Социологический мониторинг
Социально-экономические реформы, осуществляемые ныне в нашей стране, вызвали радикальные перемены в жизни общества, его социальной структуре и организации общественного производства, функционировании экономики. Вместе с тем, обусловленное экономическими преобразованиями резкое снижение уровня и качества жизни широких слоев населения привело к созданию в стране сложной социальной ситуации кризисного характера. Возникли и все более нарастают безработица, массовая бедность, социальное расслоение населения. Ослабли стимулы к труду и соблюдению нравственных норм поведения. Обвально нарастают преступность, наркомания и алкоголизм, особенно среди молодежи. Аналогичное положение, выраженное в различных формах и с разной степенью остроты, характерно сегодня для многих регионов страны.
Сложившаяся ныне социально-экономическая ситуация диктует настоятельную необходимость проведения широкого комплекса мер, направленных на совершенствование социальных отношений в обществе, существенное повышение уровня и качества жизни населения, нормализацию демографической ситуации, обеспечение эффективной занятости, гарантированной реализации гражданами конституционных прав в сфере труда, социального благосостояния, образования, охраны здоровья, культуры, обеспеченности жильем.
На достижение этих стратегических целей социальной политики государства ориентирована, принятая в 1997 году Правительством РФ «Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов». Для реализации намеченных в этом документе задач предусматривается поэтапное повышение эффективности региональной социальной политики, совершенствование механизмов управления социальной сферой на основе разработки и реализации комплексных и целевых программ социального развития, их всесторонней координации с федеральной Программой.
Эффективность социальной политики обусловлена не только правовыми гарантиями, материальными ресурсами общества, но и надежным, системным, оперативным научно-информационным обеспечением процессов управления социальной сферой на всех уровнях ее функционирования — федеральном, региональном, муниципальном. Последнее достигаeтcя за счет широкого внедрения в практику управления социальными процессами автоматизированных информационных систем и современных технологий сбора, анализа, диагностики и прогнозирования развития социальных отношений в обществе, принятия, на этой основе . эффективных управленческих решений.
Требованиям такого анализа в полной мере отвeчaeт социологический мониторинг как метод познания социальных процессов в их статике и динамике. Будучи действенным инструментом социальной диагностики и прогнозирования функционирующей социальной сферы, он позволяет в заданных пространственных границах и временных интервалах регулярно получать оперативную управленческую информацию. Несомненное преимущество мониторинга, в сравнении с разовыми исследованиями, заключается в его способности систематически наращивать и интегрировать необходимые данные по широкому кругу стандартных социальных показателей и создавать на этой основе постоянно обновляющиеся информационные банки. Именно этим обстоятельством объясняется возрастающая популярность этого метода в практике социологического анализа.
С другой стороны, современная организационно — управляющая система, действуя на различных уровнях функционирования социальной сферы как целостная структура, способна рационально трансформировать информационные потоки, детализируя единые социальные показатели на низовых уровнях и «сгущая», концентрируя их на высших уровнях управления. Современная техника компьютерной обработки информации и коммуникативных сетей ее распространения по управленческим структурам позволяет субъектам управления практически мгновенно обмениваться большими массивами информации и принимать соответствующие решения.
Создание социального мониторинга, обеспечение его эффективного применения требует всестороннего изучения структурно-функциональных особенностей социальной сферы создания концептуальной модели информатизации и технологизации управления ею с учетом тех радикальных перемен, которые привносятся в сложившуюся систему социальной защиты населения региона (города) проводимой в обществе экономической и социальной реформой.
Поскольку социальный мониторинг ориентирован на регулярный анализ и прогнозирование процессов социальной защиты населения на различных структурных уровнях управления этими процессами, система его показателей и оценочных критериев призвана обеспечивать непротиворечивое сопряжение массивов информации, получаемой на каждом из этих уровней. В еще большей мере это требование относится к информационным банкам данных, хранящимся в памяти ЭВМ.
Системный кризис в обществе требует столь же системного, комплексного подхода к анализу его причин и мобилизации усилий для выведения общества из кризисной зоны. По мнению разработчиков концепции мониторинга, эта проблема должна расцениваться сегодня как общенациональная задача обеспечения социальной безопасности населения. Данное понятие по своему объему значительно шире традиционно сложившегося представления о пространстве показателей социальной защиты населения, поскольку оно охватывает всю совокупность факторов жизнеобеспечения и воспроизводства социальных субъектов, образующих общественную целостность. При этом по каждому фактору должны быть четко определены нормативно фиксированные минимальные уровни гарантированного обеспечения социальной безопасности всех социальных субъектов, составляющих население данного региона.
Соответственно, в нашем понимании, социальную защиту населения следовало бы трактовать как целостную систему охранительных мер, конкретных действий органов власти и общественности, реально обеспечивающих социальную безопасность всех групп и слоев населения и гарантирующих любого члена общества от экономической, социальной и физической деградации вследствие неприемлемого снижения уровня и качества жизни, невозможности свободно и с пользой для себя и общества реализовать свой потенциал трудовой, социальной и гражданской активности.
С указанными выше понятиями теснейшим образом связано и понятие социальная сфера, характеризующее пространство реального воспроизводства повседневной жизни социальных субъектов, их всестороннего развития, удовлетворения потребностей, регулирования социальных отношений и совместной деятельности. В объем этого понятия мы включаем не только область непосредственного распределения и потребления жизненных благ и услуг, но и социальные аспекты трудовой деятельности, политических и культурно-духовных отношений, поскольку они способствуют самореализации и раскрытию творческих сил человека.
. Материальный фундамент социальной сферы — ее инфраструктура — также входит в поле мониторингового наблюдения. Это — комплекс учреждений, сооружений, технических средств, органов управления, предназначенных для социального обслуживания населения, организации его быта, досуга, охраны, здоровья,., образования, культурного развития. Разумеется, в данном случае нас интересует лишь оценка потенциальных возможностей объектов социальной инфраструктуры в их соотнесении с потребностями и запросами населения, официально установленными нормативными показателями уровня и качества жизни, трудовой деятельности, культурно-духовного развития.
Наш концептуальный подход к обеспечению социальной безопасности и защиты населения предполагает кардинальное решение не только информационно-аналитических, но и организационно-управленческих проблем. Прежде всего, необходимо четкое определение единого субъекта управления, в полной мере компетентного в вопросах координации и руководства деятельностью ведомств и служб, ответственных за жизнеобеспечение и социальную безопасность всех слоев и социальных групп населения.
Сегодня многие важнейшие области жизнебытия населения (трудозанятость, уровень и качество жизни, здравоохранение, образование, жилищное обеспечение, социальная экология и др.) курируются на местах различными органами без должной координации их деятельности. Между тем назрела необходимость в создании единого полномочного органа, контролирующего вопросы социальной безопасности и защиты населения в полном объеме и на всех уровнях управления -федеральном, региональном и местном. Именно при таком органе должна создаваться информационно-аналитическая служба, способная обеспечивать сбор, обработку, хранение и использование информации, комплексно отражающей показатели социальной безопасности и защиты населения. Только при этом условии может быть.гарантирован системный и целостный подход к накоплению и последовательной кумуляции баз данных, построению единых критериев и показателей, разработке методик, информационному взаимодействию различных ведомств и служб, ответственных за социальную безопасность населения.
Создание системы таких центров со всей остротой ставит проблему их кадрового: и материально-технического, методического, научно-информационного обеспечения, разработки соответствующих пакетов программ и методик, включая и организацию мониторингового наблюдения процессов функционирования социальной сферы. Решение подобной задачи в полной мере обеспечивается современными информационными технологиями, основанными на массовом применении совместимой компьютерной техники и коммуникативных сетей в рамках единого социально-информационного пространства региона.
Группой исследователей ВНИК «Сфера» при Институте социологии МГСУ (руководитель коллектива д.с.н. профессор Г И. Осадчая, автор проекта д.ф.н. профессор В. Н. Ковалев) в течение ряда лет (1994 — 1997 г.г.) велась работа по созданию концепции и программ мониторинга, обслуживающего управление процессами социальной защиты населения региона. В ходе исследований в сотрудничестве с работниками Центра социологических исследований Администрации Московской области (руководитель центра к.э.н. Ю.;Н: Тодчук) была предпринята опытная апробация первой модели, мониторинга в полевых условиях. Полученные результаты подтвердили принципиальную возможность регулярного автоматизированного анализа состояния социальной защищенности населения региона и потенциала социальной сферы.
Вместе с тем, проектирование социального мониторинга и организация с его помощью регулярных наблюдений пространства социальной сферы, как подтверждает практика , в каждом конкретном случае требует необходимых дополнительных уточнений, конкретизации системы показателей, изменения элементов программного обеспечения . Иначе говоря, мониторинг, как и отражаемое им социальное пространство, представляет собой живую, динамичную, открытую систему, способную к непрерывному обновлению и развитию. Его функциональные возможности обусловлены реальными потребностями информационно-аналитического сопровождения управленческого процесса. Именно поэтому авторы стремились полнее раскрыть общие принципы организации мониторингового наблюдения, методы разработки и систематизации социальных показателей, анализа, диагностики и прогнозирования процессов социальной защиты населения на региональном уровне. Естественно, наполнение компьютерного варианта программы мониторинга эмпирическими данными предполагает наличие конкретного статистического материала, данных анкетных и экспертных опросов, полученных непосредственно в регионе.
В настоящее время коллектив исследователей продолжает работы по совершенствованию программного обеспечения мониторинга с учетом новых задач обеспечения социальной безопасности населения на необходимом уровне. Сегодня особую актуальность приобретает организация информационно-социологического обеспечения деятельности учреждений социального обслуживания населения. Создание новой системы призвано содействовать решению многих проблем, лежащих в сфере воспитания, ухода за нетрудоспособными членами общества, профессионально-трудовой реабилитации безработных, социальной адаптации депривированных и маргинализированных групп населения, коррекции девиантного поведения детей и подростков, профилактики социопатий. Функционирование системы социальных служб немыслимо в современных условиях без самой широкой информатизации и технологизации их деятельности.
Мониторинговое наблюдение процессов социального обслуживания, как подтверждает накапливаемый опыт, способствует более глубокому исследованию складывающихся в регионах социальной ситуации, изучению спроса на социальные услуги, осуществлению контроля эффективности и качества обслуживания различных групп населения. Открывается возможность создания консалтинговой службы в социальной сфере, позволяющей оказывать необходимую помощь в информационно-методологическом обеспечении деятельности вновь открываемых учреждений социального обслуживания, налаживания их связей с клиентами, общественными фондами и организациями, ориентированными на оказание социальной помощи населению.