Социальный менеджмент в социальной работе

Понятие менеджмента как новой формы управления социальными процессами и отношениями сегодня прочно вошло в теоретический и практический обиход. Вместе с тем это понятие достаточно многопланово. При том, что понятие менеджмента применяется и к социальной, и к политической, и к коммуникативной сферам, корневым, базисным все-таки является управление социально-экономическими процессами. Поэтому мы прежде всего рассмотрим социально-экономический менеджмент.

Менеджмент — специфическая часть управления. Ее особенности состоят в следующем:

Управление — внутреннее свойство, функция любой сложно организованной системы (биологической, технической, социальной), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности и реализацию ее программы (цели).

Управление, как очевидно, имеет много аспектов. Выделим такой аспект, как социальное управление. Управление в этой сфере имеет особые объект и субъект: человека. Оно предполагает сознательное воздействие на различные общности людей для организации, координации, согласования, стимулирования (мотивации) и контроля их деятельности для оптимального решения социально — экономических задач в разных сферах; политической (государственное управление — government administration или public administration), правовой, социологической, психологической, экономической и организационно-технической (business management).

Менеджмент как подсистема социально-экономического управления означает не управление вообще, а только управление хозяйственными системами. Управление и менеджмент соотносятся как общее и частное. То есть менеджмент — часть управления, а понятие “менеджмент” несколько уже понятия управления. При этом объективные общие законы управления являются основополагающими и в сфере менеджмента.

В экономическом аспекте управление — условие функционирования любой кооперации труда. Управление как особый вид деятельности людей возникло на определенном этапе развития производства в результате углубления разделения труда и его специализации. При натуральном хозяйстве и простом товарном производстве сам производитель планировал, координировал и организовывал свою деятельность. Управление как таковое было включено в сам процесс производительного труда, работником и управленцем был один человек.

В настоящее время особый человек — управляющий (мастер, менеджер) — обеспечивает согласованность, упорядоченность, скоординированность, целенаправленность совместной работы, он устанавливает урегулированность и порядок между индивидуальными работами в ходе движения всего производственного организма. Управление объективно становится необходимым условием осуществления производственного процесса, управленческий труд рассматривается как производительный, а расходы на управление производством — как производственные издержки.

1. Управление производством — функция собственности, то есть управляет всегда собственник или человек по его поручению: менеджер, работающий по найму и чаще всего не являющийся собственником ресурсов, которые он организует и объединяет для успешного осуществления производственной деятельности и достижения целей фирмы. Поэтому управление всегда имеет социально-экономическую окраску, адекватную господствующим в обществе отношениям присвоения. Индивидуальным формам присвоения соответствует индивидуальное управление, групповым (общества, партнерства) — коллегиальное. Демократизация отношений собственности (распределение акций предприятия среди его работников, совместное владение работниками своим предприятием, внутрифирменное предпринимательство и пр.) объективно сопровождается соответствующими процессами демократизации управления и привлечением работников к управлению предприятием в различных формах.

2. Управление экономическими и хозяйственными системами осуществляется на разных уровнях. Менеджмент касается только микроуровня экономики — организации (предприятия, фирмы). Понятия “менеджмент народного хозяйства” или “менеджмент отрасли” не имеют смысла.

3. Менеджмент занимается не любыми существующими организациями на микроуровне, а только организациями как открытыми системами. Такие организации существуют во взаимосвязи и взаимозависимости от внешнего мира, “открыты” для его воздействия, зависят от внешних поставок ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, информационных) и передают вовне свой продукт. Для сохранения стабильности, долгосрочного развития и реализации своих целей организации по принципу “экономического дарвинизма” должны адекватно и своевременно реагировать на изменения своей внешней среды как прямого, так и косвенного воздействия.

Менеджмент — деятельность, направленная на поддержание устойчивости организации в постоянно изменяющейся внешней среде.

4. Организации в сфере экономики имеют специфические цели, связанные в первую очередь с получением чистого дохода.

Основной целью социально-экономического менеджмента является поиск путей эффективного управления, направленного на поддержание динамической устойчивости и конкурентоспособности предприятия на рынке и получение устойчивой прибыли.

Проще говоря, понятие менеджмента (в социально-экономическом смысле) неприменимо к некоммерческим организациям, для которых извлечение прибыли не является главой целью. Вместе с тем в последнее время понятие “менеджмент” стало использоваться в расширительной трактовке как характеристика успешного функционирования любой организации в условиях рынка, приводящего к достижению ее целей и задач.

Профессиональная деятельность менеджера только тогда может считаться эффективной, когда ее результат — стабильная долгосрочная прибыль. Поэтому кажется весьма проблематичным говорить о прибыльности деятельности государственного чиновника или работника общественной сферы, а соответственно, о менеджменте в государственном учреждении или благотворительной организации.

Базисными понятиями социально-экономического менеджмента являются следующие: рентабельность, производительность, ответственность перед обществом, в том числе социальная и экологическая, нововведения, положение на рынке, материальные и финансовые ресурсы.

Достижение этих целей предполагает управление процессами, происходящими внутри организации, внимание к ее внутренней микросреде.

5. Производственная организация в современном представлении — это не просто организованная техническая совокупность работников, информации, сырья и оборудования для его переработки в продукт, но сложные социально-экономическая и социотехническая системы. Главными элементами в ней являются люди, работники, сотрудники. Менеджмент — практическая деятельность не по управлению предметами, а организация и управление эффективной работой людей.

Известный теоретик менеджмента Мэри Паркер Фол-лет отмечала, что менеджмент — это “искусство получать вещи через людей”. Главная задача менеджера в связи с этим — научить людей работать вместе для решения поставленных задач.

Другой важный аспект нацеленности бизнес-организаций на человека предполагает достижение целей фирмы путем изучения и максимально полного и эффективного удовлетворения нужд и потребностей потребителя через производство и продажу товаров и услуг; он связан с разработкой теории и практики маркетинга как функции менеджмента. Во внутренней микросреде предприятия приоритеты менеджера любого звена и уровня (низшего, среднего, высшего) предполагают нацеленность на мотивацию и повышение эффективности работы персонала, во внешней среде главный для менеджера — потребитель. Именно такие основополагающие подходы характерны для современного менеджмента, хотя исторически они сформировались далеко не сразу.

Согласно существовавшим ранее представлениям управление человеческими коллективами рассматривалось как искусство, как деятельность субъектов, наделенных особыми, исключительными талантами и способностями.

Руководство предприятием осуществляется на основе предвидения, прогнозирования изменений внешней среды и осуществления соответствующих изменений (инноваций) внутри организации для адекватной подстройки к ним.

Современный системный подход рассматривает организацию как целостный социально-технический организм во всей сложности и многоаспектности функционирования в быстро и непрерывно изменяющейся среде. Управление осуществляется на основе гибких экстренных решений и в гибких формах. Очевидно, что такое возможно только с использованием нежестких и дебюрократизированных методов управления и организационных структур. Поэтому адекватными требованиями производства становятся программно-целевой метод управления и программно-целевые (проектные и матричные) управленческие структуры. В них в отличие от жестких формально-бюрократических механистических способов построения организации используются преимущества адаптивных систем управления. В последних отсутствует жесткая иерархия и регламентация работ, преобладают горизонтальные коммуникации и неформальные связи, управление частными задачами может осуществляться на любом уровне и в любом звене организации, что предполагает инициативу и творчество исполнителей и их непосредственную “включенность” в процесс достижения общей цели организации. Главное в такой управленческой структуре — “сельскохозяйственный” (вырастить продукт), а не “индустриальный” (получить готовым и при необходимости заменить на такой же стандартный массовый продукт) подход к персоналу: развитие персональных качеств работников и их потенциала. В этом — залог качественного выполнения работ.

Отметим, что в практике реального управления в современной России имеют место все подходы к организации менеджмента. Менеджмент — это система философии и политики управления, имеющая свою систему ценностей и приоритетов, пропорции и направления экономического развития, свой инструментарий управления.

Так, в арсенале методов управления существуют четыре основные группы:

  • прямые, административные, или организационно-распорядительные методы основаны на использовании в руководстве объективных упорядоченных организационных отношений между людьми типа “управляющий — управляемый”;
  • экономические, или косвенные методы, как более мягкие, воздействуют на экономические интересы субъекта управления через систему экономических и финансовых инструментов, таких как цены, заработная плата, кредит, финансы, налоги и т. п.;
  • социально-психологические методы включают конкретные способы воздействия на процессы формирования и развития коллектива, на социальные процессы, протекающие внутри него. С их помощью комплектуются группы и коллективы, осуществляется психологическая мотивация труда и его гуманизация, учитывается и направляется функционирование неформальных структур, проводится профессиональный отбор и обучение, анализ и постановка стиля руководства и т. п.;
  • идеологические методы воздействуют на мировоззрение людей, на гражданские и патриотические чувства коллективов и каждого работника. Их диапазон широк: от политической пропаганды и агитации до контроля деятельности администрации трудовым коллективом и привлечения трудящихся к управлению производством. Выбор методов управления в каждом конкретном случае специфичен. Он зависит от множества обстоятельств, например, таких как внутренняя и внешняя среда организации, ее цели и задачи, характеристики персонала и руководства.

Менеджмент — совокупность социально-экономических методов, средств и форм управления фирмами в конкурентных рыночных условиях, направленных на обеспечение устойчивости организации и получение долгосрочной прибыли.

Развитие менеджмента привело к его современному пониманию не только как искусства, но и науки, использующей в том числе количественные методы и ориентирующей производственные системы на получение эффективного результата через людей.

В структуре современного менеджмента можно выделить теорию руководства (управления) и практические образцы эффективного управления, демонстрирующие сочетание искусства и практики в руководстве организациями в конкретных ситуациях.

Современный менеджмент основывается на междисциплинарном подходе. Он понимается как единство техники, политики и культуры управления (Н. Тичи, М. Девана).

Успешное, эффективное управление возможно при научном использовании объективных экономических и социально-психологических закономерностей правления на всех уровнях народного хозяйства. Изучение менеджмента — практическая задача не только высших управленцев, но и всех участников рыночных отношений.

Эволюция менеджмента показала, что развитие методологических подходов, принципов и организационных структур управления предприятиями идет от жестких, формальных, централизованных — к более гибким, децентрализованным, основанным на развитии демократии и усилении непосредственного производителя в управлении производством.

Менеджмент есть специфическая часть теории и практики управления. Характеристиками социального менеджмента являются следующие.

Управление — параметр упорядочивания функции любой сложноорганизованной социальной системы, обеспечение сохранения ее структуры, оптимизации ее внутренних функций.

Социальное управление — оптимизация сложной системы взаимодействия, системы, которая включает в себя объект и субъект. Менеджмент (социальный менеджмент) как подсистема социального управления означает не управление вообще, а управление социальными системами.

Управление социальными системами осуществляется на разных уровнях. Социальный менеджмент на микроуровне — это технология управления на уровне индивидуально-общественных связей. Мегауровень — это уровень управления социальных структур и социальных систем.

Главной задачей социального менеджмента является поиск эффективного управления технологическими действиями, направленного на поддержание устойчивости, эффективности, рациональности управляемой системы. Существует несколько разновидностей социального менеджмента как подвида социального управления:

  1. Традиционный. Подход основан на представлении о статичности социального объекта и предполагает статичные технологические методы. Ориентируется на такие способы оптимизации системы, которые могут быть объяснены конечным числом технологических предписаний и находятся в соответствии с заданными параметрами цели, каким бы образом цель не трансформировалась под действием тех или иных обстоятельств.
  2. Командный. Служит выражением воли руководителя или центрального органа власти. Ориентируется на такие способы оптимизации, которые основаны на волевом, чаще всего идеологическом представлении об оптимизации системы.
  3. Рыночный. Основывается на дилемме двух основных параметров: цели и результаты, которые могут модифицироваться в параметры факторов и условий, ресурсов и возможностей, спроса и предложении, цены и ставки, основной сети (стратегии) и ее ветвлении (множества тактик).
  4. Научный. Является развитием классического (организационно-технического) управления и основывается на поиске общих законов управления.
  5. Социально-поведенческий (бихевиористский). Основан на анализе поведенческих реакций субъектов социально-технологического процесса в связи с управленческими действиями. Критерием оптимизации технологического действия видит оптимальное взаимодействие между людьми. Включает в себя координацию мотивации и рационализации действий.
  6. Ситуативный. Основан на поиске оптимальных решений в каждой конкретной ситуации. Ориентирован на опережающий характер принятия управленческих решений, предвидение и прогнозирование развития социального процесса.
  7. Системный. Является выражением целостного (комплексного, междисциплинарного) метода упорядочивания сложных динамических социальных систем.

На основании вышесказанного можно заключить, что социальный менеджмент в системе социальных технологий является целой системой (теорией и практикой) управления сложными социальными процессами, имеет свои парадигмы, уровни, методы, ценности, специфические системы технологических императивов, пропорции, временные параметры, качественные и количественные критерии гармонизации систем.

Управление социальным, экономическим, политическим и духовным развитием — одна из важнейших форм социального управления, модификации и модернизации социальных отношений. В основе создания сбалансированного общественного организма, конечно, лежит экономико-хозяйственная жизнь. Поэтому рассмотрение вопросов социального управления начнем с проблем управления в экономико-хозяйственной сфере. При этом часть вопросов методов современного управления в условиях рыночных отношений отнесем к социальному и экономическому менеджменту.

Управленческие функции на экономико-хозяйственном уровне сосредоточиваются на решении социальных проблем труда, на его превращении в действенный критерий оценки деловитости и потенциала каждого человека. В этой связи растет стремление воздействовать на условия трудовой деятельности, содержание труда и направления его интеллектуального развития. Так как общество заинтересовано в росте благосостояния, то вопросы собственности, поведения людей в условиях рыночной экономики вышли в число важнейших проблем социального управления. И наконец, повышение эффективности общественного и личного труда невозможно без заинтересованного участия человека в управлении производством.

Важной социальной ценностью является создание гарантий для справедливого распределения материальных благ, осуществление на деле соответствия меры труда и меры потребления. Актуальной в этой связи является социальная роль многообразных форм собственности, методов организации труда не только в промышленности и сельском хозяйстве, но и в сфере быта, в торговом и коммунальном обслуживании. Управление социально-экономическими процессами охватывает и такую важную сторону жизни трудящихся, как укрепление их здоровья, обеспечение нормального отдыха.

Все более значимой для управления становится демографическая политика, предусматривающая регулирование соответствующего поведения населения, семейно-бытовых отношений, создание условий для таких социальных групп, как молодежь, женщины, дети и люди преклонного возраста.

В условиях рыночных отношений приобрели особое звучание проблемы совершенствования управления в таких новых производственных и коммерческих образованиях, как акционерные общества, биржи, товарищества, совместные и частные предприятия. Предметом большой заботы становится управление во вновь образуемых свободных экономических зонах, учет и направление осуществления проводимой в стране приватизации.

  1. При управлении в сфере политики огромную роль играет определение цели, на достижение которой мобилизуются усилия многих людей. В настоящее время наша общественно-политическая жизнь характеризуется огромным количеством новаций для решения политических проблем. Появляются и тут же исчезают бесчисленные проекты устройства государственных структур, замены их новыми образованиями, предложениями о проведении экспериментов и просто проверки некоторых идей. Проблема взвешенности политических решений, проявление политической дальновидности обострилась как никогда ранее. Как и при управлении другими сферами общественной жизни, в политике важно видеть то, из чего складывается результат, на чем он основывается. Это связано с тем, что показатели развития социально-политических процессов не всегда могут ограничиваться количественными характеристиками, например, такими как количество партий, процент проголосовавших, число крестьян, рабочих, представителей интеллигенции среди депутатов и т. п. Необходимо заметить, что от того, как участвуют люди в управлении, какими правами обладают, какое влияние оказывают и могут оказать на принятие решений, зависит нормальное функционирование многих политических структур.
  2. Управление в сфере социально-политических отношений не сводится к некоторым техническим приемам и методам. Речь должна идти о создании механизма рационального управления развитием и функционированием политики, умело и органично сочетающего в себе централизацию с самоуправлением, с участием каждого человека в решении актуальных проблем.
  3. Управление духовными процессами нацелено на создание реальных условий для оптимального развития культурных запросов и склонностей каждого человека, для наиболее полного и всестороннего их удовлетворения. Оно предполагает мягкое и гибкое воздействие на изменения, происходящие в сфере образования, науки, литературы и искусства. Очень трудную и сложную область представляет взаимодействие национальных культур, весь спектр проблем общественной жизни.
  4. Кадры и стиль управления. Ключевую роль в развитии и функционировании системы правления играют ее кадры. От их компетентности, умения плодотворно работать во многом зависит эффективность решения экономических, социальных и других задач. Социальное управление давно уже обратило внимание на необходимость специального анализа этого звена, ибо это дает возможность критично оценить ситуацию, сделать соответствующие выводы и предложения.

Одна из важнейших проблем совершенствования стиля управления — это умение видеть перспективу, не теряться в сиюминутных заботах, не упускать ориентиров. Однако нередко все силы уходят на то, чтобы провести одно мероприятие, затем другое, третье, и где-то волей-неволей исчезает из виду главное, во имя чего затрачиваются энергия, время. Работа на перспективу предполагает возможные потери в пути, но она окупается тем, что воплощается в жизнь центральная, ведущая идея.

Особенно высока ответственность руководителя, который призван задавать тон, служить примером для окружающих. От его решений и действий во многом зависит нравственная атмосфера в коллективе. Поэтому неумение критически оценивать свои поступки, начальническая амбиция, неуважение к людям не могут быть оправданы ни в каких ситуациях.

Задачей менеджера и руководителя любого уровня является: познание своего объекта управления; выявление факторов, закономерностей и причин, влияющих на его поведение; рассмотрение общеупотребительных и частных методов воздействия на объект с целью получения необходимого результата; определение методов анализа или эксперимента применяемости предлагаемых подходов к своему объекту; применение отобранных методов;

анализ полученных результатов, корректировка и модификация методов управления применительно к своей системе.

Современный социальный менеджер выступает в нескольких ипостасях.

Во-первых, это управляющий, наделенный властью и руководящим коллективом.

Во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные качества и эмоции.

В-третьих, это дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты.

В-четвертых, это воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие в нужное русло.

В-пятых, это инноватор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления внедрить в производство то или иное изобретение или “ноу-хау”.

В-шестых, это просто человек, честный, обладающий глубокими знаниями и разносторонними способностями, высоким уровнем культуры, отличающийся решительностью характера и в то же время рассудительностью, способный быть образцом во всех отношениях.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *