Формы проявления нарушения поведения. Типы личностного реагирования.
Несомненно, сам по себе бунт способен сыграть определенную конструктивную роль в диалектическом развитии социума, если посредством борьбы противоположностей в значительной степени возрастает уровень объективности мнений по данной проблеме. Но, как показывает практика, деятельность неформальной организации чаще всего негативным образом сказывается на процессе социализации подростков.
Патологии психофизиологического состояния возникают в ходе развития ребенка с нарушениями ценностных ориентаций в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а, напротив, детерминирует отклонения в личностном развитии.
Такие патологии проявляются в личностных реакциях на дефект. Максимова Н.Ю. и Милютина Е.Л. выделяют несколько типов личностного реагирования.
Игнорирование – связано с недостаточной критикой к успешности своей деятельности.
Вытеснение – проявляется в сознательном непризнании существования деффекта при подсознательном конфликте, накоплении негативных эмоций.
Компенсация – такой тип реагирования, при котором происходит осознание дефекта и замещение утраченной функции за счет более сохранных.
Гиперкомпенсация – усиленное развитие сохранных функций, сочетающихся со стремлением доказать, что дефект не приводит к каким-либо проблемам.
Астенический тип реагирования приводит к возникновению заниженного уровня притязаний, низкой самооценке, фиксации на осознании своей неполноценности.
Однако, реакции иногда достигают таких эмоционально напряженных форм, что мы получаем право говорить о ненормальном поведении. Формы ненормального поведения могут встречаться и у нормальных людей, представляя собой временное и преходящее поведение; но могут встречаться у людей как более продолжительные и даже постоянные формы их поведения. Выготский Л.С. разделяет все ненормальные формы поведения на следующие группы: 1) кратковременные и случайные формы; 2) длительные и стойкие состояния; 3) постоянные пожизненные дефекты поведения.
«Самовоспитание состоит не только в том, чтобы выработать в себе какие-то новые черты или устранить или ослабить дурные привычки, которые обнаруживаются вовне и шокируют других или вас самих, но и в том, чтобы устранить внутренние комплексы (патогенное мышление), внешне не обнаруживающие себя, но препятствующие хорошему самочувствию, ощущению уверенности в себе».
Подростковые поведенческие реакции могут обнаруживаться по разному. В патологических случаях на 1-ом месте из проявлений стоят такие нарушения, как:
- уклонение от учебы и труда;
- мелкое хулиганство и мелкое воровство;
- пренебрежение правилами поведения в общественных местах;
- вызывающая манера вести себя;
- драки и другие поступки — все это последнее время получило название делинквентое поведение.
Причинами подростковой делинквентности являются недостатки воспитания. От 30-50 % делинквентных подростков вырастают в неполной семье — без отца, матери или в семье «деформированной». Делинквентность в 90% сочетается с злоупотреблением алкоголем.
Близко к делинквентности примыкают побеги из дома, интернатов, бродяжничество, за ними следует алкоголизация и знакомство с наркотиками. Наконец, важное место среди крайних форм выявления специфически подростковых реакций занимает суицидное поведение. Другие проявления поведенческих реакций — сексуальная девиантность.
Алкоголизация подростков самое страшное проявление того большого социального зла, которое называется словом «алкоголизм».
Ранняя алкоголизация и неалкогольная токсикомания возникают чаще всего как одно из следствий делинквентности. Тяготение к легким развлечениям и удовольствиям — одна из главных черт этой группы больных. Среди употребляющих алкоголь подростков очень часты случаи алкоголизации близких родственников, антисоциальные тенденции семьи.
Значительное распространение сегодня получили неалкогольные токсикомании. К ним можно отнести употребление лекарственных средств (веществ), не относящихся к группе наркотиков, предметов бытовой химии. В детском возрасте особенно характерным стало применение летучих веществ для получения наркотического эффекта. Для токсикомании характерно развитие групповой психологической зависимости.
Токсиманическое поведение, даже не достигая патологического состояния, часто приводит к социальной дезадаптации. В формировании токсиманического поведения большую роль играют реакции группирования, имитации, оппозиции, характерные для подросткового возраста.
Исследования ряда авторов показали значение личностных особенностей детей и подростков, склонных к токсикомании. Наиболее часто употребляющие токсимонические вещества дети и подростки неустойчивого, эпилептоидного, гипертимного и истероидно-го типов характера.
Исследования семей данной группы выявило преобладание социального неблагополучия (алкоголизм, наркомания родителей; правонарушения членов семьи; неполные семьи). Воспитание детей в таких семьях проходит в условиях гипоопеки и безнадзорности. Воздействие токсиманического вещества на организм ребенка приводит к развитию неврозоподоб-ного, психоподобного синдромов, ухудшает адаптацию таких детей в условиях учебного развития.
Исследования алкоголизации и токсикомании, а также наркомании у подростков направлены на выяснение значения социально-психологических факторов роли неполной семьи, алкогольного, наркотического примера родителей.
- хронический алкоголизм — 6%
- злоупотребление алкоголем — 23%
- алкогольная отягощенность в целом — 28%
- наркомания — 9%
- ненаркотический наркотизм — 19%
- не злоупотребление ни алкоголем, ни наркотическими веществами — 43%.
Важный мотив интереса к наркотикам для подростков — любопытство, поиск необычных ощущений и переживаний. При этом, по нашим наблюдениям, подростка неустойчивого типа привлекает элементарное ощущение блаженства, гипертима и истероида — возможность получить необычные ощущения, «расширить мир» и завоевать определенное положение среди сверстников, а для шизоида наркотик нередко оказывается допингом, способным облегчить контакты, преодолеть и заглушить внутренние противоречия.
Вслед за любопытством стоит подражание приятелям, желание не отставать от своей группы, солидарность с группой, т.е. фактор конформности.
Термин «суицидальное поведение» объединяет все формы появления суицидальной активности — мысли, намерения, высказывания, угрозы, пытки, покушения.
В последние 10-15 лет суицидальное поведение подростков стало весьма актуальной проблемой.
Суицид как причина смерти у подростков опережает туберкулез, пневмонию и полиомелит.
Отличается, что до 13 лет суицидальные попытки чрезвычайно редки. С 14-15 лет суицидальная активность быстро возрастает, достигая максимума в 16-19 лет — 32% попыток приходится на 17-летних, 31% — на 16-летних, 21% — на 15-летних, 12% на 14-летних и 4% на 12-13-летних.
По мнению французских психиатров суицидальные попытки более часты у мальчиков, а среди совершивших эти попытки больных психозами было не более 5%.