Метод групповой работы
1. Понятие и назначение метода
Социальная работа с группой — метод, который используется целью оказания человеку помощи через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения. В настоящее время от 6 до 10% социальных работников используют его как основной. Однако, поскольку семью можно определить как «наиболее влиятельную группу», а организацию рассматривать как совокупность нескольких малых групп, то на практике любой социальный работник имеет дело в той или иной мере с группой.
Начало применения групповых методов в социальной работе приходится на конец XIX в., когда в западных странах и в России получили распространение работные дома, «общежития», создаваемые религиозными и благотворительными организациями. Сотрудники подобного рода учреждений стали первыми практиками социальной работы с группой. В это время появился интерес к теоретическому определению феномена группы. Одним из первых исследований в этой области стала работа Г. Лебона «Толпа», в которой анализировался процесс распространения инфекционных заболеваний в группе. Важный вклад в разработку теории внесли также Кули, создавший понятие «первичная группа», З.Фрейд, изучавший проблему эмоциональной реакции группы на лидера, Г.Зиммель, исследовавший влияние размера группы на характер взаимоотношений ее членов. Большое влияние на раннюю теорию групп оказали работы П.А.Кропоткина, противопоставившего дарвиновской идее о борьбе за существование принцип сотрудничества як основной фактор, способствующий выживанию человечества. Кропоткин описал всемирную историю как эволюцию добровольной кооперации от первобытного племени до современных профсоюзов. Среди теоретических источников теории групп были работы М.Фолетт, Д.Дьюи, А.С.Макаренко и др.
Окончательное признание теории групп как метода социальной работы произошло в 30 гг. XX &., когда была создана национальная ассоциация США по изучению групповой работы. С 1936 г. начал издаваться журнал «Группы в образовании, рекреации и социальной работе».
В России метод групповой работы стал активно использоваться социологами с конца 70-х гг, прежде всего специалистами области управленческого консультирования, с институционализацией социальной работы в 90 гг. — в социальной работе.
В настоящее время теоретическая база социальной работы группами складывается из положений таких школ, как теория поля теория социального обмена, психоанализ. Основным для всех групповых теорий является положение о невозможности отделения человека от его окружения. С этой точки зрения человека можно рассматривать как обособленного индивида только в ограниченном физиологическом смысле. Люди живут, действуют, чувствуют, ищут смысл жизни и добиваются удовлетворения желаний только в ходе социального взаимодействия, лавным образом в группе.
В рамках теории поля группа рассматривается как общность индивидов, движущаяся к своей цели, силы вне и данной группы влияют на направление ее движения, способствуя или препятствуя ему. Теория социального обмена представляет собой приложение некоторых идей бихевиоризма к групповому тексту. Согласно данной теории, люди вступают во взаимодействие, ожидая вознаграждения и в то же время предполагая помогать чем-то взамен.
Теория социальных систем. Хотя все теории групп в той или иной степени опираются на понятие «система», некоторые теоретики уделяют ему особое внимание. Например, Т.Парсонс и др. сторонники функционализма изучали специфику проявления качеств систем в малых группах, рассматривали такие вопросы, как влияние различных частей системы друг на друга, поддержат традиций в системе и приспособление систем к своему окружение
Под методом групповой работы (далее: МГР) будем понимать совместную деятельность людей, которые, работают в группах по 2- 10 чел. над определенными задачами и проблемами, самостоятельно направляют свою деятельность, избирают средства своей работы и устанавливают нормы взаимодействия. Наиболее важный результат групповой работы — преобразование внутреннего мира ее участников. Основа этих преобразований — переосмысление жизненных ценностей. Хорошо организованная групповая работа дает возможность остановиться в повседневной гонке, как пишет В.Н.Макаревич, и задуматься, может быть, впервые за долгое время, над смыслом собственной жизни. Содействие этому процессу со стороны специалиста получило название “аксикреация». Термин означает порождение, выращивание у человека или группы новых или регенерацию и переосмысление старых ценностей. Таким образом, в групповой работе может осуществляться процесс групповой коррекции (например, изменение, поправка, исправление) ценностей. 3 Специалисту, который ориентирован на работу с личностными ценностями, следует помнить, что побудить членов группы к «выращиванию» ценностей можно, лишь заинтересованно участвуя в работе, проходя путь коррекции, развития своей личности вместе с остальными членами группы. В процессе аксикреации социальному работнику нельзя полностью идентифицироваться с группой. Его профессиональный долг — сохранять возможность контроля над ситуацией, если она приобретает деструктивную направленность. Аксикреацию не следует форсировать. Она должна органично вырастать из происходящих в группе процессов. Недопустимы как ее искусственное ускорение, так и углубление. Необходимо помнить о возможном уровне личностного «погружения» и темпах работы. В то же время аксикреация происходит неравномерно, и от социального работника требуется большая психологическая гибкость, внимательность и готовность к переключению на другие режимы межличностного взаимодействия,
Не следует в полной мере выявлять и вербально оформлять актуализируемые в групповой работе ценности. Преимущество групповой работы над индивидуальной — в получении «добавочного продукта» за счет достижения и использования т.н. синергетического эффекта, при котором результат групповой работы превышает просто сумму результатов работы ее отдельных членов, участники чувствуют себя комфортно, уверенно, их активность повышается и происходит качественный скачок в результативности. Синергетический эффект получается за счет разделения труда, специализации, координации, интеграции, а возможно, за счет фасилитационного воэдействия одних членов группы на других. Устойчивый синергетический эффект достигается на этапе достаточной зрелости группы.
Согласно документам Комитета по вопросам практической работы Национальной ассоциации социальных работников США подобная работа используется: 1) в исправительных целях, если дело касается поведения одного или нескольких членов; 2) для предупреждения социальных дисфункций (в случае такой опасности); 3) для обеспечения нормального развития отдельных членов группы, особенно — в критические периоды роста; 4) для утверждения личности; 5) в целях обучения и воспитания чувства гражданственности; 6) для осуществления одной или всех этих целей одновременно.
В.Н.Макаревич определяет назначение групповой paботы, правда, без акцентирования внимания на социальной работе:
1) действия по решению сложных проблем;
2) формирование сплоченного коллектива, создание «сыгранной команды»;
3) поиск реализация благоприятных возможностей;
4) для организации процесса обучения, обмена опытом;
5) для личностного и профессионального самоопределения участников работы и т.д.
Принято выделять два основных типа групп: созданные специально для работы с их членами и для решения внутригрупповых проблем (внутренне направленные); группы, созданные для достижения какой-либо внешней по отношению к группе внутренне ориентированные группы также разделяют на:
а) нацеленные на нормальное развитие своих членов (группы социализации);
б) группы, цель которых — исправление отклонений, возникших в ходе предшествовавшей социализации (группы ресоциализации). Каждый из этих типов групп в свою очередь дифференцируется в зависимости от задач, которые решаются в ходе работы с группой.
Последняя задача получила название ролевого обучения. Группы ресоциализации также решают две задачи. Они осуществляют социальный контроль в отношении к людям, достаточно адаптировавшимся к требованиям общества и не желающим принять на себя социально приемлемые роли, или помогают в усвоении новых (альтернативных) ролей.
Вместе с тем, независимо от типа группы, избранного подхода, социальный работник призван соблюсти ряд принципов в работе с ней. Прежде всего, основная его задача помочь членам группы образовать систему взаимопомощи. Во-вторых, социальный работник должен понимать характер и содержание групповых процессов и использовать их для достижения целей группы, помогать в этом членам группы. В-третьих, социальный работник должен стремиться усилить способность членов группы действовать независимо. Наконец, он должен помочь членам группы осознать свою общность к моменту прекращения деятельности группы.
По количественному составу группа должна быть не менее трех человек. В противном случае не может быть достигнута развернутая кооперация, специализация, др. групповые эффекты. Чем меньше группа, тем быстрее и дальше она может продвинуться при успешной работе в решении поставленной задачи. Практика показывает, что группа из 2-3 человек может оказаться эффективнее, чем индивидуальная работа; в группе свыше 7 человек возникают проблемы социотехнического характера, связанные с регулированием внутригрупповых процессов, такая группа менее управляема и распадается на отдельные микрогруппы. Работа замедляется, а общение становится белее поверхностным.
Желательно, чтобы группа была однородна по возрастному составу, чтобы уровень интеллекта был примерно одинаков и не низкий. Нежелательна группа с одним мужчиной, остальные — женщины — и наоборот. Возможный половой состав группы: 40% мужчин и 60% женщин, или наоборот. При комплектовании группы важно учитывать и следующие качественные критерии: компетентность и профессионализм в области решаемой проблемы; заинтересованность в решении задачи; добровольность участия; хорошие или нейтральные отношения между собой. Эти требования носят достаточно универсальный характер и являются своего рода азбучными истинами. Можно выделить также факторы, способствующие или препятствующие групповой работе. К числу первых следует отметить адекватность состава группы тем задачам, которые она решает значимость задачи для всех участников, соответствие технологий взаимодействия групповым нормам и характеру решаемой задачи оптимальный состав и численность группы; гармоничное распределение ролей. Оптимальность условий не всегда означает их благоприятность. Иногда группа работает лучше и становится более сплоченной, а участники чувствуют себя эмоционально более вовлеченными, если у группы имеется «враг». Некоторые социальные работники имеют склонность набирать очки, порождая образ внешнего врага. К числу препятствующих факторов следует отнести незначительность задачи, слишком жесткие условия ее существования, плохой лидер, неэффективна способы ведения групповой работы, состав группы, неподходящая для решения задачи, слишком много людей; редкость и недостаточная продолжительность встреч, надежда на быстрый и легкий успех, необоснованная надежда на социального работника.
Решаемая группой задача должна быть достаточно конкретной, четко сформулированной, понятной. Результаты должны быть полезны для всех (например, «12 шагов» Анонимных алкоголиков”). Поставленная задача должна быть потенциально разрешима, а результаты внедряемы.
В практике используются многие варианты продолжительности работы. Иногда — по 3-4 часа 2 раза в месяц в течение год? затем 1 раз в квартал. В обычном типовом режиме группа работав по 3-4 часа в день и собирается 1 раза в неделю. Выбор конкретного варианта зависит от характера и срочности задачи, состава группы условий, в которых она существует.
2. Организация и этапы содержательной работы
Группа, как и индивид, проходит несколько стадий развития. В литературе описан ряд процедур коллективного поиска решений. Алгоритм решения организационных проблем включат 2 этапа:
1) формулирование проблем.
2) решение проблем.
Последний этап разделяет на 3 стадии, каждая из которых содержит ряд процедур, предполагающих поиск ответов на типовые вопросы. Например,
• аналитическая стадия: Чего можно достигнуть при решении проблемы в идеальном случае? Какие действуют помехи и в чем они проявляются? Что является причиной помех? Каким образом можно устранить помехи?
• оперативная стадия: Какие параметры системы надо изменить, чтобы решить проблему? Нельзя ли решить проблему, изменяя окружающую среду? Как подобные проблемы решаются в других организациях? Как решалась бы проблема, если надо достигнуть противоположного результата?
• синкретическая стадия: Как будут меняться другие параметры системы, если изменится один из них? Какие изменения в окружающей среде нужно будет осуществить? Какими иными способами сможет функционировать измененная система? Можно ли использовать данное решение для иных целей?
Я.Лейман выделяет следующие этапы групповой работы:
1) уточнение решаемой проблемы, более глубокое осознание объективного противоречия, порождающего данную проблему,
2) уточнение направления общей деятельности, ее планирование,
3) исследование (анализ) проблемы,
4) выработка альтернативных решений, оценка их, планирование;
5) обсуждение альтернатив с руководством, выбор оптимального варианта решения
В.Н. Макаревич в процессе развития группы выделяет стадии: предварительную, формирования группы, конфликта, консолидации и эффективной работы.
Все специалисты обращают внимание на исключительную роль первых этапов работы, на которых важно завоевать доверие группы, помочь ее членам ближе узнать друг друга, ободрить молчунов и сдержать слишком активных. Важно, чтобы все запомнили имена друг друга, для этого используются различные процедуры знакомства: официальная, например, каждый называет свое имя; обыгрывание своего имени, фамилии; техника «комплимента», каждый рассказывает о себе то, чего не знают о нем другие; процедура «снежный ком»; представление «кого хочу» т.д.
Выбор процедуры знакомства определяется спецификой группы, решаемых ею задач, приоритетами социального работника. Важно иметь в виду, что идеальных способов организации знакомств нет, у каждого есть свои недостатки и свои преимуществ Во время знакомства проявляются те особенности человекам которые вытекают из предыдущего социального опыта. В теоретическом плане факт выполнения участниками ритуала знакомства — признание ими наличия общих интересов, демонстрация готовности принять участие в работе. После завершения данной процедуры каждого участника появляются 1-3 знакомых со знаком «+» и несколько знакомых со знаком «-«.
Важно иметь в виду, что первые непосредственные впечатления членов группы могут быть негативно окрашены. Почему из соображения такта, отвечает на обозначенный вопрос К.Роджерс. Во-первых, это прекрасный способ проверить свое место в группе и можно ли группе доверять. Действительно ли здесь можно выражать свои чувства — положительные и отрицательные. Безопасно ли здесь или меня накажут? Во-вторых, глубокие положительные чувства выражать труднее и опаснее, чем отрицательные. Если я признаюсь вам в любви, — заключает К.Роджерс, я становлюсь ранимым и открытым для унизительного отказа. Если же выражу свою ненависть к вам, я в худшем случае подвергнусь ответному нападению против которого можно защититься. Как бы там ни было, отрицательные чувства проявляются первыми.
Другая опасность, которая подстерегает социального работника, связана со стадией конфликта, соперничества. В любой группе наблюдается явное расхождение (различие) интересов ее членов. И в группе с узкими, четко определенными целями, некоторые участники могут испытывать иные потребности, отличные от других членов группы. Даже если существует общая проблема, то члены группы могут не идентифицировать себя с другими, не чувствуя «общую почву». Группа «микрокосм» большого общества большое различие своих интересов и интересов других отражает индивидуальное противостояние с другими, существующее в обществе, задача социального работника на этапе конфликта — помочь членам группы осознать необходимость согласной работы, преодолеть «полосу штормов», активизировать осмысление происходящего, сориентировать членов группы на взаимную поддержку, на оказание друг другу помощи. На стадии консолидации социальный работник помогает группе выработать нормы и способы взаимодействия, а отдельным членам самоопределиться, найти место, отвечающее их способностям и склонностям. Возможно, на этой стадии, да часто и на начальном этапе групповой работы, вырабатывается кодекс общения или кодекс поведения участников групповой работы. В него могут включаться следующие правила:
1) Слушай внимательно все выступления.
2) Не критикуй высказываемые идеи.
3) Воспринимай все предложения положительно,
4) Не перебивай выступающего, соблюдай тишину.
5) Избегай дебатов и философских рассуждений.
6) Не стесняйся высказывать свое мнение, самое простое предложение часто бывает гениальном.
7) Не ошибается тот, кто ничего не делает.
8) Соблюдай личные права членов группы:
• право выдвигать идею,
• право отстаивать свою точку зрения,
• право на обдумывание,
• на пересмотр, уточнение своей позиции, на выдвижение нового предложения.
9) Не обижайся.
10) Будь доброжелательным.
11) Помни о допустимом уровне фамильярности в общении другими.
12) Каждый член группы ответственен за результативность работы. Успех и неудачу делим поровну.
Данный вариант кодекса общения обсуждается с членами группы, которые в знак признания его ставят на нем свою подпись после проигрывания ключевых правил общения (что возможно в группе подростков, молодежи) кодекс вывешивается на одной из стен комнаты, в которой идет работа.
Когда в группе начинается нормальная работа и потребность в социальном работнике ослабевает, ему следует отойти «в тень», передоверив свои организаторские и методологические функции другим участникам. Возможен вариант, когда социальный работник сливается с группой, «растворяется» в ней. Если же он будет претендовать на прежнюю доминирующую роль, начнете процесс отторжения, и группа может его изгнать. Некоторые специалисты используют сознательно эту драматическую концовку, чтобы помочь группе обрести автономию и сплотиться.
Активная деятельность социального работника прекращается, когда успешная содержательная работа уже налажена и группа выходит на первые эффективные решения. Возникает иллюзия, что социальный работник не был нужен, что группа добилась всего сама. Парадокс заключается в том, что это убеждение необходимо поддерживать.
Работа с индивидом в группе включает в себя, прежде всего, помощь человеку в выражении своих мыслей и чувств в группе. При этом задача социального работника — обеспечить слушание рассказчика другими членами группы, вызвать у них ответные чувства, реакцию. Бывает, что проблема говорящего болезненна, а других членов группы, возбуждает у них отрицательные эмоции и затруднения при восприятии. Однако, какие бы процессы ни происходили в группе, социальный работник должен уделять внимание обоим клиентам: и индивиду и группе в одно и то же время. В общем случае эти две области работы характеризуют то, за что ответственен социальный работник: помочь индивиду и группе активно взаимодействовать друг с другом и помочь организму под названием «группа» функционировать более эффективно, чтобы потенциал взаимопомощи полностью раскрылся. Разумеется, социальный работник осуществляет в группе множество других ролей. Но роль посредника-главная.
Идея группы, как «системы взаимопомощи» привлекательна. Однако возникает множество вопросов, в частности, как может группа людей, имеющих один и тот же набор знаний, помочь друг другу? Не является ли это чем-то вроде библейского выражения «слепой ведет слепого»? Как клиенты могут говорить о своих интимных заботах перед группой в сущности незнакомых людей? Как быть с принудительной силой, которой обладает группа? Эти и другие вопросы вполне законны.
Действительно, если просто собрать людей вместе, то нет никакой гарантии, что их потенциал проявит себя. Существует масса препятствий, которые блокируют возможности членов группы понять друг друга и предложить помощь. Все участники приходят в группу со своими взглядами на групповую работу, которые базируются на прошлом опыте. И, так как большая часть этого опыта весьма неплодотворна, задача социального работника — помочь членам группы создать условия, в которых совместная работа может иметь место. Социальный работник должен попытаться помочь членам группы развить требуемые для совместной работы навыки, используя при этом в том числе ранее описанные приемы, процедуры. Создание группы для продуктивной работы, где возможна взаимопомощь, — сложный процесс, в котором члены группы должны преодолеть много своих стереотипов о человеческой природе, взаимопомощи и т.д. Каждый из них нуждается в поддержке социальный работника. Но, так как на последнего влияет его прошлый опыт работы в группе, то самое главное, что должен делать специалист — это демонстрировать уверенность в успехе совместной деятельности. Вера в силу группы — это необходимый «элемент» для достижения успеха.
Наиболее важный способ, которым члены группы помогают друг другу — это обмен относящейся к делу информацией. Член группы имеют свой собственный жизненный опыт, который включает знания, взгляды, ценности и т.д. и который может помочь другим. Социальный работник также дает информацию, которая комбинируется с информацией других и является богатым источником для размышлений. Во-вторых, во время обмена взглядами на обсуждаемую проблему возникают серьезные дискуссии. Члены группа могут рискнуть выдвинуть свои идеи на групповое обсуждение Группа в данном случае — место, где мнения людей сталкиваются зачастую, изменяются. Организовать дискуссию не очень просто для этого должна присутствовать культура совместной работы, вырабатываемая в том числе, с помощью кодекса общения, о которое речь шла выше.
В-третьих, каждый член группы приносит с собой нормы поведения и запреты, существующие в нашей культуре. На начальной стадии совместной деятельности прямой разговор на темы: «власть», «зависимость», «секс» переживается как нарушение запрета. Одна из задач социального работника — помочь другим размети новые нормы, и почувствовать свободу в обсуждении запретные тем. Каждый член группы чувствует необходимость обсуждения таких тем по-разному, по-разному ощущает силу запретов; в течение работы уровень эмоционального комфорта возрастает, и появляется первый член группы, готовый рискнуть и прямо или косвенно ввести группу в трудную для обсуждения область. До того, как они переживут позитивный опыт, они icai бы получат разрешение вторгнуться в бывшую запретную области Таким образом, все члены группы получают выгоду либо от чувства особой необходимости, либо от понижения уровня беспокойства либо от большой готовности к риску того члена группы, которые первым затронул запретную тему. В-четвертых, после того, как обсуждение затронуло запретные темы, члены группы видят, как эмоции переживают другие и зачастую осознают, что переживают то же самое. Каждый открывает для себя, что он не одинок в своих чувствах, что члены группы «в одной лодке». Осознание того, что другие испытывают те же чувства, делает людей менее скрытными и способствует раскрепощению.
Далее, выражение своих чувств способствует развитию сопереживания. Каждый член группы может почувствовать этот эффект. Выражение сопереживания — важнейший оздоровительный элемент групповой работы. Пытаясь понять чувства других людей, члены группы начинают воспринимать собственные чувства по-другому. Наконец, группа обеспечивает тренировку соответствующих качеств, идей. Она — хорошее место для выработки новых способов коммуникации. Репетиция не только дает шанс попрактиковаться, но и открывает некоторые качества, от которых необходимо избавиться для достижения успеха.
И последний аспект группового взаимодействия, на который необходимо обратить внимание, получил название «наша сила в численности». Некоторые поступки легче совершать, чувствуя поддержку группы. Индивидуальный страх и противоречивость в поведении могут быть преодолены в групповых действиях, где мужество одного многократно усиливается мужеством других.
Таким образом, группа — не просто некоторое количество людей, собранных вместе. Это система. Главное, что в ней имеется особая атмосфера, которая выражается в словах, мимике, позах, жестах и которая передается всем индивидам.
К сожалению, групповые процессы часто изнуряют и обескураживают участников, т.к. они ориентируются порой на первоначально полученные ответы, вместо того, чтобы продолжать творческий непрерывный процесс Члены группы иногда неспособны выбраться из «наезженной колеи», смешивают проблему с решением ее и наоборот.
Какая группа не находила «решения» еще до уяснения проблемы? Не испытала нажима со стороны шумных, энергичных участников, доминирующих в группе? Не отвергала оригинальные идеи по причинам социального положения, авторитета, возраста, пола их авторов? Какая группа не испытала отсутствия творческой мысли и чувства незавершенности, в результате чего участники пережили разочарование?
Человек может испытать в группе огромную теплоту, любовь, понимание. Но вне ее ему трудно так же вести себя с окружающими людьми, гораздо проще вернуться к прежней холодности, чем пытаться как-то изменить отношения.
Вместе с тем, опыт показывает, что удовлетворенность групповой деятельностью влечет за собой желание следовать полученным результатам. Вот как один из участников описал изменения, произошедшие в его жизни в результате работы в группе: «Во-первых, внутренние изменения: я возмужал, во-вторых, внешние: я стал свободнее общаться с людьми. Я понял свое внутреннее «я», осознал свои чувства, а потому стал доступнее и понятнее для окружающих. Если бы меня спросили: что же оказалось самым важным, заметным событием в жизни после группы? я бы сказал так”; «Пожалуй, перемена в себе. Скорее даже не перемена, а «лепка» себя, как личности. Я понял, что я такое, какой я».
Групповая работа — один из методов социальной работы, одно из самых успешных изобретений, созданных для решения проблем обезличивания, потери индивидуальности и чувства реальности. отчужденности — этих печальных спутников многих людей, живущих в современном обществе. Групповая работа ведет к большей независимости личности, большей раскрепощенности и раскованности, большему желанию экспериментировать и пробовать новое.
Литература
1. Ерасова П.Н., Кольцева В.Л., Якимова Е.В. Теория поведения и практика социальной работы //Реферативный журнал. Серия Социология. — М.: 1994. Да 3.
2. Макаревич В.Н. Групповая работа как метод конструктов- j ной социологии //Социс. 1992 № 3.
3. Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии. М.: 1994.
4. Киддлмэн P.P., Гольдберг Г.С. Социальная работа с группой // Энциклопедия социальной работы. Пер. с англ. T.3. М.1994.
5. Роджерс К. О групповой психотерапии. М.: 1993.
6. Рудестам К. Групповая психотерапия, М.:1991.
7. Сник С. Управление производительностью. М.: 1993.