Человек как объект целостного познания и субъект социальной работы.

Для теории и практики социальной работы важное значение имеет целостное осмысление проблемы человека в научном знании и в обыденном сознании.

Теория социальной работы проблему целостного постижения человека как объекта познания обосновывает в разных моделях практической деятельности по социальной защите нуждающихся, технологий социальной поддержки людей имеющих проблемы. Но это не значит, что в ТСР вовсе не учитываются требования целостного видения человека как явления общественной жизни, субъекта жизнеосуществления.

Активная, творческая природа человека по-разному интерпретируется и учитывается в различных моделях теории и практической организации социальной работы.

Модели.

Психосоциальная трактовка социальной работы — ориентирована преимущественно на обоснование индивидуально-личностной психологической и социальной помощи нуждающимся, хотя структурные ее разновидности, ориентированные на организационно-коллективные формы помощи, работу с группами нуждающихся, организациями, выполняющими разные виды социальной поддержки населения, по-прежнему не теряют своей действенности.

На основе психологических моделей ее организации возникли такие виды социальной работы как проблемно-ориентированная, функциональная, кризис-интервентная, это- ориентированная и др. Их основные особенности связаны с признанием огромной роли прошлого опыта индивида, уходящего корнями в детство и юность, воздействие которого обычно не вполне осознается людьми, — воздействие прошлого опыта на формирование стиля поведения человека, уровень его адаптации к окружающей среде.

Целостность человека в этой связи видится, во-первых, в его традиционной опоре на свой жизненный опыт, а также в том, как успешно гармонично он преодолевает конфликт своего прошлого опыта с настоящим решением текущих проблем. Объектом познания для социального работника в данном случае выступает клиент, имеющий проблемы. Изучение воздействия прошлого опыта человека на его современное состояние, проблемы, на противоречия этого опыта реалиям сегодняшнего дня нередко позволяет добиваться известных успехов.

Еще одной весьма распространенной традицией в развитии психологии — ориентированных моделей социальной работы является бихевиористский подход.. Он утверждает, что поведение человека определяется в его существенных чертах воздействием окружающей среды, которая контролирует его путем воздействия различного рода стимулов.

Целостность видения человека здесь определяется осмыслением его способности адекватно реагировать на одни и те же стимулы, сохраняя устойчивость поведения в изменяющейся ситуации. В этой связи в бихевиористской интеграфии моделей социальной работы очень важен общий набор принципов, трактуемый как » социальное обучение».

Психологическое содержание действий здесь сводится к следующему: большинство людей приобретают свой опыт через восприятие и осмысление получаемых впечатлений, копируя поведение других людей. Иначе говоря, человек по наблюдаемым образцам поведения моделирует и окружающий мир, и собственные действия. В основе социального обучения такого типа лежит процесс подражания, копирования образа жизни, культуры поведения.

С другой стороны, человек как субъект социальной работы также может быть представлен как подражающий образцам поведения социальных работников, представляющих тот или иной опыт ее осуществления, реализации какой-либо модели оказания помощи нуждающимся. При этом социальный работник обязан учитывать психологию поведения, реакцию своих клиентов на стимулы.

В последние три десятилетия сформировалась гуманистическая теория социальной работы. Основные ее положения связаны с пониманием человека как целостной личности, находящейся в постоянном взаимодействии со своим окружением. Эта целостность связана с верой в человека как высшую ценность, высшее существо, способное воспринимать и конструировать мир, принимать решения и формировать свои жизненные стратегии, изменяться под влиянием обстоятельств. Гуманистический подход в социальной работе здесь проявляется в осознании необходимости для нормального существования человека самостоятельно думать и действовать, возможности свободы, обеспечения гуманитарных отношений, выбора, конструктивного сотрудничества. Только на этой основе могут пробуждаться самодвижущие силы развития личности, формироваться личностная индивидуальность и социальная субъективность. При этом огромная роль отводится представлениям человека о самом себе.

При этом обычно в социальной работе внимание концентрируется на партнерских отношениях клиента и социального работника, приоритетной рассматривается самопомощь нуждающихся, их активная роль в решении своих проблем.

Серьезное влияние на эволюцию теорий социальной работы в ХХ в. оказала Шарисистская социология. Большое значение для теории социальной работы имеет ориентация на изучение условий коллективного бытия людей, коллективистских ориентаций личности. Не случайно сущность личности здесь видится в концентрированном отражении совокупности общественных отношений.

Радикальные марксистские модели теории социальной работы представляют человека как объект с учетом прежде всего личностных социальных качеств, устойчивых связей, принадлежности к той или иной социально-классовой группе. На этой основе преимущественно и дифференцируется социальная помощь населению, формируются стратегия и программы деятельности социального работника как профессионала, субъекта социальной работы.

Целостность видения человека в социально-психологических моделях теории социальной работы чаще связывается с особенностями психологического объекта, обыденного сознания представителей различных социальных групп. Именно это обычно становится специальным предметом рассмотрения при анализе проблем клиентов, с которыми работают социальные работники, применяющие социально-психологические модели. Соответственно определяются и акценты в деятельности социальных работников. Специалист во взаимодействии с клиентом прежде всего учитывает его социально-психологические особенности (и проблемы), обусловленные принадлежностью к той или иной социальной группе.

Еще одним вариантом рассмотрения человека в его целостности является виталистский подход, опирающийся на социологическую концепцию жизненных сил человека. При этом жизненные силы человека характеризуются как единство индивидуальной и социальной субъективности личности во всех сферах, как совокупность биофизиологических, психических и социальных возможностей индивида, реализуемых в условиях конкретно-теоретических социальных отношений. Эта деятельность ориентируется не только на поддержку, реабилитацию жизненных сил человека, но и на «благоустройство» жизненного пространства его бытия.

Вывод: Учет особенностей этих людей во многом определяет задачи и характер деятельности социального работника, его субъективную роль, специфику профессиональной деятельности, ее вариативность и цельность. Положительные тенденции в социальной работе усиливаются при комбинировании различных людей социальной работы, комплексном совершенствовании технологий социальной помощи людям, имеющим проблемы, при сочетании профессиональной социальной работы и волонтерства, развитии самопомощи, партнерских отношений клиента и социального работника на фоне исторической смены и сосуществования различных картин мира и способов его познания современным человеком.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *