Когнитивная модель
Все более известной становится когнитивная (познавательная) модель теоретического обоснования социальной работы.
Все они при известном тяготении к психолого-ориентированным моделям теоретического обоснования социальной работы в главном являются комплексными, опирающимися на междисциплинарный взгляд при понимании природы социальной работы. И это при всем том, что когнитивная теория в целом занимается человеческим мышлением, его влиянием на поведение человека, решением индивидуальных и социальных проблем человека.
Когнитивная теория сочетает психосоциальные, социологические, поведенческие и социальные элементы в подходе к осмыслению и решению проблем социальной работы. Представляя развитие рационального мышления человека в отношении защиты им своих индивидуальных и социальных интересов через оптимальное поведение, когнитивные теории ориентируют клиента и соционома не только на изменение себя, адаптацию к среде, но и на совершенствование последней, оптимизацию своего социального окружения.
Обычно в рамках когнитивного подхода выделяются несколько важнейших моментов, составляющих его главную особенность:
1. Люди могут быть лучше всего поняты, когда они ищут или стремятся к определенной цели, преодолевая препятствия в личной и общественной жизни.
2. Люди создают свои собственные модели действительности в соответствии с тем, что они узнали, поняли.
3. Человек приобретает уверенность в жизни посредством адаптации к социальным реальностям, в процессе которой они изменяют эти реальности, изменяясь сами.
4. На процесс адаптации человека и среды воздействует воспринимающее Я — наше представление о себе, а также способ его воздействия на характер восприятия и др.