Сеть добровольной социальной помощи пожилым людям
Вклад государствa в процесс оказания помощи стареющим гражданам можно назвать официальной, формальной сетью, содержанне деятельности которой описано в названных выше федеральных законах. Участие семьи и друзей можно рассматривать как вклад в неофициальную, частную сеть социальной помощи стареющим людям. Между этими двумя находится третья — добровольная сеть социальной помощи, частью которой и являются группы самопомощи.
Следует заметить, что по различным национально-культурным автономиям, в США, например, от 1/4 до 1/3 всех пожилых людей в той или иной форме добровольно оказывают помощь, различные услуги людям, нуждающимся в них. Обратимся к опыту именно данной страны, хотя бы потому, что она — страна добровольных ассоциаций, о чем еще в начале прошлого века писал А. де Токвиль, потрясенный тем, что ни в одной стране мира принцип ассоциации не применялся так успешно и не охватывал столько людей, как в Америке.
Члены добровольных ассоциаций работают бесплатно. Там отсутствуег система принудительной власти. Способы привлекать людей и собирать деньги — основная причина их большого влияниям в обществе. Множество пожилых людей оказывают помощь самостоятельно соседям, знакомым, родственникам, большинство же пожилых людей привлекаются к такой деятельности через различные программы помощи, разрабатываемые государственными учреждениями, учебными заведениями, другими организациями.
Основные цели таких программ:
1.предоставление пожилым людям возможности принести пользу своим общинам, нуждающимся в помощи немощным, больным людям, инвалидам, одиноким, и оказывая помощь другим, заслужить уважение, почувствовать удовлетворение от сознания, что ты нужен н можешь сделать кого-то счастливым;
2.организация дополнительно к государственным службам, занимающихся пожилыми людьми. Обслуживание этих категорий добровольцами из числа пожилых людей;
3.помощь пожилым людям с низкими доходами, не имеющим сил полноценно себя обслуживать, с целью продлить их проживание в собственном доме, отдалить переезд в дом-интернат;
4.формирование в обществе правильного, уважительною отношения к стареющим людям как к равноправным членам общества
5.использование опыта и знаний пожилых людей для оказания помощи социальным органам, школам, административным структурам путем консультаций. Программа “приходящие бабушки и дедушки”, в рамках которых пожилые люди помогают детям из маргинальных семей преодолевать трудности в школе;
6.содействие улучшению связей между поколениями, сближению пожилых людей и молодежи, передаче жизненного опыта, знаний, навыков молодым, сохранению связей пожилых людей со своими еще работающими коллегами, организациями, где они работали.
Авторы программ в лице самых разных объединений преследуют также свои цели — стремятся поднять свой престиж, авторитет в районе, городе, штате. Виды помощи, оказываемой добровольцами, весьма разнообразны:
помощь на дому
сопровождение к врачу
покупка и доставка на дом продуктов
изготовление различных приспособлений, облегчающих жизнь престарелых и инвалидов в собственных квартирах
занятие с детьми в интернатах, для страдающих от каких-либо умственных, физических или эмоциональных расстройств или просто с детьми, отстающими в своем развитии
работа с пациентами в больницах, домах-интернатах, центрах дневного пребывания
помощь в организации досуга, pазвлечений для пожилых людей и т.д.
Обычно добровольцы расходуют на выполнение своих обязанностей от 6 до 20 час. в неделю. Организация, разработавшая программу, и ее спонсоры оплачивают расходы добровольцев на транспорт и на обслуживание своих подопечных, если эти расходы они делают из своих личных средств; в дни работы им предоставляется бесплатный обед. Иногда для добровольцев организуются вечера отдыха, пикники на лоне природы, им могут вручаться сувениры или небольшие денежные вознаграждения, а также раз в год — бесплатное медицинское обследование.
Представление о том, как действуют добровольные программы помощи, можно составить на примере работы Ассоциации “Пионеры телефонной службы Америки». Ассоциация создана компанией ‘ITT@ (Американский телефон и телеграф) и объединяет в своих рядах свыше полумиллиона добровольцев из числа сотрудников телефонных компаний США и Канады, как еще работающих, так и ушедших на пенсию. Добровольцы участвуют в реализациям 2 тыс. различных коммунальных проектоа, в больницах, интернатах, с детьми в школах и т.д. Участвуя в деятельности ассоциации вместе с работающими коллегами, пенсионеры сохраняют контакты с ними и со своими организациями. Они мастерят для инвалидов различные приспособления, проводят занятия по радиоделу и т.д. Есть и такие программы, как «Пожилые-добровольцы” «Пенсионеры — . компаньоны”, «Приходящие бабушки и дедушки». Как правилом дм участия в них отбираются лица возраста 60 лет и старше, Добровольцы приходят на дом к пожилым людям, инвалидам, поддерживают с ними постоянные контакта, регулярно оказывают подопечным необходимые услуги, гуляют, беседуют с ними, практически становятся компаньонами этих людей. Добровольцы затрачивают на это не менее 12 час, в неделю и получают освобождение от уплаты налогов на жалованье.
«Бабушки и дедушки» — одна из самых крупных программ, призванная привлечь пожилых людей к общению с детьми, нуждающимися в особом внимании и уходе в неблагополучных семьях, домах для детей с физическими, умственными, эмоциональными расстройствами. Пожилые люди — бабушки и дедушки, — обслуживают обычно двух детей, постоянно общаются с ними, действительно становятся для них любящими бабушками и дедушками. Изъявившие желание работать получают 40-часовую подготовку до начала работы и затем ежемесячно — еще по 4 часа. Обычно пожилые люди — добровольцы используются в области, где они являются специалистами.
Большое внимание уделяется привлечению пожилых людей к работе с молодежью по программе «Поколения вместе». Цель -создание возможности для совместного времяпровождения, взаимного обогащения в результате такого общения знаниями, передачи опыта и умений пожилых людей молодежи, расширения взаимопонимания и дружбы между поколениями.
Американская ассоциация пенсионеров крупнейшая в США организация пожилых людей (около 30 млн. чел.) — разрабатывает и осуществляет программы помощи недавно овдовевшим людям, т.н, службу помощи овдовевшим. Цель — помочь людям преодолеть, прожить их горе, адаптироваться к новому для них ощущению одиночества. Обычно этим занимаются люди, которые сами прошли через этот этап жизни.
Развитие добровольной сети социальной помощи — своего рода вызов профессиональному подходу, с одной стороны, с другой, — неизведанное поле деятельности для самих профессионалов, которые хотели бы сотрудничать с добровольцами. Важную роль в решении подобного рода задач призваны сыграть методы связи с общественностью и групповой работы.
Что характерно в свете рассматриваемой, проблемы для России? Прежде всего, как уже отмечалось принцип взаимопомощи был естественным принципом решения человеческих проблем. Вместе с тем развитию движения добровольцев в современной России мешает отсутствие сотрудничества между различными общественными и государственными организациями, дублирование в их работе, отсутствие координации, единого информационного пространства, несовершенство правовой базы. Это касается как практики взимания налогов, так и прямой защиты от произвола чиновников, преступных элементов. Наблюдается нехватка финансовых средств. Нередко общественные инициативы финансируются зарубежными странами, фондами.
Социальные работники должны быть осведомлены обо всех подобных учреждениях в своем регионе, поддерживать с ними связь. С разрешения их лидеров эпизодически посещать открытые встречи, ориентироваться в том, как работают эти организации, направлять туда нуждающихся. Кроме того, не следует забывать, что в настоящее время различные группы поддержки нуждающихся организуются при религиозных организациях различных конфессий.
Наряду с расширением добровольной сети с помощью пожилых людей необходимо всячески развивать систему профессиональной помощи стареющим людям. Специализация в этой области требует серьезной подготовки. Деятельность государственных организаций социальной защиты пожилых людей базируется на названных выше законах, в которых достаточно подробно расписаны основные виды социального обслуживания пожилых людей, включая материальную помощь, социальное обслуживание на дому, в стационарах, в центрах дневного пребывания и т. п. Соответствующие статистические данные, анализ основных видов услуг, предоставляемых пожилым людям, дан в “Настольной книге специалиста по социальной работе”. 1
На раэных этапах жизненного цикла, в разных жизненных ситуациях в роли доминирующего в человеке может выступать или субъективное, или объективное начало. Человек становится клиентом социальных служб, как правило, в ситуации доминирования объективности существования над субъективностью, когда над активностью доминирует пассивность, над способностью к иэменениям — неизменность, стабильность, над многомерностью существования — одномерность и т.д. Действительно, если в недалеком прошлом человек был инженером, водителем автобуса, учителем, слесарем, женой или мужем, отцом или матерью, то в пожилом воэрасте каждый становится пенсионером , “освобождаясь” порой даже от ролей отца, матери, ибо дети почти в одной трети случаев и даже внуки умирают раньше радителей и прародителей. В сяэи с этим стареющие люди лишаются эначимого для них общения, поддержки, жизненною стержня. Они становятся лицом, нуждающимся в помощи. Однако, если клиент социальных служб — это субъект, лицо, принимающее решение, но клиентом он становится в силу доминирования объективности существования над субъективностью, то задача социального работника — приложить максимум усилий для стимулирования, актуалиэации субъективного начала в нем. Необходимо прилагать усилия к оказанию помощи в освоении новых ролей, актуализации старых, что осуществляется порой с помощью групп самопомощи, клубов пожилых людей, издания специализировааных газет, журналов и т.п.