Технологии, ориентированные на гуманистические модели личности

Гуманистические психосоциальные технологии опираются на идеи, развиваемые в гуманистической психологии (К.Роджерс, А.Маслоу), экзистенциональном подходе (В.Франкл) и гештальт-традициях (Ф.Перлс). Иногда это на правление называют экзистенционально-гуманистическим. Их основные положения исходят из понимания человека как целостной личности, находящейся во взаимодействии со своим окружением. Важным моментом, объединяющим эти подходы в единое направление, является декларация веры в человека как высшее существо, способное воспринимать и конструировать мир, принимать решения и формировать жизненные стратегии, изменяться при наличии определенных позитивных условий.

Основная сущность гуманистической психологии К.Роджерса — ориентированный на личность подход, в котором личность является контролирующим звеном для принятия решений. Во главе концепции — человек, его предназначение жить и действовать. По глубокому убеждению К.Роджерса, ядро, сердцевина каждого человека — конструктивны, и если у личности есть выбор, она всегда выбирает позитивный путь раэвития. .

Решающую роль в жизни и развитии человека ижкп ewo представления о самом себе “Я”-концепция, центральным звеном которой является понятие “самоценности”. По мнению К.Роджерса, человек не может совершенно точно определить, каков он есть на самом деле, а оценивает себя с большей или меньшей степенью иллюзорности. Однако у каждой личности есть свой “жизненный опыт”, который может порождаться только любовью. Этот опыт человек выражает с помощью двух способов: языка слов (вербальный) и языка тела (невербальный, экспрессия). Совпадение самоценности и способов ее выражения (языка слов и языка тела) является необходимым условием для возникновения позитивного состояниям т.е. конгруэнтности.

Неконгруэнтность (рассогласование) этих составляют ших вызывает негативные реакции. Человек начинает “включать” стереотипные защитные формы поведения. Конгруэнтность устанавливается либо изменением поведения, либо путем модификации представлений о себе. Постулируется естественное стремление личности к разрешению внутреннего конфликта позитивным образом, ведущему к изменению самоценности принятию себя как личности. Принятие собственной “самости” — предпосылка к более полному и легкому восприятию других людей, и наоборот — принятие личности другими людьми в группе обычно повышает уровень ее собственной самоценности.

Через всю психологическую теорию личности К .Роджерса красной нитью проходит идея — каждый человек обладает внутренней собственной активностью, стремлением к росту, прогрессу более полной реализации своих внутренних потенций. Эти идеи он воплотил в модель “личностного роста, основанную на стремлении человека к повышению самоценности и конгруэнтности. К.Роджерсу удалось выделить три условиям которые благоприятны для личностного роста и могут быть созданы самой личностью или с помощью специалиста: подлинность (конгруэнтность — искренность), безусловное принятие другого человека и способность к эмпатическому пониманию другого, сопереживание. Он оценивал возможности личностного роста как неисчерпаемые и достичь успеха в этом может пытаться каждый человек.

Близки Роджерсу идеи А.Маслоу. Краеугольным основанием его концепции является стремление личности к самоактуализации. Он описывает ряд характеристик, возможных для развитой личности. Среди них можно отметить следующие:

— самоактуализация — переживание, связанное с повышенным сознанием, вниманием и интересом, самоактуализация есть выбор из множества альтернатив пути, ведущего к личностному росту, независимо от его сложности и непредсказуемости;

актуализироваться — значит стать реальной, а не потенциальной личностью,

самоактуализироваться уметь обнаружить, “*снять” вои “психологические защиты”, развить свои способности. А.Маслоу полагал, что за помощью чаще всего обращаются поди с нереализованной потребностью в самоактуализации. только самоактуализировавшаяся личность, по мнению Массу, освобождается от фрустраций и может чувствовать себя комфортно, действовать ясно, точно, эффективно.

Экзистенциональная психология дает возможность в роцессе консультирования научить людей планировать и разивать отношения с другими людьми, которые бы обеспечиваи им определенное существование. С этих поэиций важное значение придается выбору действий и коммуникаций как внутри отдельных систем, так и между системами. В.Франкл считает обретение смысла своего существования. Если личность не может реализовать это стремление, то она испытывает фрустрацию (или экзистенциальный вакуум). Каждый человек, независимо от пола, возраста, социального статуса, профессии, религиозных убеждений и так далее несет ответственность за реализацию всего уникального смысла жизни, которому нельзя научить, зато который всегда можно осознать. В концепции личности Франкла доминирует положение о том, что для человека важно не то, что с ним случилось, гораздо значимее его отношение к этому. Психологическую работу с людьми автор назвал логотерапией (терапией при помощи смысла), понимая ее как способ анализа ситуаций и метод консультирования.

Основная задача логотерапии помочь человеку найти смысл и цель жизни, понять, как человек конструирует свой мир. Логотерапия стремится к достижению цели — помочь личности в поисках смысла жизни для преодоления сомнений и отчаяния. При этом особое место занимает формирование представлений личности о своем будущем как “запускающем” поведение механизме, основе становления жизненных стратегий. Составляющими логотерапии являются: свобода воли, воля к смыслу, осмысленность жизни. Теория и методы, разработанные В.Франклом, популярны, широко используются как в психологическом консультировании, так и в психотерапии, начинают активно применяться в социальной работе, социологии.

К современным психологическим теориям гуманистического направления следует отнести и гештальт-традиции Современные подходы в гештальт-психологии связаны ее своеобразным пониманием личности и ее опыта. Основопо ложником этого направления считается Ф.Перлс, каторый придавал большое значение непосредственным чувствам и переживаниям актуального опыта клиента. “Гештальт”, с точки зрения этого направлениям есть целостная личностью но, согласно взглядам Ф.Перлса, личность, состоящая из множества частей, что делает ее неповторимой, по мере своего развития испытывает ряд переживаний, разрушающих ее единство. сложность окружающего мира создает трудности в его понимании. Многовариантность мира усиливает разъединение различных частей и препятствует их объединению в единую личность.

Гештальт-психологи справедливо полагают, что жизненная ситуация — это и есть гештальт, поэтому теряет смысл фрагментарная работа с отдельными частями личности. Только личность сама может выстроить новый, более эффективный гештальт своей жизни. Важнейшее место в гештальте отводится целеполаганию, которое и задает его структуру. Гуманистическое начало в гештальт-теории связано с констатацией положения о том, что изменения в личности происходят только тогда, когда она становится сама собой, а не тогда, когда она пытается кем-то быть. Ни от решения “быть лучше”, ни от просьб, ни от требований других людей активных внутренних изменений, как правило, не происходит.

В русле гештальт-традиций было создано множество интересных техник, которые могут быть использованы как в рамках данного, так и в рамках других подходов. Среди всех отраслей гуманистического направления гештальт-психология является подходом с наиболее мощными технологиями, проецирующими психические изменения в личности. Примером современных гуманистических концепций является система позитивной психотерапии. Позитивная психотерапия складывается из трех аспектов: позитивного подхода, содержательного анализа конфликтов, пятиступенчатого процесса психотерапии.

Таким образом, важно отметить то, что гуманистические теории для применения в социальной работе разнообразны. Но существенным для всех является отсутствие заранее жестко заданной схемы понимания клиентам группы, общества окружающей среды, причин, порождающих проблемы, и их истоков. Следовательно, нет необходимости ставить диагноз и определять прогноз развития ситуации клиента, нет необходимости давать клиенту советы по решению проблем, которые обычно основываются на субъективных представлениях специалиста и не всегда адекватны реальности. Гуманистическое направление постулирует недирективный путь взаимодействия с клиентом в социальной практике, соблюдение норм личностной экологии.

В социальной практике нашел применение широкий спектр социально-психологических теорий. Среди них видное место принадлежит основанным на явлениях коммуникации, Основная сущность ролевых теорий связана с социальной функцией личности, специфическим способом поведения людей в зависимости от их социального статуса или позиции в обществе: совокупности норм и ожиданий, опосредствующих активность личности.

Определение социальной роли впервые было дано в 1936 г. Р.Линтоном, в дальнейшем развито Д.Мидом в рамках интеракционизма. Социальные роли проявляются в ситуациях социального взаимодействия, основанных на воспроизведении определенных социальных стереотипов. Отдельная социальная роль отображает лишь единичный аспект поведения. Целостное поведение конкретных людей складывается из совокупности множества социальных ролей. Социальная роль тесно связана с социальными ожиданиями и включает в себя: представляемую роль (система ожиданий индивида и определенных групп); субъективную роль (экспектации, т.е. представления о способах взаимоотношения с людьми); играемую роль (поведенческая реализация представляемой роли). Участнику интеракции важно представить себе, чего ждут от него Другие партнеры. Действия отдельных индивидов взаимно подгоняются друг к другу каждый может принимать роли других, формировать Я-образ, осуществлять приспособление к приписываемым им намерениям и экспектациям. С понятием асоциальной роли связаны ролевые конфликты, ролевая напряженность, ролевой набор, ролевая адаптация и пр. Социальная роль всегда имеет личностную окраску, в зависимости от опыта, индивидуальности человека, его желания соответствовать ожиданиям окружающих и т.д. Диапазон социальных ролей связан с многообразием социальных групп, общностей, видов активности и др.

Специфика социальной роли определяется местом, которое занимает индивид в системе общественных отношений. С этой точки зрения различают роли профессиональные, социально-демографические, управленческие и др. Кроме того, выделяют роли межличностные, определяемые местом индивида в системе межличностного взаимодействия. Существуют роли активные и латентные, институциализированные (официальные, конвенциональные) и стихийные, приписанные по естеству (аскриптивные) и достигаемые личной активностью (достижительные). Принятие и исполнение человеком определенной роли рассматривается как сложный процесс, включающий и коммуникацию.

В разнообразных подходах к пониманию сущности социальных ролей имеется ряд общих моментов: 1) роль как образец поведения и установок, социально заданный с большей или меньшей степенью определенности, 2) роль как стратегия поведения, направленная на овладение ситуацией определенного типа 3) роль как система ожиданий к людям определенного статуса, 4) роль как действие, как выполнение определенных требований человеком, “назначенным” на эту роль. Использование ролевой модели в социальной практике индивидуальной работы связано обычно с повышением адаптивности отдельных людей друг к другу, к группам, с которыми они взаимодействуют, к обществу, в котором живут. Эта модель полезна при профилактике и устранении различного рода конфликтов, неадекватности интерпретаций полученной социальной информации. Важно учитывать специфику выполнения заданных социальных ролей каждым индивидом, его включенность в сюжеты социально- ролевых игр. На понятии социальных ролей основываются различные технологические приемы. Среди них можно отметить социодраму, психодраму, трансактный анализ, различного рода сюжетно- ролевые игры ( например “Семья”).

Одной из важнейших задач как психологии, так и социальной практики является опора на механизмы, регулирующие поведение людей как участников социальных процессов, предполагающие наличие между ними вербальных и невер бальных контактов, передачу восприятие и интерпретацию информации. В коммуникативных теориях на первое место выдвигаются аспекты отношений и интеракций. Любая коммуникативная теория подчеркивает, что направленный характер интеракции основывается на знаковых системах, восприятии интеракции партнерами воздействии общающихся друг на друга. Это необходимые характеристики акта коммуникации.

Другим компонентом коммуникативных теорий является положение о том, что источником информации выступает лицо или группа лиц, располагающая и кодирующая информацию в определенную знаковую систему (коммуникатор). В коммуникационную сеть входит и получатель информации (реципиент), который дешифрует ее в соответствии со своими индивидуальными особенностями. Большие различия в запасе и характере информации общающихся являются нередко причиной различного рода недоразумений, обид и конфликтов, возникающих между ними, в частности, между социальным работником и клиентом. В таких ситуациях они говорят как бы “на разных языках”. От того, как люди отражают и интерпретируют информацию, оценивают возможности друг друга, во многом зависят характер и результаты их взаимодействия. особенности коммуникативных процессов проявляются в установлении отношений между людьми. Различают симметричные и доминирующие (комплементарные) отношения.

Первый вид отношений характерен для равных партнеров, взаимно заинтересованных общением. Отношения доминирования предполагают преобладание в общении одного партнера (или группы) над другим, что нередко ставит последнего в отношения зависимости или унижения. Примером такого общения является тип “начальник — подчиненный”. Это эва крайних типа отношений, проявляющиеся как следствие коммуникаций.

Любая теория, рассматривающая процесс коммуникации, исходит из положения о том, что человек, личность практически всегда общается. Даже если собеседники молчат — это вce равно коммуникациям они могут оценивать молчание друг дpyra каждый по-своему. Различают коммуникацию внутриличностную, когда человек находится наедине с собой, обдумывает поступки, строит планы, прогнозирует успехи или неудачи. Общение между двумя и более людьми есть межличностная коммуникация. Если она происходит в социальной группе — это групповое межличностное общение. Выделяют и межгрупповой вид коммуникации — при взаимодействии различных социальных групп между собой. Внутриличностное, межличностное и межгрупповое общения протекают по своим специфическим законам, которые изучаются общей и социальной психологией.

Значение социально-психологических теорий социальной практики трудно переоценить так как почти во всех проблемах, возникающих у людей имеется нарушение процесса общения. Психологические коммуникативные качества могут стать хорошей базой для формирования различных технологий обосновывающих деятельность в социальной сфере коррекции процессов общения.

Нейролингвистическое программирование (НЛП) теория и технология влияния на людей, своеобразный отклик на коммуникацию и развитие человека, сложившийся в работах Гриндера, Р.Бендлера, В.Сатир, М.Эриксона. Одно из центральных понятий НЛП репрезентативное информационная система, т.е. система представления опыта, связанного с модальностями психики. Одна из них более развита и чаще всего используется конкретной личностью. Репрезентативная система формирует ведущий способ, которым человек осуществляет поиск информации “визуалы”, “аудиалы” “кинестетики”. Использование индивидом ведущих информационных и вспомогательных систем, формирование поведенческих паттернов и внутренних стратегий проявляется в различных “языках”: вербальных и невербальных, что можно достаточно точно описать и спрогнозировать у партнера по общению путем калибровки, т.е. описания внешних и внутренних признаков его состояния.

Самопрезентация как особый аспект коммуникаций является важной составляющей эффективности профессиональной деятельности в индивидуальной работе с людьми. Умением правильно (адекватно ситуации) подать себя и “прочесть” настоящие переживания партнера, скрытые за маской самопрезентации, должен владеть специалист в любой сфере социального взаимодействия.

Действующий человек в состоянии установить контроль над невербальными и вербальными аспектами своего поведения и манипулировать ими в соответствии с задачами. однако искусство наблюдателей распознать намеренность поведения индивида развито лучше, чем способность манипулировать своим поведением, поэтому наблюдатель, скорее всего, преимущество перед действующим, и это поддерживает симметрию коммуникативного процесса.

В современной литературе самопредъявление описывая отя как управление впечатлением о себе у других людей с помощью бесчисленных стратегий поведения, заключающихся в предъявлении своего внешнего образа другим людям. Самопредъявление может быть скорректировано, развито с помощью специальных методов. Выбор адекватных методов зависит от того, какой аспект самопредъявления нарушен — либо на уровне личностных конструктов (высокая тревожность, неустойчивость Я-концепции, чрезмерная мотивация самопредъявления), либо на уровне социальных умений. В первом случае адекватны методы тренинговых групп рациональноэмотивный тренинг. Во втором можно добиться успеха с помощью специального обучения, тренинга социальных умений, сочетающего групповые и индивидуальные методы. Важное значение для эффективного самопредъявления имеют чувственный образ (формируется при первом впечатлении о партнере), адекватное использование вербальных и невербальных средств коммуникации, внешний облик, одежда, окружающая обстановка, цветовая гамма, пространственная и временная среда общения.

Литература

1.Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологические консультирование. М. 1995.

2.Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. — Брест. 1 993

3. Баркер Р. Словарь социальной работы. М., 1994.

4 Григорьев С.И., Демина Л.Д., Растов Ю.Е. Жизненные силы человека. Барнаул. 1996.

5. Демина Л.Д. Личностью проблемы психологического консультирования. Барнаул. 1993

6 Демина Л..Д. Введение в психологические проблемы сажальной практики. Барнаула 1 994

7. Словарь-справочник по социальной работе. М., 1997

8. Теория и методология социальной работы. М., 1994

9. Управленческое консультирование. М., 1999. Т.1.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *