Общественные институты, участвующие в процессе реадаптации бывших заключенных
Социальный институт – «исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей» (51;119).
Потеря социально полезных связей – а это трудовой коллектив, семья, друзья – становится причиной примерно каждого пятого преступления. В процессе перевоспитания и адаптации судимых социальные связи выступают как средство ориентации общественного поведения каждого человека, а с другой стороны они имеют свойство контроля за поведением человека со стороны общества. Такая совокупность социальных связей определяет, что именно в их среде реализуются «социальные нормы, обусловленные общественным бытием требования, предъявляемые обществом, коллективом к поведению личности в ее взаимоотношениях с людьми» (36;89). Чем шире и богаче объем социальных связей личности, тем в большей мере социальные нормы общества регулируют поведение человека. В противном случае происходит отчуждение человека от общества – «отчуждение человека от господствующих целей и ценностей, расхождение человека с данным обществом в оценке значимых в этом обществе целей и верований» (20; 107).
Одним из факторов, существенно влияющих на уровень рецидивной преступности, является отсутствие государственно-правового механизма обеспечения социальной адаптации диц, отбывших наказание в виде лишения свободы, а также должного контроля за поведением наиболее криминогенной их части.
Необходимость оказания содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, вышедшим из мест лишения свободы, общепризнана и подтверждена международными правовыми актами. Так, в принятых ООН Минимальных стандартных правилах узазывается, «Обязанности общества не прекращаются с освобождением заключенного. Поэтому необходимо иметь государственные или частные органы, способные проявить действенную заботу об освобожденных заключенных, борясь с прерассудками, жертвами которых они являются, и помогая им включиться в жизнь общества» (2;44).
Эту проблему пытались решать и в советские времена. Ряд норм ЙТК
РСФСР преследовал цель обеспечения социальной адаптации освобожденных из мест лишения свободы. За три месяца до истечения срока наказания администрация ИТУ должна была выяснить возможность трудового и бытового устройства освобождаемых, принять меры к устройству их на работу. Статья 104 Кодекса устанавливала, что «лица, освобожденные от отбывания наказания, должны быть обеспечены работой, по возможности с учетом имеющейся у них специальности, исполнительными комитетами Советов депутатов трудящихся не позднее пятнадцатидневного срока со дня обращения за содействием в трудоустройстве. В необходимых случаях лицам, освобожденным от наказания, предоставляется жилая площадь.
Предписания исполнительных комитетов местных Советов депутатов трудящихся о трудоустройстве лиц, освобожденных от наказания, обязательны для руководителей предприятий, учреждений и организаций» (53;288).
Вместе с тем ни ИТК, ни какой-либо другой законодательный акт не содержали мер ответственности за неисполнение данных предписаний. В силу этого, а также слабости материально -финансовой базы местных органов власти, указанная выше норма большей частью оставалась декларативной.
С JZSr, обязанность содействовать в трудовом и бытовом устройстве освобожденным из мест лишения свободы возлагалась на горрайорганы внутренних дел (инспекции исправительных работ или службы профилактики) по месту жительства освобожденных. Эти подразделения должны были осуществлять свои функции в тесном взаимодействии с территориальными органами власти и управления, хозяйствеными и общественными организациями.
В середине 80-х годов в стране стали возникать так называемые центры социальной адаптации освобожденных из мнет лишения свободы. Практически они представляли собой общежития для временного (до шести месяцев) проживания освобожденных из ИТУ, не имеющих жилой площади. Если освобожденный зарекомендовал себя положительно, в дальнейшем ему предоставлялось место в заводском общежитии и постоянная прописка. Созданные при крупных промышленных предприятиях, такие центры одновременно служили резервом рабочих рук для непрестижных или малоквалифицированных работ. Но и эти меры постепенно стали лишь формальными, выполнялись частично и им перестали уделять должного внимания, ошибочно считая, что построение самого социалистического общества способствует быстрой адаптации лиц, вышедших из мест лишения свободы. .—-
Имеется ряд факторов,объективно осложняющих адаптацию лиц, освобожденных от наказания. С одной стороны они должны оказывать положительное воздействие на осужденного, поскольку весь карательно -воспитательный процесс способствует созданию контр мотива преступной деятельности, показывая, что преступление влечет целый ряд неблагоприятных последствий. С другой – лишение свободы неизбежно связано с рядом отрицательных социальных последствий как для осужденного, так и для общества в целом.
Одно из таких последствий – разрыв многих социально-полезных связей – с семьей, родственниками, знакомыми, трудовым коллективом по месту работы и т.д.
Для того, чтобы ослабить отрицательные последствия такого разрыва, закон предусматривает меры компенсационного характера – отсутствие t–ограничений в переписке осужденных, они получают посылки, передачи, свидания (правда в последнее время это приобрело характер материальной и продовольственной поддержки заключенных из-за невозможности ИТУ обеспечивать всем необходимым осужденных). Однако эти меры полностью заменить постоянное общение, конечно, не могут.
Вторым последствием является помещение осужденного в отрицательную среду таких же лиц, как он сам, то есть преступников. Естественно, что такая среда не может не оказать отрицательного влияния на осужденного, особенно если он впервые осужден и характеризуется небольшой степенью социально нравственной запущенности.
Компенсационные меры выражаются в раздельном содержании впервые осужденных и ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы. Однако такая классификация не учитывает индивидуальных особенностей разных осужденных. Известно, что иногда одну судимость может иметь опасный преступник, имеющий за плечами десятки преступлений, а вторую – человек, совершивший преступление под влиянием ситуации, и т.п. Первый может оказывать куда более опасное влияние на другие отбывающих наказание, чем второй.
Следующая трудность, осложняющая адаптацию связана с тем, что осужденные отучаются принимать самостоятельные решения; весь порядок жизни определяет администрация учреждения; они не планируют свой бюджет, у них нет наличных денег, они не пользуются городским транспортом, не обеспечивают себя жильем, одеждой, продуктами питания. Осужденные становятся пассивными, им трудно решать бытовые проблемы, с которыми они столкнутся после освобождения.
Немаловажное значение с точки зрения осложнения адаптации имеет и тот отрицательный прием, с который сталкиваются многие освобожденные с первых шагов на свободе. Особенно сильное влияние этот фактор оказывает на тех, кто не был подготовлен к нему в колонии.
Для облегчения социальной адаптации предусмотрена специальная система норм, призванных, с одной стороны, помочь освобожденному в решении важных проблем, которые он в целом ряде случаев сам решить не может (трудовое, бытовое, жилищное устройство), а с другой – установить социальный контроль за теми освобожденными, от которых можно ждать каких -либо антиобщественных проявлений, в том числе – совершения новых преступлений.
Поскольку жизнь лиц,освобожденных из мест лишения свободы, протекает в различных сферах жизни нашего общества, то социально-полезные связи освобожденного из мест лишения свободы подразделяются на производственно – трудовые, правовые и нравственно -социальные.
1.Производственно – трудовые.
Трудоустройство – центральный вопрос в осуществлении процесса социальной адаптации освобожденных из мест лишения свободы. Труд как средство общения создает и систему общественно -полезных связей, формирует личность, создает материальную базу жизнедеятельности и является источником средств существования человека.
Трудовая занятость – основное условие возвращения освобожденных судимых лиц к нормальной жизни в условиях свободы. По данным многих исследований показано, что «среди лиц, совершивших повторные преступления не работало 66%, были частично включены в труд – 33%, то есть 99% рецидивистов имели неполные общественные связи в сфере труда» (22;214). Чем менее человек вовлечен в сферу труда, тем выше вероятность совершения преступления. Статистика свидетельствует о том, что в последние годы число преступлений, совершаемых ранее судимыми, постоянно растет: «с 32.7% в 1987году до 57% в 1998году» (55; 15).
Но готово ли наше общество обеспечить работой тех граждан, которые еще вчера реально не сталкивались с проблемой трудоустройства и, что естественно, не всегда готовы к ее решению? Сегодня многие квалифицированные, дипломированные специалисты не всегда могут найти соответствующую их специальности работу. Говорить об отсутствии данной проблемы среди бывших заключенных было бы глупо, ведь большинство из них вообще не имеют какой -либо специальности, а если и успели получить ее до отбывания наказания, то за это время их квалификация заметно ухудшается в связи с невостребованностью данных профессиональных навыков в течение дляительного времени.
В бывшем СССР существовали нормы, по которым руководители предприятий обязаны были брать на работу бывших заключенных заниматься их перевоспитанием, дабы содействовать их адаптационному процессу. Не смотря на это руководители предприятий и организаций под разными предлогами отказывали освобожденным в приеме на работу. Никакой ответственности за это они не несли. С переходом к рыночным отношениям это приобрело еще более острый характер.Ведь предприятия получили право самостоятельно решать все производственные вопросы, в том числе и подбора новых работников. Трудовые коллективы часто не желают принимать на работу ранее судимых не только из -за уголовного прошлого лиц, отбывших наказание, но и в связи с их низкой квалификацией.
В то же время следует реально осознавать, что значительная часть освобожденных стремится к паразитическому существованию, 30 – 47% не хотят работать, среди 18 – 25-летних 45%, средиЗ! – 40-летних 71%, среди 41 – 50-летних 37%,свыше 50 лет – 52%. Источниками их существования в основном являются:
-средства, добытые противоправным путем
-случайные заработки
-средства родственников и знакомых.
В последние годы появилась категория осужденных, которых не пугает пребывание в ИТУ, напротив они видят в этом возможность устроить свою жизнь. Это бродяги (6 – 8%), лица, без определенных занятий (24%), престарелые и инвалиды с преступным прошлым (25%).
Исходя из вышесказанного можно лишь сделать вывод о необходимости выработки и внедрения нового подхода к решению проблемы трудоустройства бывших заключенных, чем сейчас мало кто, к сожалению, занимается.
2. Нравственно-бытовые.
Той основной средой, от состояния которой в большей степени зависит успешное протекание реадаптации бывшего заключенного является его семья. Поддержка с ее стороны во время отбывания срока наказания является чуть ли не единственной нитью, связывающей осужденного с внешним миром. А по окончании данного срока на семью ложатся все проблемы, с которыми сталкивается бывший заключенный.И если тот психологический климат, который царит в ней, не способствует приспособлению к новым условиям жизни, а лишь обостряет проблемы, то человек быстрее замыкается, отгораживается от внешнего мира, острее чувствует свою ненужность и все чаще сталкивается с мыслью, что там, за колючей проволкой он был нужнее, о нем хоть кто-то помнил. И как следствие, зачастую совершает новое преступление и вновь попадает туда, где ему привычнее находиться.
Распад семьи или отсутствие нормальных связей с родственниками и близкими влечет за собой деформацию личности, облегчает формирование антиобщественной направленности. Хотя нельзя утверждать, что само по себе наличие семьи еще не решает вопроса о благополучном исходе социальной адаптации бывших заключенных, ведь влиянме семьи на человека может быть как положительным, так и отрицательным. В данном случае более успешная реадаптация бывшего заключенного зависит от тех норм и ценностей, которые существуют в семье как одном из социальных институтов. Ведь одной из функций семьи является «эмоциональная -получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональной стабилизации индивидов и их психологическая терапия» (51;126).
Важное значение имеет то, какую роль в семье играл человек, попавший в места лишения свободы. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя.
Для успешности адаптации большое значение имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, если бывший заключенный до отбывания срока наказания материально обеспечивал семью самостоятельно, то после отбывания срока наказания ему будет довольно сложно быстро вернуться к данной семейной роли, что может привести к ролевому конфликту, не способствующему адаптационному процессу такого человека.
Важно изменилась или нет та семейная роль, которую играл человек до заключения под стражу. Если раньше он, например, принимал активное участие в процессе воспитания своих детей, к его мнению прислушивались при принятии важных решений, и это продолжалось во время отбывания срока наказания, то есть большая вероятность того, что выйдя на свободу, его семейная роль не притерпит больших изменений и он сможет быстрее включиться в процесс общественной жизни, то есть адаптироваться.
Не последнюю роль играет и то, сохранилась или нет вообще семья во время отбывания человеком срока наказания. По семейному законодательству, в нашей стране один из супругов может развестись без согласия супруга, находящегося в ИТУ. Говорить о полезности этой нормы сложно, здесь присутствуют и положительные и отрицательные моменты. Но если смотреть на это через призму изучаемой проблемы, то можно с уверенностью утверждать, что такой развод играет отрицательную роль в адаптационном процессе бывшего заключенного.
3. Правовые.
Общественное воздействие, как средство исправления бывших осужденных применяется давно. Существовали наблюдательные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних, которые не только осуществляли контроль за порядком жизни лиц, вышедших из мест лишения свободы, но и сами участвовали во многих воспитательных мероприятиях с бывшими осужденными.
В настоящее время за лицами, отбывшими наказание устанавливается надзор, который длится весь срок погашения судимости и осуществляется органами внутренних дел по месту жительства бывших заключенных.
К тем освобожденным, поведение которых дает основание опасаться рецидива преступлений, применяется такая профилактическая мера, как административный надзор. Его цель – предупреждение новых преступлений со стороны освобожденных и оказание на них воспитательного воздействия. Он не имеет целью унижение человеческого достоинства и компрометацию поднадзорного по месту его работы или жительства. К этой категории относятся особо опасные рецидивисты, лица, судимые за тяжкие преступления, ранее освобождавшиеся из мест лишения свободы до полного отбытия назначенного судом срока наказания условно -досрочно и вновь совершившими преступление в течение неотбытой части наказания, лица, систематически нарушающие требования режима отбывания наказания.
При освобождении постановление об установлении надзора объявляется осужденному под расписку. Ему разъясняются правила надзора, его обязанность прибыть в назначенный срок к избранному месту жительства и явиться в орган внутренних дел, а также соблюдать те ограничения, которые будут установлены в соответствии с постановлением об административном надзоре.
Помимо обычных для всех граждан обязанностей вести честный образ жизни, не нарушать общественный порядок, лица, находящиеся под административным надзором должны явиться в органы милиции по вызову и давать объяснения по вопросам, связанным с соблюдением правил надзора;
уведомлять работников милиции о перемене места работы и жительства, о выездах в командировки; при выезде в другой населенный пункт по личным делам с разрешения органов милиции и нахождением там более суток – зарегистрироваться в местном органе внутренних дел.
К лицам, в отношении которых установлен административный надзор, могут применяться ограничения в виде запрещения ухода из дома в определенное время; запрещения пребывания в определенных пунктах района, города (например на вокзалах); запрещения или ограничения времени выезда по личным делам за пределы района, города. Этих лиц могут обязать являться в милицию для регистрации от одного до четырех раз в месяц.
Административный надзор прекращается по истечении срока, на который он установлен или в случае погашения или снятия с него судимости.
Хочется отметить, что практика осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы нуждается в значительной корректировке. Анализ практики показывает, что именно здесь происходят многочисленные ошибки, выражающиеся как в незаконном установлении административного надзора, так и в неустановлении такового в тех случаях, когда он требуется. Эти ошибки обусловлены, прежде всего, отсутствием криминологического обоснования выбора тех категорий лиц, в отношении которых целесообразно его установление. В настоящее время выбор этот достаточно произволен, зависит от начальника учреждения, исполняющего наказание, или органа милиции, а в отношении особо опасных рецидивистов вообще применяется автоматически.
Правовое регулирование общественных отношений, возникающих в связи и по поводу адаптации лиц, подлежащих освобождению от наказания или отбывших его, должно осуществляться на уровне законов, то есть системы законодательных актов, регламентирующих как исполнение наказания, так и постпенитенциарную помощь. В сфере исполнения наказания таким законодательным актом должен быть Уголовно -исполнительный кодекс, призванный регулировать комплекс отношений на подготовительном этапе социальной адаптации. Основным же нормативным актом, который регламентировал бы все специфические правоотношения, возникающие в этой связи, между государственными органами, предприятиями и гражданами, освобождаемыми из мест лишения свободы, а также сводил бы в единую систему всю совокупность нормативных актов, касающихся этой проблемы, должен стать специальный закон «О социальной помощи лицам, освобожденным от наказания в виде лишения свободы и контроле за их поведением», проект которого уже более пяти лет назад представлен Государственной Думе, но так и не рассмотрен.
Исходя из всего этого можно сделать вывод о необходимости разработки нового подхода о оказанию психосоциальной помощи лицам, вышедшим из мест лишения свободы, основанной на психологическом теоретическом, а также практическом опыте, накопленном как в нашей стране, так и заруб ежом, и которая бы способствовала скорой и эффективной адаптации таких людей к окружающему их миру с минимальными для них отрицательными последствиями.