Технология антиалкогольного и антинаркотического воспитания детей и подростков
Во всём мире растёт употребление психоактивных веществ (ПАВ) — алкоголя, наркотиков и токсических веществ детьми и подростками. Это одна из самых тяжёлых социальных болезней начала XXI века, приводящая к задержке и даже остановке развития мышления, формирования этических и эстетических категорий у подростков. Она часто заканчивается наркоманией — стойкой наркотической зависимостью, попаданием в криминальный мир, деградацией личности и разрушением организма.
Причины.
Объективные причины связаны с влиянием социальной среды: питейные (алкогольные) обычаи, обрядовые нормы поведения населения, бытовое пьянство, молодёжные группировки, СМИ. К этому добавляются психологические особенности подросткового возраста. Субъективные причины — алкогольные установки и представления, отсутствие научных знаний о механизме действия алкоголя и наркотиков на организм человека. Употребление токсических веществ выступает как составная часть молодёжной культуры, средство решения (облегчения) стоящих перед подростком проблем (общения, самоутверждения, ухода от действительности и др.). В некоторых случаях имеются неблагоприятные биологические факторы (предрасположенность к алкоголизму).
Задачи антиалкогольного воспитания:
- информировать детей и подростков о действии ПАВ;
- воспитывать трезвеннические установки у подрастающего поколения;
- воспитывать в сознании детей нетерпимое отношение к любым проявлениям алкоголизма и наркомании;
- воспитывать личностную стойкость по отношению к ПАВ;
- опираться на нравственное начало в антиалкогольном и антинаркотическом воспитании;
- обучать детей здоровому образу жизни и создавать условия для его реализации;
- включать профилактику алкоголизма и наркомании среди детей и подростков в содержание нравственного воспитания как составную часть;
- интегрировать усилия школы, семьи и общественности, параллельное просвещение детей и родителей.
Принципы профилактики антиалкогольного воспитания:
- системность — учёт в профилактической работе всей совокупности личностных и социальных факторов, определяющих готовность детей как к реализации безопасного поведения, так и поведения рискованного, девиантного — в их взаимосвязи и взаимодействии;
- парциальность — представление о воспитании антинаркотической устойчивости как о части общего воспитательного процесса, который направлен к тому, чтобы формировать психогигиенические основы поведения и обеспечивать устойчивость в отношении всей «суммы» факторов риска;
- проблемная адекватность — максимальное отражение в содержании программы реальных жизненных проблем, актуальных для конкретной возрастной группы и имеющих непосредственное отношение к возможному приобщению к ПАВ (в том числе — в конкретном городе, районе, школе);
- когнитивная адекватность — обязательное соответствие содержания учебных материалов и методических приёмов, языка общения с детьми во время занятий по их интеллектуальному развитию, особенностям возрастной психологии восприятия и усвоения материала, в том числе в игровой практике;
- социально-культурная адекватность — учёт свойственных именно нашей культуре (и её местным формам) социальных ценностей и механизмов личностного развития, принятых форм обучения, а также поведения, общения, проведения досуга, включая ритуалы потребления алкоголя и других ПАВ;
- наркологическая адекватность — учёт типичных для России форм потребления различных ПАВ, видов «любимых» ПАВ, действующих механизмов вовлечения в их потребление, особенностей «народного» отношения к злоупотребляющим ПАВ — пьяным, наркоманам;
- использовать феномены массового сознания, массовой культуры (с учётом их возрастного аспекта);
- персонификация — при возможности обеспечивать прямое, личное, персональное воздействие на детей, с одной стороны, их любимых героев кино и эстрады, и с другой — победивших порок — бывших больных, имеющих личное право говорить о необходимости отказа от ПАВ, чем достигается подлинность, доверительность воздействия;
- обязательный альтернативный выигрыш — побуждать к выбору-отказу от нежелательного поведения в пользу поведения, представляющегося выигрышным в плане реализации значимых желаний и потребностей; при этом реестр альтернативных личностно-социальных ценностей должен быть адекватен уровню развития конкретной возрастной группы (для младших детей: «Я не буду курить и тем более пить, потому что я хочу быть сильным, умным, красивым»);
- опережающее обучение — заблаговременное начало профилактического обучения — минимум за три года до возникновения необходимости принимать проблемные решения в отношении тех или иных ПАВ.
Содержание.
Правовая основа антиалкогольного и антинаркотического воспитания — юридически закреплённый принцип недопустимости употреблять алкоголь и наркотики детьми и подростками. Закон предусматривает административную ответственность родителей или других лиц за вовлечение несовершеннолетнего в пьянство и употребление наркотиков. Появление несовершеннолетних (до 16 лет) в пьяном виде в общественных местах влечёт за собой наложение штрафа на их родителей. Продажа спиртных напитков лицам до 18 лет запрещена.
В образовательных учреждениях противоалкогольное и противонаркотическое просвещение проводится на протяжении всех лет обучения с учётом возрастных особенностей детей и с использованием всех возможных методов: вербальных (лекции, беседы), наглядных (показ действия алкоголя на живое) и практических (обучающие игры, пример взрослых). Кроме того, в воспитательных учреждениях предусматривается:
- индивидуальная и конфиденциальная работа с ребёнком;
- широкая пропаганда среди населения, родителей и самих детей, направленная к тому, чтобы формировать противоалкогольное общественное мнение;
- сапитарно-гигиеническое просвещение, пропаганда здорового образа жизни;
- работа с семьёй, с родителями по обучению их методам семейного воспитания;
- работа с пьющими родителями;
- организация свободного времени детей и подростков, предоставление им возможности занятий по интересам;
- вовлечение в антиалкогольное воспитание всех СМИ;
- организация физкультурной, оздоровительной и спортивной работы, туризма;
- приобщение подростков к трудовой деятельности.
Органы правопорядка, обращая особое внимание на подростков, часто употребляющих алкоголь:
- налаживают систему выявления, учёта, активного социального и медицинского наблюдения за ними;
- организуют специализированные подростковые кабинеты при психоневрологических и наркологических диспансерах;
- проводят коррекцию ближайшего социального окружения подростка;
- мобилизуют общественность, органы самоуправления на борьбу с пьянством.
Особенность технологии антиалкогольного воспитания в том, что этот процесс сложный и длительный. В нём возможны и временные компромиссы (а не безоговорочные запреты), терпеливая и постепенная подготовка молодого человека к правильной оценке своего образа жизни.
Программа «Трезвость и будущее»
Автор А.А. Лавров — руководитель центра «Гармония», г. Рыбинск.
Основная задача программы — возбудить народную активность по борьбе с пьянством. Для этого надо дать людям необходимые знания, возможность заботиться о своём будущем, проявлять инициативу.
Укрепление механизма правовой (юридической) защиты социальной инициативы граждан в рамках реализации программы:
- принять законы и акты по запрещению продажи детям алкогольной продукции;
- разработать и принять государственный и местные законы об основах антиалкогольной политики;
- жёстко контролировать исполнение законов, проведение детских и юношеских мероприятий, исключающих нетрезвое состояние молодёжи;
- отнести алкоголесодержащую продукцию к продукции наркотической с соответствующим контролем её распространения, реализации и рекламы;
- создать специальное арбитражное судопроизводство, обеспечивающее защиту и контроль за исполнением программы;
- вовлекать ведомства и организации в практическое решение задач программы; придать им статус государственного заказчика.
Массовая пропаганда знаний по трезвости, духовному развитию и психической саморегуляции:
- квалифицированные лекции, беседы, игры в детских учреждениях, школах, вузах;
- выступления специалистов на массовых собраниях, митингах, общественных мероприятиях;
- широкое использование СМИ (газеты, радио, телевидение);
- выпуск агитационно-информационных листовок, брошюр, плакатов;
- разработка «учебников трезвости» и введение их в обязательные школьные программы;
- созыв учредительных съездов, конференций, проведение праздников трезвости, здоровья с целью формирования нового трезвеннического мышления;
- пропаганда здорового питания, дыхания, чистоты организма по Уокеру, Бреггу, Семёновой, Норбекову, Фотиной, Корбетт и др.
Массовая работа по отрезвлению, снятию наркотической зависимости и реабилитации населения:
- создание антиалкогольных психологических центров;
- курсы трезвости в городах и районах, на предприятиях в организациях, учреждениях и др.;
- психологические антиалкогольные консультации при больницах, родильных домах, ЗАГСах;
- сотрудничество с зарубежными организациями (анонимные алкоголики — США, лига трезвости и культуры — СНГ, Европа- 2006 — Евросоюз);
- организация школ, клубов, секций в целях изучения духовно-религиозных учений, приобщение к основам духотворчества;
- изучение наследия Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Коровина, А. Мендельсона, В. Дроздова и других великих примеров трезвеннической нравственной литературы;
- организация комнат психологической разгрузки в реабилитационных центрах, учреждениях, организациях.
Помощь в трудоустройстве людей, покончивших с пьянством, в их социальной адаптации и закреплении трезвеннического мировоззрения.
- Создание института социальных работников и психологов по профилактике раннего алкоголизма и психическому здоровью.
- Широкое создание групп туризма, закаливания, экологической помощи природе, изучение наследия П.К. Иванова.
- Целевая работа по охране окружающей среды.
- Всемерная помощь в развитии благотворительности, попечительства, забота о людях и природе.
Модель «Исправительное (пенитенциарное) учреждение»
Крайние формы отклоняющегося поведения несовершеннолетних представляют противоправные действия (прописанные в Гражданском или Уголовном кодексах). Чаще всего подросток оказывается на скамье подсудимых по наивности, по незнанию законов (что не освобождает от наказания), под влиянием взрослых преступных элементов или через участие в группировке. Правоохранительные органы заводят на правонарушителя дело, расследуют преступление и передают дело в комиссию по делам несовершеннолетних либо в суд.
По определению суда несовершеннолетний правонарушитель может попасть в изолятор, в трудовую колонию или спецшколу. В этих учреждениях находящиеся под следствием или приговорённые судом содержатся под охраной, за колючей проволокой, где соблюдается тюремный режим.
По отношению к несовершеннолетним суд основывается на презумпции невиновности, принципе спасения, защите прав ребёнка, максимальном смягчении наказания. В детских исправительных учреждениях стремятся создать максимально благоприятную среду для перевоспитания.
Однако соприкосновение подростка с преступным миром, в котором действуют уголовные правила и законы (месть, беспрекословное подчинение вожаку, извращённые ритуалы посвящения, асоциальные взгляды на труд и на воровство и т.д.), часто служат той «школой», которая ещё больше развращает подростка.
Предтечи, разновидности, последователи
Исправительные учреждения (колонии) для малолетних правонарушителей в России (В.Н. Сорока-Росинский, С.Т. Шацкий, М.М. Пистрак) накопили большой опыт.
Широкую известность получила работа колоний им. М. Горького и им. Ф.Э. Дзержинского, которыми руководил А.С. Макаренко. В колонии для несовершеннолетних преступников А.С. Макаренко разработал и ввёл принципы отношений педагогов и воспитанников:
- равенство прав и обязанностей воспитателей и воспитанников;
- чёткая организация труда — основы перевоспитания;
- приоритетная роль общественного самоуправления в лице совета командиров и общего собрания;
- перечень серьёзных проступков: лень, отклонение от тяжёлой работы, оскорбление товарища, нарушение интересов коллектива.
- Наилучшим образом проблема перевоспитания решается с помощью психолого-педагогических методов, разработанных А.С. Макаренко и апробированных в его педагогической деятельности.
- Метод переубеждения — воспитаннику предоставляются убедительные аргументы, его включают в критический анализ своих поступков.
- Метод переучивания — чтобы включить воспитанника в новый нравственный опыт, требуется предварительная организаторская работа.
- Метод переключения — занятие подростка трудом, учёбой, спортом, новой общественной деятельностью.
- Метод «взрыва» — педагогический приём представляет сильное педагогическое воздействие.
Центр социальной реабилитации А.Г. Петрынина (г. Хабаровск)
— полный комплекс психолого-педагогичсской и медицинской системы, включающий интернат, приют, общеобразовательную школу, ПТУ, кабинеты медико-психологической помощи (с врачами всех детских профилей).
Одни дети поступают в центр Петрынина по своему желанию, от родителей, других педагоги находят в подвалах, на улице, некоторых берут прямо из зала суда (под ответственность директора).
Литература
1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии.М., 1993.
2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М.: Академия, 2000.
3. Белых Г., Пантелеев Л. Республика ШКИД. М., 1991.
4. Данилин Е,М. Использование системы А.С. Макаренко в деятельности ВТК: Учебное пособие. М., 1991.
5. Дубинин Н.П. Что такое человек. М.,1983.
6. Дулинова Л.Т. и др. Детская безнадзорность: состояние и пути преодоления. М., 2000.
7. Зуева С.В. Комиссия по делам несовершеннолетних и защита их прав:
инновационная социально-педагогическая модель. Ярославль, 2000.
8. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии. М., 1999.
9. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20.06.84.
10. Кон И.С. Ребёнок и общество. М.,1988.
11. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. М.,2000.
12. Королёв В.В. Психические отклонения у подростков-правонарушителей. М.,1992.
13. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Флаги на башнях. М., 1981.
14. Менеджмент социальной работы / Под ред. Е.И. Комарова и А.И. Войтенко. М.,1999.
15. Неформальные объединения молодёжи вчера, сегодня… А завтра? / Под ред. В. Семёнова. М., 1988.
16. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ «Сфера», 2001.
17. О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними, защите их прав. Указ Президента РФ от 06.09.1993.
18. Организация исправления и перевоспитание осуждённых / Под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. М.,1982.
19. Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся и психолого-педагогическои и медико-социальной помощи. Постановление Правительства РФ № 867 от 31 июля 1998 г.
20. Сорока-Росинский В.Н. Школа им. Достоевского: Пед.соч. М.,1991.
21. Социальная педагогика / Под ред. проф. В.А. Никитина. М., 2000.
22. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении / Г.М. Иващенко и др. М., 1996.
23. Технологии социальной работы:
Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. М.,2001.
24. Уголовный кодекс РФ от 13.06.96.
25. Фомина Л.А. О самом сокровенном: гармония сексуальных отношений. М.,1990.
26. Семёнова И.И. Такой незнакомый Я. М., 1992.
27. Корбетт М.Л. Как приобрести хорошее зрение без очков. СПб., 1997.
28. Иванов П.К. Труды. М.: Канон, 1992.