Социально-технологическая специфика социальной работы
1. Сущность социальной работы в России
Опыт социальной политики, проводившейся при Советской власти, а также итог первых лет радикальных экономических реформ заставляют в настоящее время разрабатывать концепции социальной политики, решительно отвергающей «валовой» подход, оказание всеобщей, безадресной помощи. Причиной этому не только экономические трудности государства, не способного обеспечивать «сплошную» социальную поддержку, но и изменение подхода к человеку в обществе, возрастание роли индивидуальной ответственности, инициативы. В качестве приоритетных объектов социальной поддержки выделены те малообеспеченные и социально уязвимые слои населения, которые реально столкнулись с угрозой экономической и социальной деградации — инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи, безработные, беженцы и т.д. Социальные программы более конкретно ориентируются теперь на развитие самопомощи и самообеспеченности, конкретный учет специфики интересов и потребностей этих групп населения, на личностный характер помощи. Такой подход получает правовое обеспечение в Российской Федерации и ее субъектах, отражаясь в федеральных законах, указах Президента РФ и других нормативных актах.
Одной из ведущих форм социально-политического, организационно-управленческого реагирования на сложившуюся кризисную ситуацию, инструментом осуществления социальной политики является профессиональная социальная работа. Содержанием ее можно считать оказание помощи людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, посредством диагностирования их проблем, информационной, консультативной деятельности, прямой натуральной, финансовой, социально-бытовой помощи, педагогической и психологической поддержки, стимулирующей собственные силы нуждающихся, ориентирующей их на активное участие в разрешении собственных проблем.
Сущность социальной работы заключается в оказании помощи в осуществлении социальных прав как индивидов, так и групп различного характера. А поскольку социальные права охватывают собой все стороны и грани, обеспечивающие социальное функционирование личности, то характер проблем, с которыми имеет дело социальная работа, весьма обширен и разнообразен; более того, можно констатировать, что в конкретной социальной ситуации, с которой имеет дело социальный работник, пересекаются различные виды и типы социальных проблем.
Во-первых, социальная работа имеет дело не только с индивидуальными, но и с групповыми клиентами — семьями, трудовыми и соседскими коллективами, молодежными или профессиональными группами, объединениями лиц со сходными трудностями. Поэтому в каждом действии социального работника, в любой применяемой им технологии или методике обязательно должно встречаться сочетание индивидуальных и групповых методов.
В связи с этим анализ проблем социальной работы выявляет на первом этапе, их личностные, групповые, семейные и т.п. основания. В принципе, пирамида причинно-следственных связей и опосредований может включать в себя все уровни, от индивидуального масштаба до общечеловеческого или планетарного – неоспоримо, что одной из причин голода и бедности являются глобальные климатические причины, ограниченность природных ресурсов, — однако, помня об этих обстоятельствах, социальный работник при анализе положения клиента, выборе конкретных технологий помощи ему, должен вовлекать в рассмотрение в первую очередь проблемы и причины оперативного уровня, на которые он в состоянии воздействовать и которые способны стабилизировать или улучшить социальную ситуацию клиента.
Многое в социальной работе зависит от типа общества и характера осуществления власти. Социальная работа, по определению, принадлежит демократическому обществу и социальному государству. Однако ни демократичность, ни социальность не являются стабильными константами — их актуализация представляет собой процесс, который осуществляется со множеством флюктуаций и сбоев. Политическая декларация или даже юридическая фиксация демократических норм отнюдь не всегда совпадает с их реализацией. Чувствительность власти к потребностям и мнениям населения прямо влияет на социальную активность людей. Неудачное строение властных структур, когда-то отвечавшее потребностям времени, а потом безнадежно устаревшее, может сделать неэффективным проведение социальной политики, даже если предпосылки ее были вполне успешны. Наконец, личностный фактор во власти и управлении значительно влияет на содержание и формы деятельности соответствующих органов и учреждений, на восприятие этой деятельности со стороны населения.
Серьезное значение для развертывания социальной политики имеет круг социально-экономических проблем, причем значение это многопланово. Во-первых, уровень средств, которые общество и государство способно направить на решение тех или иных социальных вопросов, зависит, не в последнюю очередь, от состояния экономики, устойчивости работы народнохозяйственного механизма. Во-вторых, немалое количество проблем в обществе имеет природу, пограничную между чисто экономическими и чисто социальными. Наконец, разрешение целого ряда экономических проблем в обществе невозможно без разрешения социальных проблем.
Своеобразно значение в обществе проблем социальной стратификации. С одной стороны, все более парциальная, учитывающая все более конкретные, частные, отдельные основания для выделения социальных слоев и групп, система общества является атрибутом демократического и социального развития. Только в такой системе появляется возможность презентации если не всех, то хотя бы максимально возможного числа интересов и предпочтений. Общество находит возможность институционализации и признания взглядов меньшинства в рамках субкультуры, не стремясь более подогнать всех индивидов под один ранжир.
Проблемы символизации и моделирования мира относятся к полю социокультурного развития и на первый взгляд прямо не затрагивают сферу социальной работы. Однако в действительности это область осмысления мира, его ценностного анализа и освоения.
Символизация мира заключается также в создании идеальных конструкций, чаще всего неписаных, но, тем не менее, активно влияющих на реальные процессы. Так, «мистическая сила закона» существует автономно от действующих кодексов и нормативных актов: она может сочетаться даже с «обычным правом» ранних государственных образований, и может отсутствовать при самой виртуозно разработанной системе законодательства. «Образ личности» изменяется исторически и этнически, при этом наряду с множеством конкретных индивидов существует свойственное каждому времени и народу идеальное представление о том, что такое личность. Наконец, трудно формулируемая, но властная система ценностей, которая превращает совокупность индивидов в общество, причем общество определенного типа, и выделяет в этом обществе отдельные группы, члены которых разделяют приверженность к определенной системе ценностей, некоторым образом отличающейся от общей — это тоже относится к миру символизации действительности. Заметим, что эта сфера деятельности характеризует разумную, интеллектуально-психическую сторону деятельности человека.
2. Технологизация социальной работы
Комплексность проблем социальной работы, сложность объектов и субъектов социальных преобразований, необходимость при ограниченном объеме социальных ресурсов получить максимально значимый и эффективный результат — все это повелительно требует обращения к технологизации в социальной работе, а специфика этого вида деятельности предопределяет характер тех технологий, которыми оперирует социальная работа.
Технологии социальной работы можно условно разделить на три группы:
- технологии диагностики (на основе изучения социальных проектов и вероятных прогнозов их развития);
- технологии конструирования и проектирования развития тех или иных социальных объектов;
- технологии реализации социальных проектов, программ, введения социальных инноваций.
Если говорить о функциях технологий социальной работы, то в первую очередь можно выделить следующие их них:
- аналитико-прогнозная: выявление и учет на подведомственной территории групп, семей и отдельных граждан, относящихся к категории социального риска, определение нуждаемости в различных видах и формах социальной поддержки, мониторинг динамики социальных процессов, прогноз изменения существующих параметров;
- диагностическая: анализ существующих актуальных и потенциальных социальных проблем, установление их причин, исследование проблемного поля социальной ситуации конкретных индивидуальных и групповых клиентов;
- системно-моделирующая: определение характера, объема, форм и методов социальной помощи людям и группам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, концептуальное обоснование системы оказания такой помощи, в первую очередь, системы социального обслуживания на различных уровнях;
- проектно-организаторская: разработка, ресурсное обоснование, реализация и оценка социальных проектов, направленных на разрешение того или иного социального затруднения, помощь определенной категории клиентов;
- активационная: содействие активации потенциала собственных возможностей индивида, семьи или социальной группы, побуждение клиентов к самостоятельному разрешению своих проблем, выходу из трудной жизненной ситуации, организация развития самопомощи и взаимопомощи;
- инструментально-практическая: осуществление деятельности по оказанию различных видов помощи в ситуациях жизненных затруднений, консультации и тренинги для улучшения взаимоотношений между людьми, оказание содействия в оформлении документов и других необходимых действий для осуществления клиентами своих социальных прав, опека и попечительство по отношению к детям, лишившимся родительского попечения или к нуждающимся в этом совершеннолетним лицам и т.д.;
- распорядительно-управленческая: менеджмент органов социального управления, координация деятельности государственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке гражданам, участие в работе по формированию социальной политики, подбор и воспитание кадров;
- эвристическая: приращение социального знания, углубление понимания социальных проблем, улучшение образовательной и общекультурной подготовки самих социальных работников, повышение их квалификации.