Технология работы с проблемными детьми в массовой школе
В массовой школе в категорию проблемных («трудных») попадают:
- дети труднообучаемые и трудновоспитуемые;
- дети зоны риска.
Они отличаются дисгармоничным развитием, пониженной обучаемостью и работоспособностью, имеют худшее, чем сверстники, качество адаптационных механизмов, склонны к патологическим реакциям на перегрузки.
Предупреждение и преодоление трудновоспитуемости — целостный процесс, он предполагает педагогическую диагностику, включение воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных отношений с обществом и коллективом, привлечение «трудного» к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, сил и способностей и регуляцию отношений воспитателей и воспитуемых, использование всех положительных возможностей школы, семьи, общественности, создание единых педагогических позиций по отношению к таким детям, формирование объективной самооценки, обучение методике самостимуляции положительного поведения.
Необходимым условием рациональной организации индивидуальных воспитательных воздействий на трудных подростков, результативной работы с проблемными (неблагополучными) семьями является установление правильных взаимоотношений с ними школы, учителей, классных руководителей.
Данные многочисленных исследований показывают, что у учителей зачастую складываются сложные отношения с трудными подростками и их семьями, что затрудняет процесс их перевоспитания, усложняет осуществление воспитательных воздействий. Неправильно сложившиеся отношения школы с трудными подростками – результат педагогического равнодушия, ошибок и просчетов в организации воспитательных процессов, отсутствия педагогической этики.
Работа с трудными подростками и проблемными семьями требует от учителей большого педагогического такта, выдержки, внимания, доброжелательности, оптимистической уверенности в конечном результате воспитательных воздействий. Раздражительность, подозрительность, жестокость в суждениях, недоброжелательность по отношению к таким учащимся положительных результатов не приносят, так как у ученика рушится вера в учителя, появляется равнодушие, озлобленность, цинизм.
Педагогическая этика в работе с трудными подростками предполагает организацию помощи им со стороны товарищей, создание вокруг трудного подростка атмосферы доброжелательности со стороны учителей, всего класса. Встречающиеся в практике постоянное подчеркивание учителями отрицательных черт трудного подростка усугубляет проявление трудностей успеваемости, так как такой подросток всегда чувствует себя виноватым, чужим среди товарищей. Часто учителя не уделяют должного внимания трудным детям, считая, что работа с ними нерезультативна и поэтому не стоит на них тратить время. Психологи и педагоги установили, что трудным учащимся на уроке уделяют меньше внимания, оценка их деятельности, поведения проходит, в основном, на уровне порицания, осуждения, упрека, угрозы, окрика, морализирования и т.п. С такими учащимися чаще говорят раздражительным тоном, допускают бестактность в оценочных суждениях об их успеваемости и дисциплине.
Подобные ошибки допускаются в работе с семьями трудных учащихся. Как показывают исследования, учителя недостаточно изучают проблемные семьи, не знают особенностей взаимоотношений между членами семьи, их идейно-нравственной направленности, интересов, устремлений, семейных традиций и т.п. Это и приводит к тому, что им бывает трудно установить контакты с родителями трудных подростков, объединить с ними усилия в организации воспитательных влияний на детей.
Следует учитывать, что для проблемных семей характерна педагогическая неподготовленность родителей к воспитанию детей. Поэтому родители не всегда правильно реагируют на критические замечания учителей, тем более не всегда высказываемые в тактичной форме.
Высказывая неудовлетворенность тем или иным поступком трудного подростка, его неуспехами, следует говорить только о каждом конкретном случае и не делать из этого (как это подчас бывает, к сожалению) “глобальных” выводов: “Ты поступил так, потому что от тебя вообще ничего хорошего ожидать нельзя”, “Ты двойку получил закономерно, так как вообще ничего не знаешь и не способен ничему научиться” и т.п.
В работе с трудновоспитуемыми важно тонко и своевременно подмечать и поддерживать малейшие ростки исправления, само желание лучше себя вести, учиться. Если такой момент упущен, ученик вовремя не получает поддержки, он может на все махнуть рукой и больше таких попыток не предпринимать: “Все равно из меня ничего не получится”.
Работа с трудными требует постепенности – сразу исправиться, хорошо учиться, хорошо себя вести трудный подросток не может. Поэтому исходя из индивидуальных возможностей каждого трудновоспитуемого, учитель должен помочь ему поставить перед собой посильные задачи и добиться их выполнения. Постепенно такие задания усложняются.
Задача педагога состоит в организации правильного общения трудных подростков в классном коллективе. Очень важно, чтобы они подружились с теми ребятами, которые хорошо себя ведут и хорошо учатся, бывали у них дома, чтобы родители хороших учеников оказывали на трудных свое положительное воспитательное воздействие. Зачастую это требует проведения специальной разъяснительной работы с родителями о педагогической целесообразности такого общения их и их детей с трудным и его семьей.
Психологическая поддержка – это процесс, в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки. Психологическая поддержка, во-первых, помогает ребенку поверить в себя и свои способности, а, во-вторых, помогает ребенку избежать ошибок и поддерживает его при неудачах.
Для того чтобы научиться поддерживать ребенка, педагогам и родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того чтобы обращать внимание, прежде всего, на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает.
Поддерживать ребенка – значит верить в него. Вербально и не вербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.
Существуют ложные способы, так называемые «ловушки поддержки». Так, типичными для родителей способами поддержки ребенка являются гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества с сиблингом (соперничество братьев и сестер) и сверстниками. Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности.
Еще раз повторим: подлинная поддержка взрослыми ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей – его положительных сторон. Случается, что поведение ребенка не нравиться взрослому. Именно в такие моменты он должен предельно четко показать ребенку, что «хотя я и не одобряю твое поведение, я по прежнему уважаю тебя как личность». Для того чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться теми словами, которые работают на развитие Я – концепция и чувство адекватности ребенка. Один путь состоит в том, чтобы продемонстрировать ребенку ваше удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить ребенка справляться с различными задачами. Этого можно достичь, создав у ребенка установку: «Ты можешь это сделать».
Велика роль среды в образовании различных дефектов детского возраста. Если ненормальная, уродливая среда калечит ребенка, создает неустойчивых, слабовольных, неработоспособных, бесхарактерных, неуравновешенных, «никчемных» людей, то среда здоровая, приспособленная к особенностям детей и намеренно желающая их учитывать, способна воспитывать и перевоспитывать их. Таким образом, психоневропатичные дети, своевременно подвергнутые специальному лечению и воспитанию, т.е. медико-педагогической коррекции, могут сделаться вполне дееспособными членами общества.
Многие ненормальности характера, в особенности свойственные периоду полового созревания, исчезают с возрастом сами собой, а те, которые оказываются более стойкими, вполне поддаются исправлению. Истерические черты характера поддаются коррекции легче, чем эпилептические. Длительно подавленное настроение нуждается в более интенсивных медико-педагогических усилиях, чем чрезмерная фантазия или припадки аффекта. Даже извращенная и запущенная антиобщественность, так пугающая родителей и неопытных воспитателей, может, по мнению специалистов, совершенно исчезнуть, не требуя ни каких особых тонкостей педагогической коррекции. С помощью специального воспитания мы, несомненно, можем достигнуть в одних случаях смягчения интенсивности различных ненормальностей характера, в других – координирования (согласования) нормальных черт с ненормальными проявлениями психики. Другими словами, интенсивность и объем психических аномалий можно смягчить, ослабить до такой степени, чтобы дети и подростки могли самостоятельно справиться с жизнью и быть полноценными гражданами.
Деятельность социального работника в данной сфере должна быть основана на следующих фундаментальных принципах:
- учет региональных особенностей, социо-культурной, этнической и экономической ситуации в регионе;
- партнерство и преемственность всех заинтересованных государственных и общественных структур;
- комплексность и целостность профилактических и реабилитациопных мероприятий;
- индивидуальный и дифференцированный подход: проектирование и реализация персонифицированных программ развития детей и подростков;
- диагностический подход: глубокая психолого-педагогическая и медико-социальная диагностика детей, мониторинг развития; сочетание диагностических и корректирующих воздействий;
- учет закономерностей развития, возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей, этапность, последовательность и преемственность;
- профилактический подход, раннее выявление, профилактика и коррекция детей с проблемами;
- оптимистическая гипотеза: ориентация на позитив в поведении и характере ребенка;
- принцип гуманизма: гуманно-личностный подход, оказание ребенку необходимой поддержки в адаптации к социальным условиям, защита его от педагогических ошибок, некомпетентности и агрессии взрослых, методы положительного стимулирования; гуманизация отношения общества к детям с проблемами;
- принцип адаптивности воспитания к уровням и особенностям развития и подготовленности детей: вариативность содержания и методов;
- принцип охраны и защита прав, интересов и здоровья ребенка;
- использование позитивного влияния дееспособных коллективов и объединений, в которые входит ребенок;
- педагогизация окружающей среды: интеграция и координация усилий всех субъектов воспитания — семьи, школы, учреждений дополнительного образования, административно-правовых структур и общественности;
- единство биологических, психосоциальных и педагогических методов, включение в воспитательно-коррекционный процесс всех сфер личности ребенка и подростка: интеллектуальной (сознательное усвоение подростком общественных норм поведения); действенно-практической (вовлечение в общественно полезную деятельность) и эмоциональной (отношения с окружающими);
- сочетание процессов воспитания и самовоспитания, перевоспитания и самоперевоспитания.
Таким образом, успех всей воспитательной деятельности учителя можно обеспечить лишь на основе включения педагогически запущенных ребят в систему позитивных, эмоционально-положительных отношений подростка, в сферы формального и неформального общения, которые не противостоят, а взаимно дополняют и обогащают друг друга.