Положение молодежи в Российской Федерации
Технологии социальной работы с молодежью представлют важную часть технологического арсенала социального обслуживания не только потому, что проблемное поле этой социально-демографической категории населения весьма обширно и изобилует трудностями, но и потому, что молодежь олицетворяет будущее нашего общества, и от качества этого человеческого потенциала зависит судьба нашей страны в грядущем тысячелетии.
По данным ежегодного Доклада Государственного комитета Россииской Федерации по делам молодежи Правительству России “ О положении молодежи в 1995 году»1, число граждан в возрасте от 15 до 29 лет составляет 30442 тысяч человек, или 20,58% от численности населения страны. В составе населения доля этой группы убывает в связи с неблагоприятной тенденцией относительной естественной прибыли (убыли) населения. Если в 1989 году естественная прибыль на 1000 населения исчислялась показателем +3.9, то в 1992 году она составляла -1,5, в 1993 — -5,1, в 1994 — -6,1. В некоторых регионах падение рождаемости носит катастрофический характер. Так например в Республике Саха (Якутия) за 1990 — 1995 годы рождаемость снизилась на 19,9%.
Наряду с этим наблюдается рост деторождения у несовершеннолетних матерей. По данным статистики семьи, возраст хотя бы одного из супругов в которых менее 30 лет, и неполные семьи с таким же возрастом родителя ребенка, составляют 17% от общего числа семей. Существенной проблемой остается высокая частота разводов — на 1000 населения в 1995 году приходилось 7,3 брака и 4,5 разводов. Средняя продолжительность брака у разведенной молодой семьи составляет 3,1 года. Вместе с тем на молодые семьи падает основная нагрузка по воспроизводству населения России: в них рождается три четверти от общего количества детей. По причинам развода ежегодно остаются без одного из родителей 500 тысяч детей.
Усстойчивой продолжает оставаться тенденция ухудшения здоровья детей и молодежи. В среднем по России лишь 10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, 45 — 50% из них имеют серьезные морфофункциональные отклонения, а 40-45% школьников страдают хроническими заболеваниями. Неуклонно растет детская инвалидность — на начало 1995 года численность детей-инвалидов в возрасте до 16 лет, состоявших на учете в органах социальной защиты и получавших социальные пенсии, достигла 398,9 тысяч.
Из заболеваний, требующих особого общественного внимания, заметное распространение в молодежной среде получили инфекционные болезни и заболевания, передающиеся половым путем (ЗППП). Причем заболеваемость ЗППП приобретает характер эпидемии. Численность больных с впервые установленным диагнозом сифилис всех форм с 1993 по 1994 годы выросла в 2,5 раза, а в сравнении с 1991 годом — в 12 раз. Так, число больных сифилисом среди 15 — 29-летних в Ставропольском крае в 1995 году по сравнению с 1991 годом увеличилось в 15 раз.
К числу неблагоприятных факторов для развития молодежи относятся распространение курения, алкоголя, наркомании и токсикомании.
В последние годы обозначилась неблагоприятная тенденция к увеличению числа подростков и молодых людей, прерывающих учебу. Так, по сведениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации, вне учебных заведений находится 1,5 миллионов подростков школьного возраста.
Исключительно высокими темпами характеризуется рост безработицы среди молодежи. По состоянию на 1 июля 1995 года из более чем 2 миллионов безработных в трудоспособном возрасте 686,8 тысяч (35%) составляли молодые люди до 30 лет, из них 85% было назначено пособие по безработице. Молодежь составляет 36% трудоспособного населения России. Среди всех занятых в экономике молодые люди в октябре 1995 года составили 23%. Около четверти безработных молодых людей, зарегистрированных в центрах занятости, — выпускники школ, профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений, вузов. При этом резко возросла доля беэработных выпускников в общей численности беэработных: на 1 июля 1995 года она составила 25%.
Женщины в воэрасте до 30 лет, признанные в установленном порядке беэработными, в общем числе беэработных данного возраста составили 67 %, тогда как доля женщин среди безработных — 62 %.
Во многом определяющим фактором образа жизни и стилей жизни молодых людей становится криминализация и коммерциализация досуга молодежи. Проблема личной безопасности все более становится проблемой реальной жизни молодежи. Социологические исследования свидетельствуют, что около половины молодых людей подвергались когда-либо физическому насилию со стороны сверстников или старших. 40% испытывали на себе рукоприкладство родителей.
Насилие как стиль жизни стало все чаще приобретать организованные формы в молодежной среде. Молодыми людьми в возрасте 14-29 лет совершается 57% всех преступлений в Pocсии. Уровень преступности среди несовершеннолетних в 15 раз превышает уровень преступности среди взрослых. В организованной преступности несовершеннолетние составляют треть уголовных банд.2
Дополнительный фактор социальной напряженности при переходе к рыночной экономике может быть связан с массовым вовлечением молодых людей в коммерциализацию. Статистика стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует, что слой предпринимателей никогда не является преобладающим в структуре занятости населения (например, в Австрии слой предпринимателей составляет 6,6%, Дании- 6,8%, США- 7,5%, ФРГ — 8,5%, Франции — 8,7%, Швеции — 9%, Финляндии — 9,9%, Японии — 10,1 %, Великобритании — 12,5%, но в Испании — 18,7%, Португалии — 18,9 %, Италии — 22,3 % и Греции — 28% ).3 Конечно, нормально работающей экономике не нужно столько коммерсантов, предпринимателей, бизнесменов. В нашей стране во взаимоотношения “дикого рынка” вовлечены миллионы молодых людей, которые неизбежно придут к банкротству. Их профессиональная подготовка, состоящая в мелочной перепродаже, их деловые навыки на будут в основном востребованы цивилизованным обществом. На этой почве существует опасность возникновения своеобразного синдрома по подобию “афганского”- появление «потерянного поколения» периода nepехода к рынку и дальнейшее расширение социальной базы для пополнения «групп риска», криминализации и увеличения насильственныx действий в молодежной среде.
Традиционно к группам риска относят лиц без определенного места жительства, занимающихся проституцией, алкоголиков, наркоманов и др. Массовая приватизация жилья и вынужденная миграция способствовала появлению новых сотен тысяч бездомных, среди которых увеличивается число детей и подростков. Высокими остаются показатели самоубийств молодых людей. Так в целом по России в 1993 году добровольно лишили себя жизни 38 человек на 100 тысяч населения. В переводе на язык абсолютных цифр это значит, что в 1992 году покончили с собой 45 с лишним тысяч человек, а в 1993 — более 50 тысяч. За эти два года страна потеряла около сотни тысяч человеческих жизней, что равносильно уничтожению населения небольшого городка. При этом нужно учесть, что фиксируются только осуществленные самоубийства, а ведь на каждую акцию приходится по 7-10 неудачных попыток4.
Стремление уйти от реальных проблем в иллюзорный мир способствует массовому распространению алкоголизма и наркомании среди подростков. Наркомания сегодня становиюя мощнейшим фактором социальной дезорганизации, представляет большую угрозу нормальному функционированию всего общественного организма. По свидетельству специалистов, причины роста наркомании в известной мере есть результат конфликта личности и общества, который особенно ярко проявляется в кризисе социализации. Взрослый мир не может сегодня в достаточном объеме предоставить молодому поколению необходимое количество альтернативных способов существования, целей и ценностей, норм, ради которых стоило бы упорно учиться, трудиться, соблюдать определенные стандарты поведения.
С принятием нового Закона РФ об образовании уменьшилось количество обучающихся, дошкольная система воспитания с переходом яслей н детских садов на платную хозрасчетную основу становятся по финансовым причинам недоступными для многих семей. Да и сама школа во многом утрачивает свою воспитательную функцию. Прекратил свое действие такой институт, как вожатые и классные руководители, практически к нулю сведена работа во внешкольное время и работа по месту жительства.
В этих условиях и происходит институциализация социальной работы с различными категориями и социальными группами, в том числе с семьей, детьми и молодежью, как одна из попыток pешения проблем и конфликтов, будь то на индивидуальном или групповом уровне, по месту жительства или в условиях трудового коллектива. К многочисленным сложным проблемам становления социальной работы и, в первую очередь, работы с молодежью, относится как ограниченность материальных ресурсов, так и распад довольно мощной сферы соцкультбыта наряду с прекращенией деятельности массовых детских и молодежных организаций, к которым относились пионерская и комсомольская организации. При всем критическом рассмотрении деятельности этих структур необходимо констатировать и значительные достижения в организации свободного времени и отдыха детей и подростков, а также в области военно-патриотического и интернационального воспитания молодежи.