Девиантное поведение: благо или зло?
Нарушения поведения, его отклонения от общепринятых норм встречаются среди подростков довольно часто. Характер нарушения поведения у детей и подростков может быть самым разнообразным. Чаще всего они выражаются в противоправных действиях, игнорировании существующих требований и порядков, пьянстве, сексуальной распущенности, наркотизации, бродяжничестве, суицидальных тенденциях.
Нарушение поведения — это отклонения от нормы внешне наблюдаемых действиях (поступков), в которых реализуется внешнее побуждение человека. Они могут проявляться как в практических действиях (реальное нарушение поведения), так и в высказываниях, суждениях (вербальное нарушение поведения).
• Девиантное, или отклоняющееся, поведение — понятие социально-психологическое, т.к. обозначает отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья.
Что же понимается под девиацией с психологической точки зрения? Дело в том, что психиатрический и психолого-педагогический аспект проблемы нарушения поведения изучен недостаточно. Одним из выражений этого является разнобой в терминологии данной группы расстройств:
• «нарушение поведения»; — «патологическое поведение»;
• «аномальное поведение»; — «девиантное поведение». Многочисленные попытки систематизации нарушения поведения недостаточно успешны, что прежде всего связано с отсутствием четких диагностических корректив. В принятой у нас классификации выделяют:
1) антисоциальное, т.е. невыполнение нравственных норм поведения в обществе;
2) антидисциплинарное, т.е. нарушение режима и дисциплины, принятых в учебно-воспитательных учреждениях;
3) делинквентное, т.е. потивоправное;
4) аутоагрессивное.
В клинической и педагогической практике часто встречаются патохарактерологиче-ские реакции, которые проявляются, в основном, интуативно обусловленными нарушениями поведения:
• побеги из дома и бродяжничество;
• ранней алкоголизации, наркоманией и токсикоманией;
• суицидальным поведением;
• транзиторными сексуальными девиациями.
Типология отклоняющегося поведения
Психопатии — это такие аномалии характера, которые определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его существенный склад свой властный отпечаток, мешая приспосабливаться к окружающей среде.
Нарушение адаптации или точнее социальной дезадаптации в случаях психопатии обычно проходят через весь подростковый период. Нарушается также адаптация к среде своих сверстников — страдающий психопатией подросток либо вообще неспособен устанавливать с ними контакт, либо отношения бывают полными конфликтов, либо способность адаптироваться ограничивается жестоко очерченными пределами — небольшой группой подростков, ведущий аналогичный , большей частью асоциальный образ жизни.
Существуют III степени психопатии и II степени акцентуации характера:
Тяжелая психопатия — (степень III) — нарушения поведения могут достигать уголовных преступлений; суицидных актов и других действий, грозящих тяжелыми последствиями для самого психопата и его близких.
Выраженная психопатия (степень II); слабовыраженная психопатия (степень I).
Акцентуированные подростки представляют определенную опасность — они податливы пагубным влияниям среды и психическим травмам.
Основные типы нарушения поведения у подростков («поведенческие реакции»)
Реакция отказа от контактов, от игр, от пищи возникает у детей, внезапно оторванных от матерей, от семьи, от привычного места (помещение в детское учреждение, переезд на новое место жительства и т.д.)
Реакция ОППОЗИЦИИ — может быть вызвана чрезмерными претензиями к ребенку, непосильной для него нагрузкой, требованиями. Но чаще эта реакция бывает следствием утраты или резкого уменьшения привычного внимания со стороны матери или близких (появление в семье отчима, мачехи, сестры или брата).
Реакция имитации — стремление подражать во всем определенному лицу или образу.
Отрицательная имитация — своеобразное извращение реакции имитации.
Реакция гиперкомпенсации; реакция группирования со сверстниками; реакция эмансипации.
Форма проявления нарушения поведения.
Подростковые поведенческие реакции могут обнаруживаться по разному. В патологических случаях на 1-ом месте из проявлений стоят такие нарушения, как:
— уклонение от учебы и труда;
— мелкое хулиганство и мелкое воровство;
— пренебрежение правилами поведения в общественных местах;
— вызывающая манера вести себя;
— драки и другие поступки — все это последнее время получило название делинквентое поведение.
Причинами подростковой делинквентности являются недостатки воспитания. От 30 -50 % делинквентных подростков вырастают в неполной семье — без отца, матери или в семье «деформированной». Делинквентность в 90% сочетается с злоупотреблением алкоголем.
Близко к делинквентности примыкают побеги из дома, интернатов, бродяжничество, за ними следует алкоголизация и знакомство с наркотиками. Наконец, важное место среди крайних форм выявления специфически подростковых реакций занимает суицидное поведение. Другие проявления поведенческих реакций — сексуальная девиантность.
Алкоголизация подростков самое страшное проявление того большого социального зла, которое называется словом «алкоголизм».
Ранняя алкоголизация и неалкогольная токсикомания возникают чаще всего как одно из следствий делинквентности. Тяготение к легким развлечениям и удовольствиям — одна из главных черт этой группы больных. Среди употребляющих алкоголь подростков очень часты случаи алкоголизации близких родственников, антисоциальные тенденции семьи.
Значительное распространение сегодня получили неалкогольные токсикомании. К ним можно отнести употребление лекарственных средств (веществ), не относящихся к группе наркотиков, предметов бытовой химии. В детском возрасте особенно характерным стало применение летучих веществ для получения наркотического эффекта. Для токсикомании характерно развитие групповой психологической зависимости.
Токсикоманию можно разделить на 2 группы:
токсикоманию как патологическое • токсикоманию как вариант нарушения состояние поведения
Токсиманическое поведение, даже не достигая паталогического состояния, часто приводит к социальной дезодаптации. В формировании токсиманического поведения большую роль играют реакции группирования, имитации, оппозиции, характерные для подросткового возраста.
Исследования ряда авторов показали значение личностных особенностей детей и подростков, склонных к токсикомании. Наиболее часто употребляющие токсимонические вещества дети и подростки неустойчивого, эпилептоидного, гипертимного и истероидно-го типов характера.
Исследования семей данной группы выявило преобладание социального неблагополучия (алкоголизм, наркомания родителей; правонарушения членов семьи; неполные семьи). Воспитание детей в таких семьях проходит в условиях гипоопеки и безнадзорности. Воздействие токсиманического вещества на организм ребенка приводит к развитию неврозоподоб-ного, психоподобного синдромов, ухудшает адаптацию таких детей в условиях учебного развития.
Исследования алкоголизации и токсикомании, а также наркомании у подростков направлены на выяснение значения социально-психологических факторов роли неполной семьи, алкогольного, наркотического примера родителей.
— хронический алкоголизм — 6%
— злоупотребление алкоголем — 23%
— алкогольная отягощенность в целом — 28%
— наркомания — 9%
— ненаркотический наркотизм — 19%
— не злоупотребление ни алкоголем, ни наркотическими веществами — 43%
Важный мотив интереса к наркотикам для подростков — любопытство, поиск необычных ощущений и переживаний. При этом, по нашим наблюдениям, подростка неустойчивого типа привлекает элементарное ощущение блаженства, гипертима и истероида — возможность получить необычные ощущения, «расширить мир» и завоевать определенное положение среди сверстников, а для шизоида наркотик нередко оказывается допингом, способным облегчить контакты, преодолеть и заглушить внутренние противоречия.
Вслед за любопытством стоит подражание приятелям, желание не отставать от своей группы, солидарность с группой, т.е. фактор конформности.
Термин «суицидальное поведение» объединяет все формы появления суицидальной активности — мысли, намерения, высказывания, угрозы, пытки, покушения.
В последние 10-15 лет суицидальное поведение подростков стало весьма актуальной проблемой.
Суицид как причина смерти у подростков опережает туберкулез, пневмонию и полиомелит.
Отличается, что до 13 лет суицидальные попытки чрезвычайно редки. С 14-15 лет суицидальная активность быстро возрастает, достигая максимума в 16-19 лет — 32% попыток приходится на 17-летних, 31% — на 16-летних, 21% — на 15-летних, 12% на 14-летних и 4% на 12-13-летних.
По мнению французских психиатров суицидальные попытки более часты у мальчиков, а среди совершивших эти попытки больных психозами было не более 5%.