Социально-экономический кризис и масштабы безработицы в России.
Понятия «безработица», «безработный», «подходящая работа», «виды безработицы».
Безработица— это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занято в производстве товаров и услуг.
В последние десятилетия перед государствами, правительствами развитых стран стоит дилемма: либо смириться с ростом безработицы с вытекающими отсюда последствиями — социальной нестабильностью и возможными социальными потрясениями, либо попытаться не допустить появления крупномасштабной безработицы, и осуществить некоторые меры по сокращению рабочего времени. Что касается неприятия общественностью безработицы, то после августовского шока 1998 г. общество стало вполне толерантным.
Позиция Международной организации труда (МОТ) по этому вопросу выражена в Конвенции о содействии занятости и защите от безработицы, принятой в 1991г . Конвенция устанавливает, что содействие полной, производительной и свободно избранной занятости всеми соответствующими средствами, включая социальное обеспечение, должно быть приоритетной задачей национальной занятости. Такие средства должны включать службы занятости, профессиональную подготовку и профессиональную ориентацию. Обращается внимание на меры обеспечения профессиональной мобильности, зашиты от безработицы и предоставления соответствующей работы.
В различных странах понятие «безработный» воспринимается по-разному. Экономически развитые страны под безработным понимают трудоспособного человека, желающего работать, но не получающего возможности приобрести работу в соответствии со своим спросом. Ряд стран (в том числе и Россия), конституционно гарантировав право на труд, со временем трансформировала эту гарантию в обязанность работать не менее 8 часов в день с оплатой, далеко не всегда пропорциональной реальному трудовому вкладу. С переходом в рыночную систему хозяйствования следующей деформированной ступенью стало наличие определенных пропорций между спросом и предложением рабочей силы, которые складываются, по существу, стихийно и эти стихийно возникшие пропорции фиксируются рынком труда.
Рынок труда позволяет делать безработицу видимой для общества. Это позволяет государству регулировать безработицу, решать проблемы переквалификации безработицы и их трудоустройства, смягчать социально-экономические последствия безработицы. Система рыночных отношений признает определенный уровень незанятости — добровольной или вынужденной, т.е. безработицы.
Естественный или нормальный уровень безработицы, определенный суммой структурной (несовпадение структуры спроса и предложения рабочей силы) и фрикционной (размерами текучести рабочей силы) безработицы, изменяется под воздействием многих факторов. Так, техническое обновление производства может привести к масштабным структурным преобразованиям экономики, что создает естественную базу для высвобождения работников. Там, где рынки динамичны, идет наращивание производства, тогда как в других отраслях приходится его сворачивать и сокращать рабочие места. Структурная безработица— это безработица, обусловленная изменениями в структуре спроса на труд, которая, как правило, протекает в болезненных для человека формах, срабатывают социальные, психологические и иные факторы.
Разница между фрикционной и структурной безработицей незначительна. Различие состоит в том, что у «фрикционных» безработных есть навыки, которые они могут продать, а «структурные» безработные не могут сразу получить работу без переподготовки, дополнительного обучения. Поэтому фрикционная безработица носит более кратковременный характер, а структурная безработица более долговременная.
Концепция естественного уровня безработицы помимо понятий фрикционной и структурной, связана с другими формами в зависимости от характера причин, вызывающих безработицу.
Циклическая безработица — это безработица, которая вызывается спадом производства, снижением инвестиций в экономику. При этом совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет.
Институциональная безработица возникает в результате нерационального функционирования рынка труда (несовершенство информации о свободных рабочих местах, продолжительность выплаты пособий и др.), т.е. ее порождают сами институты рынка рабочей силы. Как массовое явление она появляется тогда, когда размер пособия по безработице достаточен для обеспечения основных потребностей человека и в связи с этим исчезают стимулы к поиску работы.
Институциональная безработица вызывается также введением гарантированного минимума заработной платы как абсолютно необходимая в современном обществе форма социальной защиты. Возникает ситуация, когда человек согласен трудиться за сравнительно низкую зарплату, работодатель готов ее платить, а взаимного интереса не возникает потому, что последний не вправе устанавливать заработную плату ниже определенного законом предела.
В переходный период рыночных отношений появляется новый тип безработицы — скрытая, которая особенно, по нашему мнению, проявляется в региональной форме безработицы. Главная причина этой безработицы спад производства и неадекватное ему сокращение занятости.
В отдельных случаях работодатель согласен содержать излишнюю численность работников только за счет снижения реальной заработной платы. Работники в силу отсутствия возможности продать свой труд по более дорогой цене, вынуждены соглашаться. Скрытую безработицу разделяют на официальную и неофициальную.
К официальной скрытой безработице того или иного региона (города предприятия) относятся регистрируемые статистикой лица, находящиеся в административных отпусках по инициативе администрации, а также лица
вынужденные работать в условиях неполного рабочего времени. В неофициальную скрытую безработицу следует включать избыточную внутрипроизводственную численность работников и тех, кто ищет работу самостоятельно не обращаясь в службы занятости.
Основные правовые регламенты, регулирующие трудоустройство: Конституция РФ, ФЗ «О занятости населения», ТК РФ, Конвенции и рекомендации МОТ.
Конституция РФ определяет — труд, должен быть свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен (ст. 37).
Государство гарантирует гражданам Российской Федерации: свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с разными режимами труда; охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.
Государство гарантирует безработным гражданам: бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости; обеспечение социальной поддержки; компенсацию в соответствии с законодательством Российской Федерации материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости; бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение; возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.
Закон «О занятости населения в Российской Федерации» гарантирует: право граждан на выбор места работы, на консультацию, профессиональную деятельность за пределами территории РФ на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц.
Этот закон также определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы.
Главный недостаток действующего Закона «О занятости населения в Российской Федерации» в том, что объектом его регулирования выступает не занятость, как таковая, а безработица, причем только ее регистрируемая часть, а основными субъектами-пользователями закона являются органы службы занятости. Другие же субъекты— работодатели, профсоюзы, администрации всех уровней — в нем только обозначены. Многие ведомства, чье участие в решении вопросов занятости объективно необходимо, в законе даже не упомянуты. Закон о занятости преследовал цели обеспечения социальной защиты граждан, не имеющих работы и реализации их права на труд. Жизнь выявила односторонность подобного подхода, поскольку законодательно регламентирует обеспечение занятости, а создание условий для нее отступает на второй план. Так, в действующем законодательстве фактически отсутствуют нормы, регулирующие спрос на труд, не считая продекларированной обязанности работодателей предоставлять вакансии в службы занятости. Государство практически отдало им на откуп многие вопросы, касающиеся возможности и условий занятости. Так, сегодня они самостоятельно формируют требования к рабочей силе, нередко завышенные или даже дискриминационные, зачастую скрывают вакансии.
Для наведения порядка в этой сфере необходимо законодательно определить основы регулирования спроса на труд, включая определение критериев подбора персонала и ответственность работодателя за их использование. Причем важно обозначить как права и обязанности
работодателей, так и обязательства государства.
Серьезный недостаток Закона о занятости в том, что заложенные в нем нормы социальной защиты безработных не только не по силам нашей депрессивной экономике, но и противоречат принципу обеспечения мотивации к труду. Законодательство ставит некоторых безработных особенно высвобожденных, в более выгодное положение по сравнению со многими работающими. Средний размер пособия по безработице в первые шесть месяцев его получения лишь на 15% меньше средней зарплаты по заявленным в службу занятости вакансиям. А у безработных из числа высвобожденных граждан в первые три месяца пособие в полтора раза превышает среднюю зарплату. Ясно, что в таких условиях у значительной части безработных резко снижается мотивация к поиску работы.
В действующем законе слабо проработан дифференцированный подход к обеспечению занятости различных категорий граждан, в том числе нуждающихся в особой защите государства Соответствующие законодательные нормы носят декларативный характер. Представляется необходимым ввести в законодательство о занятости, ранее существовавшие нормы об обязательном квотировании рабочих мест (четко обозначить механизм их действия) для трудоустройства молодых людей без опыта работы, лиц, вернувшихся из мест заключения, возможно, для других категорий граждан, чья занятость не может быть обеспечена без законодательной поддержки государства.
Необходимость нового законодательства о занятости, опирающегося на новую концепцию, очевидна.
Анализ действующего российского законодательства, регулирующего отношения в сфере занятости и трудоустройства, позволяет сделать вывод об отсутствии эффективного механизма правового регулирования в данной сфере.
В сфере занятости и трудоустройства в РФ существует целый ряд проблем: безработица и ее различные формы проявления, неформальные
трудовые отношения в сфере занятости, снижение уровня гарантий прав трудящихся, трудности с трудоустройством граждан, особо нуждающихся в повышенной социальной защите, рост миграции (нелегальной).
Особую актуальность в России приобретает закрепление гарантий прав граждан в сфере трудоустройства в связи с деятельностью негосударственных структур занятости. Складывающиеся общественные отношения с участием частных агентств занятости не урегулированы в достаточной степени законодательством. Необходимость такого вмешательства трудового права в данную сферу общественных отношений объективно существует. Так, большинством агентств применяются различные тесты при отборе персонала, требования к проведению которых не установлены законодательством. Мировой опыт показывает, что существуют специальные правовые нормы, регламентирующие использование тестов как работодателями, так и частными службами занятости. Например, Германское гражданское уложение практически запрещает сообщать о вакансиях только для мужчин или женщин (подобные требования нередко предъявляются российскими негосударственными агентствами). Другая проблема— практика временного трудоустройства— также обойдена вниманием российского законодательства. Речь идет о так называемых «треугольных» (лизинговых) отношениях, одной из сторон которых выступает агентство по найму, предоставляющее работу лицу, заключившего трудовой договор с агентством, а не непосредственно с организацией-работодателем. И хотя практика лизинга персонала не получила пока особого распространения в России, мнение работников кадровых агентств о том, что лизинг персонала одна из прибыльных практик частных структур занятости, высказывалось не однократно в специализированных средствах массовой информации и проводимых конференциях и семинарах. Следовательно, проблема правового обеспечения и защиты социально-трудовых прав работающих на условиях временного трудоустройства, в скором времени остро встанет в России.
Учитывая вышесказанное можно оценить способность складывающегося в России рынка труда к саморегуляции как незначительную. Сохраняется объективная необходимость в использовании элементов государственного регулирования, особенно организационно-правовых, направленного на решение различных проблем занятости и трудоустройства. Особое место в решении данных вопросов должно отводиться трудовому праву.
Анализ структуры и содержания Закона «О занятости населения в Российской Федерации» показывает, что большая его часть посвящена вопросам гарантии социальной поддержки безработных (выплате пособий по безработице, стипендий на период переобучения по направлению служб занятости и т.д.). Но основные права граждан в сфере трудоустройства не конкретизированы, а принципы правового регулирования занятости и трудоустройства не систематизированы.
Как справедливо отмечалось в юридической литературе, российский Закон о занятости в большинстве его норм обязательственный акт, и по своей логике его точное определение — Закон о государственных гарантиях населению в сфере занятости.
Основополагающие принципы правового регулирования отношений в сфере занятости и трудоустройства практически не закреплены и в действующем трудовом кодексе РФ. Так, в ТК РФ правовое регулирование трудоустройства представлено в виде перечисления гарантий при приеме на работу, запрещения необоснованных отказов, гарантий реализации права на труд, которые в большей степени касаются высвобождаемых работников.
Таким образом, как и нормы Закона о занятости, нормы действующего ТК РФ нуждаются в уточнении.
Помимо рассмотренных законодательных актов, в рассматриваемой сфере действует множество нормативных актов различного уровня, не систематизированных и в некоторой части противоречащих друг другу. Это приводит к неоднозначному толкованию весьма существенных понятий, например, право граждан на трудоустройство, способы содействия (обеспечения) занятости; а также к нечеткости в определении правового
статуса субъектов правоотношений. Последнее обстоятельство касается трудоустройства определенных категорий граждан, так как указанная группа лиц по-разному называется в различных нормативных актах, что приводит к сложности предоставления им услуг по трудоустройству в приоритетном порядке.
Анализ нормативно-правовых актов подзаконного уровня приводит к выводу о несовершенстве законодательной базы в сфере занятости и трудоустройства и предопределяет приоритетный способ ее совершенствования, а именно: систематизация нормативной базы и четкое определение основных понятий и категорий.
Отмечая недостатки правового регулирования, можно прийти к выводу об обогащении Трудового кодекса специальным разделом, посвященным вопросам трудоустройства и занятости населения.