Технология антиалкогольного и антинаркотического воспитания детей и подростков

Во всём мире растёт употребление психоактивных веществ (ПАВ) — алкоголя, наркотиков и токсических веществ детьми и подростками. Это одна из самых тяжёлых социальных болезней начала XXI века, приводящая к задержке и даже остановке развития мышления, формирования этических и эстетических категорий у подростков. Она часто заканчивается наркоманией — стойкой наркотической зависимостью, попаданием в криминальный мир, деградацией личности и разрушением организма.

Причины.

Объективные причины связаны с влиянием социальной среды: питейные (алкогольные) обычаи, обрядовые нормы поведения населения, бытовое пьянство, молодёжные группировки, СМИ. К этому добавляются психологические особенности подросткового возраста. Субъективные причины — алкогольные установки и представления, отсутствие научных знаний о механизме действия алкоголя и наркотиков на организм человека. Употребление токсических веществ выступает как составная часть молодёжной культуры, средство решения (облегчения) стоящих перед подростком проблем (общения, самоутверждения, ухода от действительности и др.). В некоторых случаях имеются неблагоприятные биологические факторы (предрасположенность к алкоголизму).

Задачи антиалкогольного воспитания:

  • информировать детей и подростков о действии ПАВ;
  • воспитывать трезвеннические установки у подрастающего поколения;
  • воспитывать в сознании детей нетерпимое отношение к любым проявлениям алкоголизма и наркомании;
  • воспитывать личностную стойкость по отношению к ПАВ;
  • опираться на нравственное начало в антиалкогольном и антинаркотическом воспитании;
  • обучать детей здоровому образу жизни и создавать условия для его реализации;
  • включать профилактику алкоголизма и наркомании среди детей и подростков в содержание нравственного воспитания как составную часть;
  • интегрировать усилия школы, семьи и общественности, параллельное просвещение детей и родителей.

Принципы профилактики антиалкогольного воспитания:

  1. системность — учёт в профилактической работе всей совокупности личностных и социальных факторов, определяющих готовность детей как к реализации безопасного поведения, так и поведения рискованного, девиантного — в их взаимосвязи и взаимодействии;
  2. парциальность — представление о воспитании антинаркотической устойчивости как о части общего воспитательного процесса, который направлен к тому, чтобы формировать психогигиенические основы поведения и обеспечивать устойчивость в отношении всей «суммы» факторов риска;
  3. проблемная адекватность — максимальное отражение в содержании программы реальных жизненных проблем, актуальных для конкретной возрастной группы и имеющих непосредственное отношение к возможному приобщению к ПАВ (в том числе — в конкретном городе, районе, школе);
  4. когнитивная адекватность — обязательное соответствие содержания учебных материалов и методических приёмов, языка общения с детьми во время занятий по их интеллектуальному развитию, особенностям возрастной психологии восприятия и усвоения материала, в том числе в игровой практике;
  5. социально-культурная адекватность — учёт свойственных именно нашей культуре (и её местным формам) социальных ценностей и механизмов личностного развития, принятых форм обучения, а также поведения, общения, проведения досуга, включая ритуалы потребления алкоголя и других ПАВ;
  6. наркологическая адекватность — учёт типичных для России форм потребления различных ПАВ, видов «любимых» ПАВ, действующих механизмов вовлечения в их потребление, особенностей «народного» отношения к злоупотребляющим ПАВ — пьяным, наркоманам;
  7. использовать феномены массового сознания, массовой культуры (с учётом их возрастного аспекта);
  8. персонификация — при возможности обеспечивать прямое, личное, персональное воздействие на детей, с одной стороны, их любимых героев кино и эстрады, и с другой — победивших порок — бывших больных, имеющих личное право говорить о необходимости отказа от ПАВ, чем достигается подлинность, доверительность воздействия;
  9. обязательный альтернативный выигрыш — побуждать к выбору-отказу от нежелательного поведения в пользу поведения, представляющегося выигрышным в плане реализации значимых желаний и потребностей; при этом реестр альтернативных личностно-социальных ценностей должен быть адекватен уровню развития конкретной возрастной группы (для младших детей: «Я не буду курить и тем более пить, потому что я хочу быть сильным, умным, красивым»);
  10. опережающее обучение — заблаговременное начало профилактического обучения — минимум за три года до возникновения необходимости принимать проблемные решения в отношении тех или иных ПАВ.

Содержание.

Правовая основа антиалкогольного и антинаркотического воспитания — юридически закреплённый принцип недопустимости употреблять алкоголь и наркотики детьми и подростками. Закон предусматривает административную ответственность родителей или других лиц за вовлечение несовершеннолетнего в пьянство и употребление наркотиков. Появление несовершеннолетних (до 16 лет) в пьяном виде в общественных местах влечёт за собой наложение штрафа на их родителей. Продажа спиртных напитков лицам до 18 лет запрещена.

В образовательных учреждениях противоалкогольное и противонаркотическое просвещение проводится на протяжении всех лет обучения с учётом возрастных особенностей детей и с использованием всех возможных методов: вербальных (лекции, беседы), наглядных (показ действия алкоголя на живое) и практических (обучающие игры, пример взрослых). Кроме того, в воспитательных учреждениях предусматривается:

  • индивидуальная и конфиденциальная работа с ребёнком;
  • широкая пропаганда среди населения, родителей и самих детей, направленная к тому, чтобы формировать противоалкогольное общественное мнение;
  • сапитарно-гигиеническое просвещение, пропаганда здорового образа жизни;
  • работа с семьёй, с родителями по обучению их методам семейного воспитания;
  • работа с пьющими родителями;
  • организация свободного времени детей и подростков, предоставление им возможности занятий по интересам;
  • вовлечение в антиалкогольное воспитание всех СМИ;
  • организация физкультурной, оздоровительной и спортивной работы, туризма;
  • приобщение подростков к трудовой деятельности.

Органы правопорядка, обращая особое внимание на подростков, часто употребляющих алкоголь:

  1. налаживают систему выявления, учёта, активного социального и медицинского наблюдения за ними;
  2. организуют специализированные подростковые кабинеты при психоневрологических и наркологических диспансерах;
  3. проводят коррекцию ближайшего социального окружения подростка;
  4. мобилизуют общественность, органы самоуправления на борьбу с пьянством.

Особенность технологии антиалкогольного воспитания в том, что этот процесс сложный и длительный. В нём возможны и временные компромиссы (а не безоговорочные запреты), терпеливая и постепенная подготовка молодого человека к правильной оценке своего образа жизни.

Программа «Трезвость и будущее»

Автор А.А. Лавров — руководитель центра «Гармония», г. Рыбинск.

Основная задача программы — возбудить народную активность по борьбе с пьянством. Для этого надо дать людям необходимые знания, возможность заботиться о своём будущем, проявлять инициативу.

Укрепление механизма правовой (юридической) защиты социальной инициативы граждан в рамках реализации программы:

  1. принять законы и акты по запрещению продажи детям алкогольной продукции;
  2. разработать и принять государственный и местные законы об основах антиалкогольной политики;
  3. жёстко контролировать исполнение законов, проведение детских и юношеских мероприятий, исключающих нетрезвое состояние молодёжи;
  4. отнести алкоголесодержащую продукцию к продукции наркотической с соответствующим контролем её распространения, реализации и рекламы;
  5. создать специальное арбитражное судопроизводство, обеспечивающее защиту и контроль за исполнением программы;
  6. вовлекать ведомства и организации в практическое решение задач программы; придать им статус государственного заказчика.

Массовая пропаганда знаний по трезвости, духовному развитию и психической саморегуляции:

  1. квалифицированные лекции, беседы, игры в детских учреждениях, школах, вузах;
  2. выступления специалистов на массовых собраниях, митингах, общественных мероприятиях;
  3. широкое использование СМИ (газеты, радио, телевидение);
  4. выпуск агитационно-информационных листовок, брошюр, плакатов;
  5. разработка «учебников трезвости» и введение их в обязательные школьные программы;
  6. созыв учредительных съездов, конференций, проведение праздников трезвости, здоровья с целью формирования нового трезвеннического мышления;
  7. пропаганда здорового питания, дыхания, чистоты организма по Уокеру, Бреггу, Семёновой, Норбекову, Фотиной, Корбетт и др.

Массовая работа по отрезвлению, снятию наркотической зависимости и реабилитации населения:

  1. создание антиалкогольных психологических центров;
  2. курсы трезвости в городах и районах, на предприятиях в организациях, учреждениях и др.;
  3. психологические антиалкогольные консультации при больницах, родильных домах, ЗАГСах;
  4. сотрудничество с зарубежными организациями (анонимные алкоголики — США, лига трезвости и культуры — СНГ, Европа- 2006 — Евросоюз);
  5. организация школ, клубов, секций в целях изучения духовно-религиозных учений, приобщение к основам духотворчества;
  6. изучение наследия Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Коровина, А. Мендельсона, В. Дроздова и других великих примеров трезвеннической нравственной литературы;
  7. организация комнат психологической разгрузки в реабилитационных центрах, учреждениях, организациях.

Помощь в трудоустройстве людей, покончивших с пьянством, в их социальной адаптации и закреплении трезвеннического мировоззрения.

  • Создание института социальных работников и психологов по профилактике раннего алкоголизма и психическому здоровью.
  • Широкое создание групп туризма, закаливания, экологической помощи природе, изучение наследия П.К. Иванова.
  • Целевая работа по охране окружающей среды.
  • Всемерная помощь в развитии благотворительности, попечительства, забота о людях и природе.

Модель «Исправительное (пенитенциарное) учреждение»

Крайние формы отклоняющегося поведения несовершеннолетних представляют противоправные действия (прописанные в Гражданском или Уголовном кодексах). Чаще всего подросток оказывается на скамье подсудимых по наивности, по незнанию законов (что не освобождает от наказания), под влиянием взрослых преступных элементов или через участие в группировке. Правоохранительные органы заводят на правонарушителя дело, расследуют преступление и передают дело в комиссию по делам несовершеннолетних либо в суд.

По определению суда несовершеннолетний правонарушитель может попасть в изолятор, в трудовую колонию или спецшколу. В этих учреждениях находящиеся под следствием или приговорённые судом содержатся под охраной, за колючей проволокой, где соблюдается тюремный режим.

По отношению к несовершеннолетним суд основывается на презумпции невиновности, принципе спасения, защите прав ребёнка, максимальном смягчении наказания. В детских исправительных учреждениях стремятся создать максимально благоприятную среду для перевоспитания.

Однако соприкосновение подростка с преступным миром, в котором действуют уголовные правила и законы (месть, беспрекословное подчинение вожаку, извращённые ритуалы посвящения, асоциальные взгляды на труд и на воровство и т.д.), часто служат той «школой», которая ещё больше развращает подростка.

Предтечи, разновидности, последователи

Исправительные учреждения (колонии) для малолетних правонарушителей в России (В.Н. Сорока-Росинский, С.Т. Шацкий, М.М. Пистрак) накопили большой опыт.

Широкую известность получила работа колоний им. М. Горького и им. Ф.Э. Дзержинского, которыми руководил А.С. Макаренко. В колонии для несовершеннолетних преступников А.С. Макаренко разработал и ввёл принципы отношений педагогов и воспитанников:

  • равенство прав и обязанностей воспитателей и воспитанников;
  • чёткая организация труда — основы перевоспитания;
  • приоритетная роль общественного самоуправления в лице совета командиров и общего собрания;
  • перечень серьёзных проступков: лень, отклонение от тяжёлой работы, оскорбление товарища, нарушение интересов коллектива.
  • Наилучшим образом проблема перевоспитания решается с помощью психолого-педагогических методов, разработанных А.С. Макаренко и апробированных в его педагогической деятельности.
  • Метод переубеждения — воспитаннику предоставляются убедительные аргументы, его включают в критический анализ своих поступков.
  • Метод переучивания — чтобы включить воспитанника в новый нравственный опыт, требуется предварительная организаторская работа.
  • Метод переключения — занятие подростка трудом, учёбой, спортом, новой общественной деятельностью.
  • Метод «взрыва» — педагогический приём представляет сильное педагогическое воздействие.

Центр социальной реабилитации А.Г. Петрынина (г. Хабаровск)

— полный комплекс психолого-педагогичсской и медицинской системы, включающий интернат, приют, общеобразовательную школу, ПТУ, кабинеты медико-психологической помощи (с врачами всех детских профилей).

Одни дети поступают в центр Петрынина по своему желанию, от родителей, других педагоги находят в подвалах, на улице, некоторых берут прямо из зала суда (под ответственность директора).

 

Литература

1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии.М., 1993.

2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М.: Академия, 2000.

3. Белых Г., Пантелеев Л. Республика ШКИД. М., 1991.

4. Данилин Е,М. Использование системы А.С. Макаренко в деятельности ВТК: Учебное пособие. М., 1991.

5. Дубинин Н.П. Что такое человек. М.,1983.

6. Дулинова Л.Т. и др. Детская безнадзорность: состояние и пути преодоления. М., 2000.

7. Зуева С.В. Комиссия по делам несовершеннолетних и защита их прав:

инновационная социально-педагогическая модель. Ярославль, 2000.

8. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии. М., 1999.

9. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20.06.84.

10. Кон И.С. Ребёнок и общество. М.,1988.

11. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. М.,2000.

12. Королёв В.В. Психические отклонения у подростков-правонарушителей. М.,1992.

13. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Флаги на башнях. М., 1981.

14. Менеджмент социальной работы / Под ред. Е.И. Комарова и А.И. Войтенко. М.,1999.

15. Неформальные объединения молодёжи вчера, сегодня… А завтра? / Под ред. В. Семёнова. М., 1988.

16. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ «Сфера», 2001.

17. О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними, защите их прав. Указ Президента РФ от 06.09.1993.

18. Организация исправления и перевоспитание осуждённых / Под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. М.,1982.

19. Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся и психолого-педагогическои и медико-социальной помощи. Постановление Правительства РФ № 867 от 31 июля 1998 г.

20. Сорока-Росинский В.Н. Школа им. Достоевского: Пед.соч. М.,1991.

21. Социальная педагогика / Под ред. проф. В.А. Никитина. М., 2000.

22. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении / Г.М. Иващенко и др. М., 1996.

23. Технологии социальной работы:

Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. М.,2001.

24. Уголовный кодекс РФ от 13.06.96.

25. Фомина Л.А. О самом сокровенном: гармония сексуальных отношений. М.,1990.

26. Семёнова И.И. Такой незнакомый Я. М., 1992.

27. Корбетт М.Л. Как приобрести хорошее зрение без очков. СПб., 1997.

28. Иванов П.К. Труды. М.: Канон, 1992.

 

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *