Структура и механизм функционирования социального мониторинга
Мониторинг как информационная система представляет собой программно-электронное устройство на базе персонального компьютера, обеспечивающее технологизацию процессов анализа социальной сферы на основе инновационных методов управления социальными отношениями и институтами в рамках региональной социальной сферы. Технологизация социального управления есть не что иное, как определенная, системно организованная совокупность алгоритмов, ориентированных на сбор, обработку, анализ, диагностику и прогнозирование информации, используемой при принятии управленческих решений,
Любая аналитическая система, предназначенная для контроля, диагностики и прогнозирования социальных процессов, призвана обеспечивать по возможности наиболее полное, целостное отражение всей совокупности факторов и конкретных ситуаций, обусловливающих осознанный выбор тех или иных вариантов поведения всех включенных во взаимодействие субъектов, социальных институтов и органов управления.
Разумеется, такая системная целостность может мыслиться лишь в идеале, но стремиться к ее модельному воплощению необходимо. Мониторинг, в сравнении с другими методами социологического анализа, отличает одно несомненное преимущество: оперативность и регулярность сбора и анализа необходимой информации, органическая интеграция в ней объективных и субъективных характеристик поведения субъекта.
Такой эффект достигается путем комбинирования материалов общегосударственной и ведомственной статистики, данных социального паспорта региона, оперативного мониторингового наблюдения посредством социологических опросов, систематических бюджетных обследований семей, экспертных оценок. Будучи сконцентрированными на едином «информационном поле» социального анализа и дополненными сопоставимыми показателями прошлых наблюдений, подобные сведения способны воссоздавать конкретную, рельефную картину социальной жизни населения региона как в статике, так и в динамике.
По своим методическим принципам мониторинговое наблюдение тяготеет не столько к количественным, сколько к качественным стратегиям социального анализа. Их применение не требует больших выборочных массивов, но предполагает широкое использование включенного наблюдения, гибких интервью, групповых дискуссий, постоянных и неформальных контактов с Избранной стабильной группой респондентов, членами их семей, экспертами. Будучи непосредственно включенным в штатную структуру органов управления социальной сферой региона, мониторинг способен придать этой структуре научную обоснованность принимаемых решений, устойчивость в наблюдении и анализе социальных ситуаций.
В соответствии со своими целевыми установками, информационная служба мониторинга способна обеспечивать решение следующих функциональных задач:
• регулярный обзор, анализ, . прогнозирование социальных отношений в регионе, наблюдение процессов функционирования и развития социальной инфраструктуры, органов управления социальной сферой;
• интегрирование данных социальной статистики, бюджетных, обследований семей, опросов различных категорий и групп населения, экспертных оценок и других сведений, динамично отражающих как объективные процессы социальной жизни населения (занятость, уровень и качество жизни, жилищная обеспеченность и т. д.), так и субъективные (психологическое самочувствие, социальная напряженность, ущемленность, конфликтность, мнения по актуальным проблемам социальной политики и т.д.);
• оказание срочной социально-консультативной помощи по упреждению, локализации, разрешению напряженных и конфликтных ситуаций с экстренным выездом на места оперативных групп специалистов (социологов, психологов, юристов, конфликтологов, работников органов управления социальной сферой); . …
• функционирование базовой автоматизированной информационной системы (компьютерные банки данных по проблемам социальной защиты населения, социальный паспорт региона, материалы прошлых обследований и т.д.);
• социальная диагностика и прогнозирование социальных процессов, разработка программ социального развития региона и контроль за реализацией программных задач;
• обработка материалов экспертных опросов и их статистический анализ;
• моделирование и оценка социально-бытового и имущественного статуса семей различных типов с учетом действующих нормативов прожиточного минимума («автоматизированный социальный анализатор «АСА»);
• банк методик конструирования исследовательского инструментария и архив материалов прошедших исследований и информационных данных.
В разработке содержательных элементов мониторинга ключевое значение имеет системное построение признаков и показателей, составляющих всю структурно-динамическую парадигму анализа социальных явлений и процессов в регионе. Как известно, под признаком в социологии понимается свойство или характеристика изучаемого явления, которые могут быть подвергнуты непосредственному наблюдению и измерению. Социальные показатели — это качественные и количественные характеристики признаков (свойств, состояний) изучаемых объектов и процессов.
Анализ социологической информации отражает присущие нашей науке особенности познавательного процесса. Продукт познания в данном случае — это своеобразный синтез эмпирического, фактографического знания на «входе» исследования и теоретического, сущностно-понятийного — на «выходе» познавательного процесса. Два этих » полюса» связываются гипотезой, требующей проверки и доказательства. Внешне такая связь проявляется в трансформации эмпирического признака (индикатора) в аналитический показатель.
Разработка перечня признаков и показателей предполагает всестороннее теоретическое осмысление сущности исследуемого явления, способов его измерения и оценки под углом зрения целей, общей концепции анализа того или иного социального объекта. В мониторинге используются аналитические и нормативные показатели различных видов: демографические, экономические, социально-структурные, политические, культурно-духовные, социально-психологические и др. Субстанциальной основой формирования системы показателей мониторинга является социальная деятельность людей по совместному производству и воспроизводству их действительной жизни и возникающих при этом социальных отношений в рамках наблюдаемого регионального пространства социальной сферы.
Понимание региона как целостного социального организма предполагает исследование всей сложной совокупности его структурных компонентов как в статике, так и в динамике, как в объективном, так и в субъективном аспектах. Все это не может не накладывать свою печать на методический аппарат и технологию аналитической работы исследователя.
Структурно-функциональная схема мониторинга (см. рис.2) представляет собой систему относительно самостоятельных, но тесно связанных между собой программно-информационных блоков. Первый из них — базисная информационная модель социальной сферы – (представляет собой социально-статусную характеристику исследуемой совокупности социальных субъектов — типологические слои и группы населения региона, виды семей, а также элементы социальной инфраструктуры, дифференцированные по различным аналитически значимым признакам и показателям).
Рассмотрим более подробно основные группы аналитических показателей (их развернутый перечень и кодификация содержатся в последующих разделах настоящего пособия). Совершенно очевидно, что детализация признаков каждого аналитического показателя, его операционализация будут различными в зависимости от того, какой уровень управления обслуживается данным мониторингом.
Социально-демографический потенциал и состояние здоровья населения. Аналитические показатели данной группы отражают состав населения региона по основным категориям, половозрастную структуру, типологическую характеристику семей с учетом их репродуктивного потенциала, динамические показатели рождаемости, смертности, численности, продолжительности жизни, брачности и разводимости, характер миграционных потоков и другие сведения с дифференциацией их по группам и слоям населения. Даются регулярные экспертные оценки пороговых значений основных показателей воспроизводства населения в соответствии с принятой шкалой социальной безопасности.
Приводится динамическая характеристика интегральных показателей здоровья населения с учетом половозрастных и социально-профессиональных групп населения, динамика исходов беременности женщин, младенческой и материнской смертности. Отображается в статистических данных динамика заболеваний и смертности по группам соматических, психосоматических и психических заболеваний, социопатий (алкоголизм, наркомания, суициды и т.д.) в половозрастной и социально-профессиональном аспектах. Дается характеристика инвалидизации населения, производственной и бытовой травматизации. Приводятся экспертные оценки пороговых значений состояния здоровья населения, меры гарантии от неприемлемого риска и депопуляционных процессов в регионе.
Трудозанятость и безработица. Содержится структурно-динамическая характеристика трудовых ресурсов региона и занятости населения по отраслям производства, предприятиям различных форм собственности, типологическим социально-профессиональным группам населения. Отражается социальная характеристика условий трудовой деятельности, охраны труда, уровень трудового травматизма. Приводятся данные об изменениях уровня оплаты труда по отраслям производства и формам собственности. Воспроизводится динамика высвобождения работников с предприятий, учреждений, текучести рабочей силы. Фиксируются данные об изменениях численности безработных, их профессиональной реабилитации и трудоустройства. Экспертные оценки характеризуют общую ситуацию на рынке труда и меры стабилизации и оптимизации данного процесса.
Образовательный и профессионально-трудовой потенциал населения. Отражается структурно-динамическая характеристика образовательного процесса в регионе по основным типологическим группам населения и видам образовательных учреждений. Уровни анализа: системы дошкольного воспитания, общего и профессионального образования (с учетом соотношения численности обучаемых и фактических потребностей образовательного процесса, причин отсева, трудоустройства выпускников). Особо фиксируются процессы и потребности оказания социально-образовательной помощи детям-инвалидам, сиротам, оставшимся без родителей и опеки. По всем основным показателям приводятся экспертные оценки и рекомендации.
Социально-экономический потенциал населения региона. Понятие социального потенциала в контексте мониторингового наблюдения многозначно (потенциал личности, семьи, социальной сферы и ее инфраструктурных подразделений как реальная возможность реализации ими соответствующих целей и функций). В данном случае под социально-экономическим потенциалом населения понимаются возможности достижения личностью, семьей того уровня социального благосостояния, который необходим для самостоятельного удовлетворения их материальных и духовных интересов, потребностей в жизнеобеспечении и воспроизводстве основных социальных качеств нового поколения людей. Недостаточность собственного социально-экономического потенциала личности, семьи должна компенсироваться до необходимого уровня средствами социальной помощи, и поддержки.
Социально-экономический потенциал личности, семьи складывается из следующих основных элементов: социально-демографического, трудового (включая профессионально-образовательный) и экономического (доходы, имущественная и жилищная обеспеченность).
Социально-экономический потенциал населения региона отражает сложную интеграцию признаков и показателей, присущих потенциальным возможностям всей совокупности индивидов и семей, входящих в состав населения региона. Реальные возможности социальной инфраструктуры региона по удовлетворению многообразных потребностей населения характеризуют общий потенциал социальной сферы. Поскольку характеристики социально-демографического и социально-трудового потенциалов фиксируются в охарактеризованных выше блоках мониторинга, рассмотрим кратко содержание показателей собственно экономического потенциала.
Доходы и семейный бюджет. Содержится структурно-динамическая характеристика доходов и потребительского поведения различных групп, слоев населения — в соотнесении с нормативными показателями прожиточного минимума и с учетом действующих цен и индексов инфляции. Воспроизводится в табличных и графических формах статусная дифференциация групп населения, типов семей согласно их покупательским возможностям и структуре семейного бюджета. Семьи по доходному статусу делятся на пять групп: беднейшие (уровень физиологического прожиточного минимума); бедные (ниже прожиточного минимума); ниже среднего уровня; выше среднего уровня; состоятельные. Дифференциация доходного статуса семей осуществляется с учетом их принадлежности к основным социально-профессиональным группам населения на основе экспертных оценок.
Жилищная обеспеченность. Содержится общая характеристика обеспеченности жильем различных групп и слоев населения, условий проживания, стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг, потребностей в улучшении жилищных условий. Приводится характеристика жилого фонда по видам его принадлежности (государственный, муниципальный, кооперативный, ведомственный, частный), степени его благоустроенности, качеству. Используются экспертные оценки и рекомендации по вопросам состояния и перспективам развития жилого фонда и обеспеченности жильем различных групп населения.
Имущественная обеспеченность и сбережения населения. Содержится общая характеристика имущественных накоплений и сбережений различных групп населения по данным регулярного обследования семей. Моделируется на основе балльных оценок имущественный статус различных типологических групп семей по специальной методике. Даются экспертные оценки имущественной обеспеченности граждан.
Сравнительный анализ различных типологических групп семей по общему социально-экономическому потенциалу. На основе интегрированных показателей социально-экономического потенциала семей разных типов и с учетом их , принадлежности к тем или иным социально-профессиональным и демографическим группам осуществляется с участием экспертов сравнительный анализ и оценка уровня и качества жизни населения региона и его потенциальных возможностей жизнеобеспечения и социального воспроизводства.
Автоматизированный анализатор уровня жизни и статуса семей различных типов. Представляет собой специальный блок проблемно-поискового анализа и прогнозирования динамики социального благосостояния, уровня жизни различных групп населения и типов семей на основе действующих социальных нормативов и показателей (минимальные и средние уровни заработной платы различных социально-профессиональных групп, показатели официально установленного прожиточного минимума, индексы инфляции и роста цен, нормы оплаты коммунальных и транспортных услуг и т.д.). Анализатор позволяет моделировать социальный статус семей различных типов ориентировочно, не прибегая непосредственно к бюджетным обследованиям семей и руководствуясь только нормативными и реальными ценовыми показателями.
Культура и информационные потребности населения Динамическая характеристика сети и состояния социально-культурных учреждений региона, их посещаемости различными группами населения, удовлетворенности их деятельностью. Характеристика массово-информационных процессов в регионе, (продуцирование и потребление информации по каналам прессы, телевидения, радио). Экспертные оценки качества функционирования каналов информации и учреждений культуры.
Социально-экологическая безопасность населения.
Общая динамическая характеристика экологической ситуации в регионе (состояние воздуха, воды, почвы, качество продуктов питания — в значениях предельно допустимых концентраций вредных веществ и экспертной пятипозиционной шкалы). Характеристика техногенных факторов, влияющих на экологическую ситуацию в регионе. Динамическая характеристика и экспертная оценка состояния преступности в регионе.
Социальное самочувствие и общественное мнение.
Аналитические показатели данного блока отражают состояние массового сознания и психики населения как его реакции на складывающуюся социально-экономическую, политическую, морально-психологическую ситуацию в обществе, регионе. Интегрированная оценка социально-психологического состояния формируется на основе следующих групп показателей:
•социальная удовлетворенность — мера сбалансированности условий, требований обстановки и намерений, ожиданий социального субъекта, выражаемая в эмоциональной форме приятия (неприятия) сложившейся ситуации, степени социального оптимизма или фрустрации;
социальная ущемленность — осознание субъектом неполноты, ущербности условий жизни, отсутствия социальных гарантий и защитных мер, обеспечивающих его жизненное благополучие, оптимальное развитие, трудовую деятельность, участие в культурно-духовных, общественно-политических процессах;
социальная тревожность — осознание неблагоприятного или угрожающего субъекту развития событий, выраженная склонность к негативно-пессимистическим переживаниям, оценке социальной ситуации как потенциально опасной, дискомфортной, угрожающей состоянию и существованию личности, семьи, близких при неясно представляемых причинах и источниках надвигающейся угрозы;
социальная напряженность — нарастающее понимание реальной угрозы благополучию субъекта, формирующаяся на этой основе готовность противостоять ей активными действиями, стремление мобилизовать внутренние психологические ресурсы и силы, изыскать пути нормализации обстановки;
социальная толерантность (терпимость) — понимание необходимости адаптации своих возможностей и сил к складывающейся социальной ситуации — при общей ее оценке как не вполне приемлемой, неблагоприятной, выраженная готовность выстоять, преодолеть трудности за счет мобилизации внутренних ресурсов, волевого усилия;
•социальная конфликтность — осознание сложившейся ситуации как нетерпимой, предполагающей неизбежное столкновение противоположно направленных интересов, целей, мотивов, установок и соответственная этому готовность к активному противодействию наступлению социальных угроз.
Наряду со стандартными показателями, характеризующими социально-психологическое самочувствие различных групп и слоев населения, мониторинг обеспечивает обработку данных массовых опросов по актуальным проблемам социально-политической жизни общества.
Диагностика и прогнозирование социальных процессов.
Обеспечивая сбор, хранение, систематизацию получаемой из разных источников эмпирической информации, мониторинг открывает, возможность ее интеграции в форме базовой социально-информационной модели управляемого объекта. Последняя, будучи сопоставленной с нормативной моделью, дает основания для осуществления диагностических оценок. Распределенные во времени регулярного наблюдения «срезы» модельных характеристик ( так называемые «матрицы вторичного анализа») служат основанием для прогнозирования динамики изменений объекта.
Таким образом, заложенная в мониторинг технология последовательных процедур преобразований информационного потока позволяет алгоритмизировать мониторинговое наблюдение при решении различных типов управленческих задач. О процессах социальной диагностики и прогнозирования социальных процессов в ходе мониторингового наблюдения ниже будет сказано более подробно.
Оперативные массовые и экспертные опросы. Периодическое проведение массовых опросов различных групп и слоев населения региона имеет своей целью получение свежей информации о степени удовлетворенности социальных субъектов складывающейся в регионе ситуацией, их потребностях и запросах и т.д. Данные опросов дополняются сведениями об уровне и качестве жизни, почерпнутыми в процессе регулярного наблюдения семейных бюджетов различных категорий населения.
Особая программа мониторинга функционально предназначена для разработки анкет и проведения массовых и экспертных опросов респондентов. В ней содержится банк методической информации для оперативной разработки опросного инструментария (формулировки регулярно повторяющихся в мониторинге вопросов, вариантов ответов, соответствующих шкал для анализа и оценки получаемой информации, приемы ее кодирования и редактирования, программы ввода данных, полученных в ходе опросов).
Специальный раздел посвящен программам автоматизированного анализа данных, получаемых в ходе экспертных опросов и проведения процедур интегрирования экспертных оценок. Содержатся технологии получения балльных экспертных оценок по типовым проблемно-тематическим направлениям экспертного анализа (анализ и оценка демографической структуры населения, состояния здоровья различных социально-демографических групп, уровня и качества жизни населения, информационных и культурно-духовных запросов, морально-психологического состояния и т.д.).
Программирование развития социальной сферы.
В соответствии с требованиями Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (июнь 1995 г.) государственные прогнозы и программы разрабатываются как по России в целом, так и по народнохозяйственным комплексам и отраслям, по регионам. Наряду с чисто экономическими показателями, в них получают отражение важнейшие социальные проблемы: динамика потребления товаров и услуг, показатели уровня и качества жизни населения, развитие социальной структуры, систем образования, здравоохранения, социального обеспечения населения, обеспечение экологической безопасности.
В январе 1995 г. была утверждена структура Типовой региональной программы социальной защиты населения, в которой предусматривалась кодированная система аналитических показателей, предназначенных для изучения и оценки социальной ситуации в регионе, адресации социальной помощи и поддержки депривированным группам населения, характеристики состояния и перспектив развития социальной инфраструктуры, механизмы контроля выполнения планируемых программой мероприятий. Структура общей системы показателей мониторинга строится с учетом требований типовой программы, что позволяет технологически совместить мониторинговое наблюдение региональной социальной сферы и компьютерное отслеживание процессов контроля реализации региональной программы.
Анализ экстремальных ситуаций. Как уже отмечалось выше, понятие экстремальной ситуации связывается с возникновением социальной угрозы для различных групп населения. Отслеживание условий для возникновения экстремальных ситуаций — одна из важнейших функций мониторингового наблюдения. Однако лишь этой функцией роль службы мониторинга отнюдь не ограничивается . В составе экспертов этой службы должны быть специалисты по экстремальным ситуациям, В случае необходимости для анализа экстремальной ситуации может быть создана особая группа экспертов, а в системе мониторингового наблюдения открыто специальное направление для сбора, обработки и анализа материалов, отражающих причины и динамику развития экстремальной ситуации.
Банк архивной и справочной информации. Представляет собой базисную основу хранения всей информации, используемой в процессе мониторингового наблюдения (так называемый социальный паспорт региона). Из этого массива данных строятся информационные модели совокупности исследуемых социальных субъектов, потенциальные характеристики инфраструктуры социальной сферы, нормативные модели социальных отношений и процессов. Здесь же хранятся справочные данные, архивы оперативных и экспертных опросов, банки методической информации.
Структура показателей, блоков и разделов социального паспорта региона обусловлена потребностями и уровнями управленческой деятельности, масштабами и организацией региональных структур. В целом разделы паспортных данных мониторинга повторяют общую схему его функциональных блоков, составляя исходную базу для формирования выборочных совокупностей и «архив» для хранения результатов предыдущих исследований. Вместе с тем, возможно и развитие справочно-информационных характеристик паспортных данных по мере накопления опыта и возникновения новых информационных потребностей органов управления социальной сферой.
Разработка системы показателей социального паспорта региона должна учитывать сложившиеся в социолого-статистической практике стандарты показателей и эмпирических индикаторов, допускающие возможность интегрирования данных, получаемых из различных информационных источников (службы Госкомстата, ведомственные информационные службы , архивные данные собственного мониторингового наблюдения и т.д.). Современная компьютерная техника, наряду с обычными табличными разработками, позволяет хранить и использовать информацию в графических формах, включая разнообразные топографические карты, схемы и планы, отображающие пространственное расположение тех или иных компонентов социальной сферы и ее инфраструктур.
Социальная паспортизация территориальных общностей, трудовых коллективов имеет важное значение для получения достаточно полной и многоаспектной характеристики социального облика населения региона, персонального состава предприятий, учреждений, организаций как объектов социального управления. Паспортизация повышает научный уровень и эффективность социально-управленческой деятельности, создает необходимые социолого-статистические предпосылки для разработки прогнозов и программ социального развития, совершенствования социальной инфраструктуры региона.