала предусматривалось совместное проживание и ведение хозяйства, разделение ответственности, и как результат совместной деятельности спонтанное развитие моральных норм. Суть функционирования ТС заключалась в создание среды, берущей на себя функции материнской заботы и демонстрирующей спонтанно изменяющиеся характеристики здоровой семейной жизни.
В 60-х годах 20 века, в связи с ростом наркозависимых началась адаптация системы ТС к особенностям реабилитации зависимых от ПАВ. В настоящее время терапевтические сообщества широко используются во всем мире, и существует более 500 резидентских программ (со стационарным пребыванием) для реабилитации наркоманов.
Таким образом, в процессе развития реабилитация в наркологии получила следующее определение – это цельная система медицинских, психологических, воспитательных, образовательных, социальных, правовых, трудовых мер, направленных на личностную реадаптацию больных, их ресоциализацию и реинтеграцию в общество при условии отказа от употребления ПАВ, вызывающих зависимость.
Реабилитация несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ, осуществляется во всех существующих направлениях реабилитации наркозависимых с использованием различных форм организации реабилитационного процесса, но при этом имеет ряд особенностей, связанных с возрастной спецификой. То есть, содержание реабилитационных программ определяется не только самим заболеванием, но и возрастом, к которому относится формирование зависимости от ПАВ. В России в 2001 году Министерством Образования Российской Федерации опубликованы КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ЗЛОУПОТРЕБЛЯЮЩИХ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ, согласно которым научной основой концепции реабилитации несовершеннолетних являются представления о жизненном пути ребенка, подростка и молодого человека, и, базирующаяся на них, психогенетическая модель личности, в своем функционировании неразрывно связанная с основными значимыми другими лицами из ближайшего социального окружения. Отмечается значимость комплексного подхода к реабилитации и особая роль отводится педагогической (воспитательной) деятельности, осуществляемой бригадой специалистов – педагогов, психологов, медицинских и социальных работников.
При создании этого документа был использован накопленный зарубежный и отечественный опыт реабилитации наркозависимых, учтены существующие направления и формы организации реабилитационного процесса.