Особенности фокус-группы «трудных» детей. Механизм социализации в уличной группе.
Огромную роль в воспитании социально неблагополучных детей играет улица — различные неформальные молодежные группы:
- дворовые тусовки;
- группы культурно-досуговой ориентации: современной молодежной музыки (КСП, «фанаты» какой-либо группы или певца, поклонники разных направлений рока, брейк-дансисты, панки и т.д.);
- группы спортивной ориентации (военно-спортивные, поклонники культа силы — «силовики», «атлеты» и др., болельщики-«фанаты» и т.п.);
- группы технической направленности (рокеры-мотоциклисты, компьютерщики и т.д.);
- группы альтернативного образа жизни: мистически-религиозные (кришнаиты, поклонники гуру, восточных философий и т.д.), хиппи, пацифисты, системщики;
- группы социальной инициативы: экологисты («зеленые»), охраны памятников, политически направленные и др.
Среди наиболее важных причин, побуждающих молодых людей уходить в неформалы, — потребность в друзьях, в чем-то необычном, а также конфликты в школе и дома, недоверие к взрослым, протест против формализма и вранья. Ребята вырастают, стремятся выбраться из-под опеки семьи и попадают в объятия улицы, принимая ее иллюзорный демократизм за раскрепощенность и свободу, о которых они мечтают.
Выходя за пределы очерченной взрослыми детской площадки, от несвободы семьи и школы, ребенок попадает в несвободу неформальной организации, примыкая к уже сложившейся группе (по территориальному признаку). Эта несвобода от окружения — одна из характерных особенностей современного детского социума.
Другая особенность — беспредметность общения. «Предмет», вокруг которого объединяются подростки, выполняет практически тотемическую функцию. Рок-музыка, футбол, мода — все это лишь повод для принятого в этой сфере типа общения. Специалисты отмечают, что футбольные фанаты обычно не разбираются в азах футбола, а рокеры, хотя и различают солистов и группы, как правило, музыкально безграмотны.
Однако гораздо важнее предмета общения оказываются атрибутика и символика. Они выполняют роль наглядно-чувственной картины ритуала, который организует группа вокруг того или иного занятия.
И третья особенность уличных неформальных групп — часто нездоровые нравственные начала, антисоциальная направленность.
Примитивная тусовочная группа напоминает по своей структуре группу животных.
Главарь — пользуется правом присваивать любые блага и проявляет безнаказанную агрессивность. Его отличает физическая сила, властность, смелость, свирепость, способность к интриганству (хитрость). Второе лицо в группе — авторитет, единственный, кому позволяется давать советы вожаку. Он уступает главарю в смелости, решительности, но по уму часто превосходит. Главаря также окружают ведомые разных типов: приближенные, подхалимы, марионетки, забитые и т.д.
Психологические механизмы группового воздействия на личность: зрелищное (аудиовизуальное) общение; групповое давление; заражение; убеждение; приучение; референтные отношения; подражание.
Результат действия всех факторов на подростка — усвоение им неписаных правил.
Неписаные правила взаимодействия в примитивной группе:
- Правило унижения.
- Правило рангового соответствия (унижение лишь тех, кто ниже).
- Правило отпора: если не дашь отпор, то станешь объектом еще больших унижений. Это и правило отбора: возможность подняться на ранг.
- Правило силы (сильный должен доказывать свою силу).
- Правило гонения: кто не может (не хочет) унижать, на того гонение.
- Правило «козла отпущения».
- Правило отвода агрессии от себя (демонстрируй солидарность с группой).
- Правило круговой поруки.
Как правило, члены таких группировок собираются для общения вне (вместо) занятий в школе. Поэтому острой проблемой для них становится свободное время, умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг. Досуговая деятельность привлекательна для учащихся своей нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Однако «трудный» подросток часто не умеет рационально использовать свое свободное время, у него не развиты умения и навыки досуговой деятельности. Педагог-реаниматор помогает ребенку заполнить эту пустоту, приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, развить навыки самоорганизоваться, планировать свое время, формировать интересы, умения добиваться поставленной цели.
Третья составляющая подсистемы технологии предполагает воздействие на эмоциональную сферу ребенка путем перестройки отношения к нему на основе личностного подхода.
За границы применения личностного подхода выносятся проявления немотивированной агрессии, черной зависти, намеренной лжи, эгоистическое поведение, связанное с причинением зла, противоправные поступки и другие значительные отклонения от нормального социального поведения. Агрессивное «Я» (Я вас ненавижу, Я все могу, Я вам покажу) возникает чаще всего при столкновении ребенка с внешним злом (несправедливостью, унижением, ложью). Он становится неуправляемым, его поступки немотивированы, он опасен для окружающих. Гуманные методы уже недейственны, нужны сильные тормозящие приемы (предупреждение, приказ, наказание, метод «взрыва» А.С. Макаренко и др.).
Позиция агрессивного «Я» отличается от импульсивных проявлений, связанных с потребностью личности испытать свои физические и психические возможности, с потребностью самоутвердиться в новом состоянии (в этих случаях также применимы прощение, убеждение).
При чрезмерной похвале, опеке, излишнем подчеркивании успехов личности на фоне других детей положительная самооценка может также потерять свою меру, стать гипертрофированной, личность присваивает себе успехи, которыми она обязана учителю, коллективу. Такое состояние неадекватной самооценки называется эгоцентрической Я-концепцией (Я-эгоц.). Она характеризуется завышенным уровнем притязаний, желанием удовлетворить прежде всего свои личные потребности, причем за счет других людей, стремлением «казаться», а не «быть», тенденцией к лени, отлыниванию от работы, себялюбию и т. д. В этих случаях правомерно применять тормозящие приемы: разъяснять, убеждать, затем — предупреждать, принуждать.
Тормозящие приемы применяются лишь после соответствующей серии приемов личностного и щадящего подходов, после того как воспитатель убедится, что внутренние силы ученика не откликаются на его усилия. Очень важно, чтобы принуждение и наказание были адекватно восприняты подростком, в противном случае они вызовут ответную реакцию активного сопротивления и враждебности. И, конечно же, методы отрицательного стимулирования не должны задевать личного достоинства, унижать личность.
Особенности целей коррекции отклоненного поведения
- Коррекция социальной запущенности детей, компенсация недостатков дошкольного и школьного образования, семейного воспитания,
- Развитие социально-нравственных качеств детей, необходимых для успешной адаптации их в школьных условиях.
- Формирование содержательной учебной мотивации ребенка, направленной на учебный материал.
- Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций ребенка, устранение нарушений работоспособности и произвольной регуляции деятельности.
- Обогащение кругозора и развитие речи до уровня, позволяющего детям сознательно воспринимать учебный материал.
- Развитие личностных компонентов познавательной деятельности, познавательной активности, самостоятельности.
- Формирование до необходимого уровня и последующее целенаправленное развитие общеучебных умений.
Модель коррекции отклоняющегося поведения подростков должна охватывать все области жизнедеятельности ребенка и включаеть три детерминированные подсистемы воздействия на личность:
- целенаправленное и целесообразное с учетом специфики развития подростка воздействие на его сознание;
- вовлечение подростка в позитивную деятельность, адекватную его интересам, способностям и психическому состоянию, необходимую для полноценной самореализации личности;
- воздействие на эмоциональную сферу подростка (повышение уровня Я-концепции) путем перестройки отношения к нему со стороны всех субъектов коррекции.