Предмет и задачи технологии социальной работы как учебной дисциплины
На исходе XX в. перед человечеством со всей остротой встали радиальные проблемы, свидетельствующие о тенденции наступления кризисных явлений, которые ставят под угрозу само его Существование. Особое беспокойство вызывают экономическая и экологическая ситуации, неравномерность роста народонаселения на планете, нарастающее увеличение нищеты, безработицы, болезней, нарушения в генофонде. Из-за этих опасных тенденций, явственно ощутимых и в России, демографы и представители российских органов здравоохранения ожидают, что в XXI в. в РФ сократится численность мужчин и детей, и значительную часть населения будут составлять престарелые вдовы, страдающие хроническими заболеваниями. По данным Государственного комитета по статистике, количество умерших от неестественных причин и в результате ишемической болезни сердца и сердечно-сосудистых заболеваний среди работоспособных мужчин с 1990 г. удвоилось. В настоящее время продолжительность жизни мужчин в России в среднем составляет 57,4 года, а женщин — 72 года.
Политические и социально-экономические катаклизмы, вызванные резким переходом страны от социалистической системы хозяйствования к капиталистической, создали благоприятную почву для роста преступности, коррупции, разрыву между доходами богатых и бедных, снижения уровня жизни населения, что способствует увеличению социального напряжения. В этих условиях прежняя система социальной защиты и социальных услуг населению все чаще дает сбои.
Поэтому требуется соответствующая перестройка системы социальной работы. Это влечет за собой необходимость подготовки специалистов социальных служб, повышение их профессионализма, использование в практике социальной работы современных эффективных технологий.
1. Технология социальной работы как отрасль социальных технологий
Освоение технологии в любой сфере деятельности, ее последовательное применение на практике является важнейшим требованием к профессионалу, поэтому программа подготовки специалиста с высшим профессиональным образованием в области социальной работы включает технологию социальной работы как одну из основных учебных дисциплин.
Что же вкладывается в понятия «социальная технология», и «технология социальной работы» и как соотносятся между собой эти понятия?
Технология (от греч. tесhпе — искусство, мастерство, умение + lоgоs — учение) — система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта. Первоначально определение технологии было ориентировано преимущественно на деятельность в производственной сфере, когда объектом технологии выступали природные материалы. В современном языке смысловое пространство понятия технологии значительно расширилось, и содержание понятия существенно обогатилось за счет включения в объект технологий социальных процессов.
Если в сфере материального производства понятие технологии утвердилось прочно, а ее многовековые традиции не вызывали никаких сомнений со стороны теоретиков и практиков, то технологизация социальной сферы, понятие «социальная технология» утвердилось не сразу. Еще в середине 70-х годов подвергалась сомнению сама возможность технологизации социальной сферы.
Длительное время дискуссионным оставалось предметное пространство социальной технологии и в России, хотя стоит отметить, что приоритет в разработке вопросов социальной инженерии и технологии принадлежит российским ученым, а именно коллективу Центрального института труда (ЦИТ), созданного при ВЦСПС в 1920 г. А.К. Гастевым. Социальная инженерия, «трудовая технология» понималась цитовцами как техническая деятельность по совершенствованию и сопряжению организации производства и социальных факторов в целях повышения производительности труда, облегчения и улучшения его условий.
Одной из первых работ, в которой обстоятельно рассматривалось понятие «социальная технология», была монография болгарского ученого Николы Стефанова «Общественные науки и социальная технология», опубликованная на русском языке в 1976 г. Автор книги утверждал, что возможность технологизации социальных процессов обусловлена структурой человеческой деятельности, что смысл социальных технологий сводится к преобразованию знаний, опыта и навыков человека в практические действия по преобразованию социальных отношений и процессов.
Размышления Н. Стефанова вызвали широкий отклик отечественных обществоведов и активизировали исследования проблем технологизации социальной сферы. В частности, вопросы технологии стали разрабатываться специалистами в области социального управления. Так, уже в 1977 г. выходит в свет книга В. Г. Афанасьева « Человек в управлении обществом », в которой социальная технология предстает важным элементом механизма управления, а ее сущность понимается как перевод требований объективных законов на язык практики социального управления: «Это перевод абстрактного языка науки, отражающей объективные закономерности развития общества, на конкретный язык решений, нормативов, предписаний, регламентирующих, стимулирующих людей, каждого конкретного человека на наилучшее достижение поставленных целей».
Начиная со второй половины 70-х годов и фактически по настоящее время продолжается интенсивная научная разработка проблем, связанных с социальными технологиями. Анализ публикаций по этим вопросам свидетельствует, что социальные технологии находятся в центре внимания широкого круга научной общественности. Естественно, исходным пунктом научного исследования проблем социальной технологии является определение ее сущности.
При этом сложность и многогранность социальных технологий, разнообразие подходов к их анализу не могли не породить множества определений сущности социальных технологий. Среди них наиболее характерными являются трактовки социальной технологии как «способа управления, регулирования и планирования социальных процессов», как «конечного продукта социального проектирования, необходимого для обеспечения процессов воспроизводства и совершенствования деятельности», как «совокупности приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей», как социологической категории, обозначающей и характеризующей способ целенаправленного решения общественной проблемы в виде определенного набора процедур и операций и как средства практического достижения поставленных целей.
Приведенные определения лишний раз подтверждают, что любая попытка дать точное и полное определение сущности сложного социального феномена (а именно таковой и является социальная технология) будет неполным и будет носить относительный характер. Вместе с тем, любая претензия на обладание абсолютной истины относительно динамичных систем, какими являются социальные процессы и отношения, неправомерно. Каждое из приведенных определений социальных технологий отражает определенный существенный аспект, имеющий важное значение для характеристики социальной технологии и технологий социальной работы.
Объектом и социальной технологии, и технологии социальной работы являются социальные процессы, но это процессы различных уровней. Однако общий объект исследования определяет и обусловливает наличие органичных глубоких внутренних межпредметных взаимосвязей социальных технологий и технологий социальной работы.
Для понимания соотношения социальных технологий и технологии социальной работы дадим наше определение этим понятиям.
Социальные технологии — это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов.
Технология социальной работы — это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Среди ученых, занимающихся проблемами социальных технологий, порой замечается стремление расширить ее предметную область, включая в нее и вопросы социального проектирования, прогнозирования и управления. Представляется, что такое расширительное толкование социальных технологий ведет к смешению ее с социальной инженерией и социальным управлением, а в итоге — к размыванию собственного предмета исследования со всеми негативными как для науки, так и для практики последствиями.
Когда заходит речь о технологии социальной работы, нередко можно встретить и скептическое отношение к возможности и необходимости ее технологизации. Эти сомнения исходят прежде всего от тех, кто полагает, что социальная работа носит исключительно творческий характер, и ее результаты зависят от индивидуального мастерства, искусства, интуиции и личного обаяния социальных работников. Без сомнения, не всякие действия специалиста даже в достаточно сложной социальной сфере поддаются технологизации. Сторонники такой позиции недооценивают роль теоретических знаний, теоретической подготовки специалистов социальной работы, забывая о том, что социальная работа — это синтез теории и практики, науки и искусства работы с людьми.
Специалистами в области социальных технологий выработаны следующие необходимые условия технологизации практической деятельности в социальной сфере:
- объект воздействия должен обладать определенной степенью сложности, т.е. иметь признаки социальной системы;
- должны быть выделены элементы системы объекта социального воздействия, особенности его строения (структура) и функционирования;
- возможность формализации реально происходящих процессов и представления их в виде определенных операций, процедур, показателей;
- возможность воспроизводства и повторяемость операций, процедур или показателей в новых условиях.
Социальная работа как специфическая профессиональная деятельность и как самостоятельная система научных знаний с собственным предметом исследования по всем параметрам отвечает указанным основным условиям технологизации. Следовательно, проблема заключается не столько в возможности технологического подхода к социальной работе, сколько в разработке и совершенствовании ее технологии, методологии, инструментария, в усвоении опыта их применения на практике.
Технологию социальной работы можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, в широком плане — как систему теоретических знаний и практику, которая представляет собой организацию, алгоритм и всю совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты социальной работы. Такой подход к технологическим проблемам характерен прежде всего для управленческих органов и организаторов реализации социальной политики на федеральном и региональном уровнях. Во-вторых, как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом социальной работы. Этот подход к проблемам технологии социальной работы присущ прежде всего непосредственным организаторам социальной работы с клиентами социальных учреждений, с различными категориями населения по месту жительства или работы.
Выработка технологии решения социальных проблем — процесс сложный, требующий как научных обоснований, так и практической апробации теоретических выводов и рекомендаций. Можно выделить три основных этапа разработки технологии социальной работы: теоретический, методический и процедурный. Их совокупность представляет собой систему.
Теоретический этап связан с формулированием целевой установки, определением предмета технологизации, выделением структурных элементов и выявлением причинно-следственных связей и отношений, в которые включен объект социальной политики или клиент социальной работы.
Методический этап характеризуется решением задач выбора источников, путей и способов получения информации о состоянии объекта социальной политики или клиента социальной работы, определения приемов и средств обработки и анализа этой информации и принципов трансформации выводов в конкретные рекомендации для преобразующей деятельности.
Процедурный этап предполагает решение задач, связанных с организацией практической деятельности по апробации и устранению недостатков рекомендаций, и с составлением алгоритма действий.
Содержание технологии социальной работы заключается в обосновании проекта, программы деятельности, определенного алгоритма и логической последовательности действий в процессе решения поставленных задач, стандарта или норматива предписанных процедурных действий, объективных критериев оценки организации, хода и результатов деятельности. Технологию социальной работы характеризуют:
- динамичность, состоящая в постоянной смене содержания и форм работы специалиста с клиентом и в эвристическом характере деятельности;
- непрерывность, обусловленная необходимостью постоянно поддерживать непосредственную или опосредованную связь с клиентом и оказывать на него влияние;
- цикличность, проявляющаяся в стереотипном, устойчивом повторении этапов, стадий и процедур при работе с клиентами;
- дискретность технологического процесса, которая заключается в неравномерности воздействия на клиентов с момента определения цели до исполнения решения.
Таким образом, технология социальной работы отражает ее Прикладной, практический аспект. Глубокое проникновение и усвоение сущности, содержания и специфики технологических процессов — основа профессионализма кадров социальной , сферы деятельности и специалистов социальных служб.
2. Задачи учебного курса «Технология социальной работы»
Современный специалист социальной работы — это профессионал, глубоко разбирающийся в вопросах социальных отношений, в правовых гарантиях граждан, тонко улавливающий нравственно-психологические проблемы жизнедеятельности людей и способный грамотно оказать им соответствующую ситуации помощь. Его профессиональная деятельность, будучи связанной с регуляцией человеческих отношений, призвана органично реализовывать целый ряд взаимосвязанных специфических и достаточно сложных функций, а именно: нравственно-гуманистическую, организационно-управленческую, информационно-коммуникативную (в том числе рекламно-про-пагандистскую), аналитико-прогностическую, организационно-методическую, регуляционно-профилактическую, социоинтегративную и др.
Как специалист в области социальных отношений социальный работник должен знать теоретические и методологические основы социального управления, специфику организации социальной работы с различными категориями населения, ее историю, отечественные традиции и мировой опыт организации социальной защиты населения. Кроме теоретических знаний, социальная работа требует и глубокой технологической подготовки, выражающейся в наличии навыков в области социально-психологического и ситуационного анализа, социально-организационной диагностики условий жизнедеятельности различных групп населения, проведения конкретно-социологических исследований, прогнозирования и выявления тенденций развития социальных процессов, оптимального выбора инструментария, регулирующего их протекание. Важными критериями профессионализма социального работника являются организаторские способности, высокая общая и правовая культура, психолого-педагогический такт.
На учебный курс «Технология социальной работы» в Государственной образовательной программе подготовки специалистов социальной работы возлагается достижение его главной цели — формирование профессионализма у будущих специалистов. Уровень, глубина и качество подготовки определяют профессионализм работника в любой сфере деятельности. Не является исключением и деятельность социального работника. Следует заметить, что достижение указанной цели в курсе «Технология социальной работы» обеспечивается тесным сочетанием его содержания с другими дисциплинами образовательной профессиональной программы. Однако это не означает, что курс «Технология социальной работы» не имеет соответствующих образовательных и воспитательных целей.
В этом курсе решаются следующие учебно-воспитательные задачи:
- овладение теоретическими основами технологии социальной работы с различными группами населения по месту жительства и на предприятиях;
- развитие творческого мышления, умения анализировать и оценивать конфликтные ситуации, грамотно определять пути и способы оптимального разрешения социальных проблем;
- формирование практических навыков и умений управленческой и организаторской работы, комплексного воздействия на состояние и поведение различных групп населения и отдельных граждан в экстремальных и конфликтных ситуациях.
В сочетании с другими специальными дисциплинами учебный курс «Технология социальной работы» призван готовить специалистов, способных выполнять разнообразные виды деятельности. Для этого студенту необходимо:
- овладевать методикой и технологией социального прогнозирования и проектирования, процедурой и методами внедрения социальных инноваций в практику;
- познавать особенности социальной экологии, методы оценки состояния окружающей среды, овладевать экологической культурой;
- изучать специфические проблемы геронтологии, организовывать медико-социальное обслуживание инвалидов, людей пожилого и старческого возраста;
- развивать умение применять научные знания о природе социальных девиаций при работе с девиантами и представителями групп риска;
- осваивать технологию работы по решению проблем занятости населения и непосредственно с безработными и мигрантами — оказанию им моральной и материальной поддержки, помощи в трудоустройстве и социальной реабилитации;
- учиться применять знания специальных разделов психологии и педагогики, методы социальной статистики в социальной работе;
- овладевать методикой исследовательской работы при анализе явлений и процессов социальной сферы, умением использовать результаты исследования в практике социальной работы.
Решение указанных задач обеспечивается структурой и содержанием курса «Технология социальной работы», который состоит из трех разделов.
Первый раздел «Теоретические основы технологии социальной работы» предполагает изучение теоретико-методологических основ учебного курса, сущности, содержания, инструментария технологии социальной работы, специфики и основных этапов технологического процесса.
Второй раздел «Общие методы и методики социальной работы» посвящается изучению типового инструментария, который используется в социальной работе с различными категориями населения. В этом разделе основное внимание уделяется изучению методов, выработанных различными социальными науками и синтетически использующихся в социальной работе как междисциплинарной области теории и практики.
Третий раздел «Частные технологии социальной работы» дает знания о содержании и конкретных формах, методах и приемах социальной работы при оказании социальных услуг, о поддержке и социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
При изучении технологии социальной работы используются как традиционные формы учебного процесса — лекции, семинарские занятия, конференции и собеседования, так и нетрадиционные — «деловые игры», решение ситуационных задач, тестирование, курсовое и дипломное проектирование на заданную тему и др.
Бюджет времени, отводимый на изучение курса «Технология социальной работы», регламентируется Государственным образовательным стандартом и включает все формы аудиторных и внеаудиторных учебных занятий, а также время самостоятельной работы и подготовки студента при изучении данного учебного предмета. Конкретное распределение времени по различным видам учебных занятий обусловливается соответствующими организационными формами образовательного процесса и уровнем базовой подготовки студентов.
Сформировать высокий профессионализм будущих специалистов социальной работы — это значит обеспечить высокий уровень их технологической подготовки, то есть добиться органической связи теоретических знаний с жизнью, с практикой работы социальных служб и органов социальной защиты населения. Для этого необходимо рациональное использование времени, отводимого на проведение ознакомительной, учебно-производственной практики и стажировки.