Типологизация социальных прогнозов.

Основополагающим критерием типологизации социальных прогнозов является цель: для чего разрабатывается данный прогноз.

В соответствии с этим критерием различаются два типа прогнозов:

  1. Поисковые (такие прогнозы отвечают на вопросы: в каком направлении идет развитие? Что вероятнее всего произойдет при сохранении существующих тенденций?)
  2. Нормативные (такие прогнозы отвечают на вопросы: как достичь желаемого?)

Наряду с типами прогнозов первого порядка (поисковые и нормативные), по критерию соотнесения с различными формами конкретизации управления выделяются подтипы прогнозов второго порядка (плановые, программные, проектные, организационные, целевые, включающие каждый оба типа первого порядка).

Плановые прогнозы. Имеется в виду прогнозирование хода и исхода выполнения (или невыполнения) планов, мобилизация поисковой и нормативной прогностической информации. Такие прогнозы отвечают на вопрос: как, в каком направлении ориентировать планирование, чтобы эффективнее достичь поставленных целей?

Программные прогнозы возможных путей, мер и условий достижения предполагаемого желательного состояния данного явления.

Такие прогнозы отвечают на вопрос: что конкретно необходимо, чтобы достичь желаемого? Для ответа на этот вопрос важен и поисковый и нормативный подходы. Первый выявляет проблемы, которые нужно решить, чтобы реализовать программу, второй определяет условия для такой реализации.

Проектные прогнозы конкретных образов того или иного явления в будущем при допущении ряда пока еще отсутствующих условий. Такие прогнозы отвечают на вопрос: как (конкретно) это возможно, как может выглядеть? Здесь также важно сопоставление поискового и нормативного подходов.

Организационные прогнозы текущих решений применительно к сфере управления для достижения предусмотренного желаемого состояния явления, поставленных целей. Такие прогнозы отвечают на вопрос: в каком направлении ориентировать решения, чтобы достичь желаемого? Сопоставление поискового и нормативного подходов должно охватывать здесь весь комплекс организационных мероприятий, повышая тем самым общий уровень управления.

Целевые прогнозы собственно желаемых состояний (норм, идеалов, целей) на основании заранее определенных критериев. Такие прогнозы отвечают на вопрос: что именно желательно и почему? В данном случае происходит построение на определенной шкале (поле, спектре) возможностей уже не вероятностной, а оценочной функции, т.е. функции распределения предпочтительности: нежёлатстьно — менее желательно — более желательно — наиболее желательно — оптимально (при компромиссе по нескольким критериям).

Типология прогнозов не исчерпывается названными порядками. По критериям объекта, предмета, проблемы, времени учреждения, методов прогнозирования можно выделить типы прогнозов третьего, четвертого и т.д. порядков. Например, по времени учреждения прогнозы можно разделить на текущие, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и сверхдолгосрочные.

Текущий прогноз рассчитан на перспективу, на протяжении которой не ожидается никаких существенных изменений объекта исследования — ни количественных, ни качественных. Краткосрочный — на перспективу только количественных изменений, долгосрочный — не только количественных, но и качественных изменений. Среднесрочный прогноз охватывает перспективу, промежуточную между кратко — и долгосрочной, с преобладанием ожидаемых количественных изменений над качественными, сверхдолгосрочный -перспективу, когда ожидаются столь значительные качественные изменения, что по существу можно говорить лишь о самых общих закономерностях развития природы и общества. Текущие прогнозы содержат, как правило, детально-количественные оценки, краткосрочные — общие количественные, среднесрочные — количественно-качественные, долгосрочные — качественно-количественные и сверхдолгосрочные общие качественные оценки.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *