Педагогические методы и технологии

Остановимся конкретно на рассмотрении социально-педагогических методов социальной работы. В качестве форм их применения рассмотрим беседу, собрание, диспут, и т.д.

Беседа. Она имеет как индивидуальную, так и групповую формы. Кроме того, беседа может быть как заранее подготовленной, так и спонтанной. Основное назначение бесед -расширение знаний клиентов, привлечение их к оценке последствий событий, поступков людей, формирование у них соответствующего отношения к окружающей действительности, к своим обязанностям. Беседы стимулируют интерес клиентов к обсуждению актуальных проблем своей жизнедеятельности, жизни социума, коллектива, и тем самым обладают большим воспитательным потенциалом. Обратная связь, образующаяся между тем, кто проводит беседу, и теми, с кем она проводится, играет значительную роль, активизируя личностный потенциал, привлекая жизненный опыт участников; кроме того, она имеет серьезную диагностическую значимость, так как выбор тем, интерес или отсутствие интереса со стороны участников к ее предмету, мнения, высказываемые ими, могут дать определенное представление об ожиданиях и предпочтениях аудитории на локальном уровне, о том, что находится в центре внимания индивидов конкретного возрасти, пола, профессии, места проживания, социальной и профессиональной принадлежности и т.д. Сегодня большое внимание привлекают вопросы экономики, предпринимательства, права, межнациональных отношений, нравственности. Резко возрос интерес к религии. Конечно, познавательно-информативная деятельность, развитие общих знаний и культуры не является основной сферой деятельности социального работника, как и, можно предположить, социального педагога. Поэтому при разработке темы важно обозначить спектр социально значимых проблем, которые будут затронуты, и с учетом ожидаемой цели сформулировать вопросы.

Существенно, чтобы беседы оперативно откликались на события, происходящие в социуме. Предметом этих бесед может стать даже быстропреходящее событие, затронувшее жизнь данного населенного пункта. Так, в период предвыборных кампаний усиливается интерес клиентов к вопросам деятельности политических партий, кандидатам в выборные органы, их программам. Разумеется, социальные работники не должны вести агитацию за или против участников предвыборного процесса, но ин4юрмировать об основных принципах демократического устройства власти и правах человека в такой момент вполне уместно. Если при подготовке учитывают интересы клиентов, оперативно реагируют на возникшие вопросы, даже в известной степени упреждая их, — возрастает действенность бесед. В последнее время клиенты учреждений социального обслуживания, в первую очередь, пожилые и малоимущие, испытывают острую тревогу по поводу неполной и противоречивой информации о готовящейся реформе пенсионного и жилищного законодательства. Подобные меры должны затронуть, причем в сторону ухудшения, интересы, позиции и жизненный статус миллионов людей. Проведение разъяснительных бесед по поводу этих преобразований помогло бы частично снять тревожность, социально психологическую напряженность, связанную с ними.

В перестроечные годы, годы радикальных реформ хорошо зарекомендовал себя митинг, который позволяет быстро реагировать на события, создавать у участников психологическую установку на их восприятие и мотивацию к деятельности. Конечно, митинг — это разовое мероприятие, которое не может становиться регулярным. Его информативная роль ограничена: участники как правило уже заранее знают, с какой конкретной целью он собирается. Главное в нем — социально-психологический компонент, позволяющий мобилизовать участников на какое-то неординарное дело — протест против чего-то, затрагивающего интересы участников, или поддержку каких-то действий или явлений, которую они считают нужным оказать. Митинги возникают не только по политическим вопросам, но и по проблемам местной экологии, в связи с социальными и социально-экономическими трудностями данной местности (данного предприятия). Кроме того, митинг служит сильным эмоциональным подкреплением групповой сплоченности участников, объединенных общей целью, манифестацией их единства. Митинги могут быть стихийными и организованными, причем в любом случае зажечь толпу, индуцировать определенный уровень эмоций могут только лица, наделенные определенным уровнем демонстративности. При отсутствии такого врожденного качества никакая искренность и выстраданность выступления не произведет впечатления.

Если митинг несет в себе определенный момент стихийности, то собрание индивидов, объединенных по какому-то признаку, имея также богатый эмоциональный потенциал, в то же время отличается подготовленностью, организованностью и некоторыми деятельностными последствиями, которые могут быть результатом его решений. Оно, как известно, при верной организации обладает большим воспитательным потенциалом прежде всего как орган коллективного управления или самоуправления, выражает волю большинства участников, мобилизует их на активную деятельность по реализации принятых решений и т.д. Решения собрания могут обладать обязательной силой (в случае, если оно обладает соответствующей компетенцией согласно уставу или положению, регулирующему деятельность той организации, органа или учреждения, члены которого в нем участвуют) или только моральным авторитетом. В любом случае нежелательно спонтанное рождение этого важного документа: проект решения должен подготавливаться организаторами (инициаторами) собрания, хотя его окончательный вариант, естественно, может отличаться от первоначального варианта.

Собрание может быть регулярной частью деятельности какого-либо учреждения или объединения, соответственно на нем отчитываются о проделанной работе, выбирают представителей в те или иные исполнительные органы, утверждают планы. Собрание — это школа общения, оценки ситуации, приобретения коммуникативных, отчасти полемических, управленческих навыков. К сожалению, сама регулярность и организованность их содержит в себе опасность рутинности, заорганизованности. К тому же, массовый характер мероприятия не всегда дает возможность охватить и вовлечь в активную деятельность всех присутствующих.

Высока воспитательная роль такой специфической формы собрания, как диспут, где формируются и закрепляются полемические умения, возникает уверенность в себе, умение привлечь и удержать сторонников. Кроме того, диспут может обнажить разные стороны истины, что в социальной работе случается нередко и учит более глубокому пониманию сути социальных проблем. Диспут — это организованная полемика по заранее определенной теме; в то же время дискуссия -это столкновение различных точек зрения, возможно, по спонтанно возникшей теме. Социальному работнику, педагогу, терапевту приходится регулярно вступать в дискуссии с клиентами (иногда также с представителями других социальных учреждений, с начальством, с деятелями органов социального управления). При всей эмоциональной насыщенности такой коммуникации основным в дискуссии должны быть логическая обоснованность и личностная убежденность участников, что и позволит им повлиять на своих оппонентов.

Методы саморазвития и самореализации. Человек стремится узнать свои возможности, познать, испытать свои силы, развить способности, а сделать это можно лишь в условиях подлинной самодеятельности. Развитие социальной субъектности неотрывно от экономической самостоятельности, развертывания демократических механизмов во всех сферах жизни, максимальной реализации личностного потенциала индивидов. Это достигается всей совокупностью социальных методов и технологий. К педагогическим относятся те из них, которые, во-первых, выявляют тот потенциал, который объективно присущ личности. Психологические методики помогают освободить скрытые силы личности при помощи тренингов, различных групповых методик и аутотренингов. Педагогика же выявляет и укрепляет социальный потенциал индивидов в процессе группового взаимодействия, научения социальным навыкам, воспитания. Обучение совместной деятельности, согласованию притязаний и интересов, лидерским и исполнительским умениям также способствует совершенствованию социального функционирования людей

Эффективной формой социально-педагогических технологий является создание самоуправляющихся общественных объединений — клубов, ассоциаций, групп самопомощи и взаимопомощи. Механизм их деятельности определяется положениями Федерального закона «Об общественных объединениях». Обычно такая организация создается решением собрания инициаторов, которые намечают цели деятельности, привлекают сторонников, разрабатывают проект устава клуба, обсуждают его и утверждают на собрании. Но специалисты по социальной работе должны знать, что это один из наиболее плодотворных путей улучшения социального обслуживания населения и развития социальных навыков и качеств. Поэтому они сами в ряде случаев должны выступать организаторами таких групп или оказывать им помощь в их возникновении и деятельности.

Технологии социальной адаптации не исчерпываются только педагогическими методами, но эти последние играют немаловажную роль. На протяжении жизни каждый индивид неоднократно встречается с необходимостью приспособиться к какой-либо социальной среде, к новому для себя окружению, месту жительства, сфере деятельности, трудовому коллективу или соседской общности. Особенно остро стоит этот вопрос в детском, подростковом и юношеском возрасте; кроме того, возвращение утраченной способности к социальному функционированию требуется тогда, когда индивид в силу каких-то причин оказался вне нормального общественного окружение например, в результате длительной болезни, тюремного заключения и т.п. Наконец, в периоды масштабных социальных преобразований целые социальные слои и группы нуждаются в адаптации к радикально изменившимся условиям. Педагогические технологии адаптации включают в себя обучение прежде всего новым профессиям, способам обеспечить свое существование и жизнь собственной семьи при помощи адекватных изменившимся условиям способов. Далее педагогические процедуры применяются при научении тем способам деятельности, которые характерны для демократического общества с рыночной экономикой. Это бизнес-инкубаторы, школы лидеров и школы избирателей и т.д. Наконец, воспитание уверенности в себе, правильной самооценки в новых условиях, рационального отношения к обстоятельствам, которые можно не одобрять, но изменить очень часто нельзя — подобная педагогическая задача очень часто стоит именно перед социальными работниками, которые оказывают помощь безработным, малоимущим, беженцам и т.д. Наконец, родовой функцией социальной педагогики является содействие семьям в преодолении школьных трудностей их детей. Это осуществляется при помощи личностной диагностики и анализа школьных трудностей; при помощи организации групп и классов выравнивающего обучения для отстающих учащихся; при помощи применения инновационных авторских обучающих методик, позволяющих преодолеть затруднения. Кроме того, ведется работа с учителями, чья психологическая и педагогическая некомпетентность, невнимание, являющееся результатом перегруженности, негативные личностные особенности являются иногда причиной (или одной из причин) школьных трудностей. Важной составляющей такой работы должно явиться развертывание и институциализация супервизорства — к сожалению, пока слабо развитого в нашей стране профессионального наставничества опытных специалистов в социальной работе и социальной педагогике по отношению к менее опытным, начинающим коллегам. Поскольку система непрерывного обновления знаний и повышения квалификации в этих сферах неотрывно включает в себя контроль над деятельностью специалистов, такая форма организации профессиональной деятельности позволяет максимально повысить эффективность работы и минимизировать отрицательные проявления в ней. Другой важнейшей частью такой работы является взаимодействие с семьей трудного ребенка, выявление причин его проблем, оказание помощи его близким. Возможно, что взрослые члены семьи не имеют нужной компетентности, чтобы заметить и оценить негативные процессы, происходящие с ребенком, они не обладают знаниями о том, как вести себя в такой ситуации, чем помочь ребенку. Иногда причины кризисного положения в семейных отношениях заключаются в малообеспеченности или бедности. Такие семьи нуждаются в экономической помощи. Кроме того, семьи очень слабо информированы о своих правах во взаимоотношениях с образовательной системой, об источниках социальных ресурсов, которые способны оказать им содействие. Наконец, члены семьи могут быть асоциальными личностями, пренебрегающими выполнением своих родительских обязанностей, и в ряде случаев, если социально-воспитательная работа с ними не дает результатов или попросту невозможна, необходимо возбуждать вопрос об удалении ребенка (детей) из семьи и о дальнейшем устройстве его судьбы. Таким образом, становится очевидным, что социально-педагогические технологии применяются совместно с социально-экономическими, правовыми и т.д. Наряду с общей социальной педагогикой имеются ее специальные или специализированные разделы, отличающиеся своеобразием подходов к воспитанию или направленностью на определенную категорию клиентов. В качестве примера особой системы социально-педагогических технологий приведем кондуктивную педагогику — одно из специфических направлений педагогической деятельности, предназначенной для работы с детьми-инвалидами и другими детьми с ограниченными возможностями. Кондуктивная педагогика сочетает в себе как общепедагогические, так и специализированные принципы и методы. Она была разработана профессором Пето в 1945-1967 гг. и нашла широкое применение в Институте Пето по исследованию и лечению двигательных расстройств (Будапешт). Воздействие на ребенка с ограниченными возможностями осуществляется специально обученным в Институте кондуктором (лат. — сопровождающий). Оно направлено на выработку самостоятельной активности и независимости ребенка. Кондуктор стремится адаптировать ребенка к окружающей среде, обучая его, руководя повседневной деятельностью, удовлетворением биологических и социальных потребностей.

Занятия с группой в 6-7 детей всегда проводит один кондуктор, владеющий основами знаний в области медицины, педагогики, лечебной гимнастики, психологии, дефектологии и т.д. Занятия начинаются в 6-7 часов утра и длятся 6-7 часов с перерывом на сон среди дня лишь для детей младшего возраста.

Дети обучаются в том же помещении, в котором живут, в процессе своей повседневной деятельности. В ходе проведения занятий практикуется теплое, доброжелательное общение, спокойный тон и эмоциональная настроенность кондуктора располагает ребенка к занятиям. Замечания конкретному ребенку никогда не делаются; ошибки и неудачи обсуждаются только в обращении ко всей группе. В процессе занятий осваиваются навыки различных видов деятельности по бытовому самообслуживанию (вставание, умывание, одевание, еда и пр.), а также по доступному уровню развития интеллекта (рисование, письмо, счет). В результате таких активных и эмоционально щадящих форм занятий значительная часть детей (ок. 70 %, по данным Института Пето), переходят в обычные детские учреждения и способны обучаться в общеобразовательной школе. Нередко специалисты добиваются высоких результатов, используя отдельные положения кондуктивной педагогики, в частности, такие, как благожелательное отношение воспитателя к воспитаннику, система поощрений и наград, сохранение в учебной комнате спокойной доброжелательной обстановки при групповых занятиях и т.д.

Литература

1. Указ Президента РФ 431 от 5.05.1992 г. «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

2. Указ Президента РФ 543 от 1.06.1992 г. «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы».

3. Постановление Правительства РФ 848 от 23.08.1993 года «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей».

4. Постановление Правительства РФ Х9 409 от 20.06.1992 года «О неотложных мерах по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

5. Постановление Правительства РФ 69 от 31.01.1994 года «О порядке разработки и структуре Национального плана действий в интересах детей РФ до 2000 года».

6. Гуслякова Л.Г., Кувшинникова В.А., Синцова Л.К. Сборник задач и упражнений по социальной работе. М.: Наука, 1994.

7. Общие основы методики социальной работы // Под ред. Г.Н.Филонова. — М.: ЦСП. 1996.

8. Словарь-справочник по социальной работе. — М., 1997.

9. Социальная педагогика. Теория, методика, опыт исследования //Под ред. В.Д.Семенова. — Свердловск, 1989.

10.Социальная работа: отечественный и зарубежный

опыт. В 2-х т. — М — Тула, 1993. 11 .Социальная защита: региональные модели. — М.:

1995.

12.Справочное пособие по социальной работе. — М.:1997.

13.Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии // Отв. ред. Е.И.Холостова.- М.:1992.

14.Фридман Л.М., Пушкина Е.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов — М.: просвещение, 1988.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *