Социальная работа как учебная дисциплина — 2
Мировой опыт государств с рыночной экономикой свидетельствует, что без специальных и общественных структур социальной защиты населения, без четкого функционирующего механизма социальной помощи отдельным группам и слоям населения гуманное, духовно и нравственно богатое демократическое общество, правовое государство могут существовать лишь виртуально. Вот почему в целом ряде стран активная разработка научных проблем, связанных с прикладной социологией, социальной экологией, социальной инженерией, социономией, сопровождается широким распространением и утверждением новой престижной специальности — «социальная работа».
Одна из важных профилирующих дисциплин в системе вузовской подготовки соответствующих специалистов — «Теория социальной работы». Изучение данной учебной дисциплины позволяет вооружить будущих специалистов методологией научного анализа социальных процессов и оптимального выбора наиболее целесообразных организационных структур, содержания, форм и методов деятельности служб, осуществляющих социальную помощь населению.
Как известно, учебная дисциплина есть систематизированное изложение с учебными целями основ соответствующей науки. Понятия «учебная дисциплина», «учебный курс», «учебный предмет» часто употребляются как синонимы, хотя это не совеем оправдано. Исходя из общепринятого определения, можно заключить, что теория социальной работы как учебная дисциплина — это систематизированное изложение с учебными целями основ научной теории социальной работы применительно к профилю учебного заведения.
Наука и учебные дисциплины могут иметь одинаковое наименование, однако это не означает тождественности понятий, поскольку наука и учебная дисциплина решают различные задачи. Основная задача теории социальной работы как науки — познание той области предметного пространства, которая не исследована или исследована недостаточно: основная же ее задача как учебной дисциплины — донести полученные наукой знания до обучаемых в наиболее приемлемой и доступной форме.
Наука всегда шире и богаче по содержанию, чем учебная дисциплина, и развивается по отношению к ней с опережением. Это обязывает педагогов постоянно следить за научными новинками и исследованиями в области социальной работы и обогащать научными достижениями содержание учебных занятий и учебных дисциплин. Непременное условие творческого использования научных достижений в учебных курсах и на занятиях — непосредственное участие в научно-исследовательской работе не только профессорско-преподавательского состава, но и студентов. Только при этом условии в учебном курсе «Теория социальной работы» подготовка кадров по специальности «социальная работа» будет проводиться с учетом современных требований к профессионализму. Как учебная дисциплина теория и практика социальной работы в настоящее время изучается во многих высших учебных заведениях, создавших факультеты социальной работы, на различных курсах системы под готовки и повышения квалификации работников социальной сферы. В учебных планах вузов, готовящих высококвалифицированные кадры для органов и учреждений в структуре социальной защиты и помощи населению, эта учебная дисциплина является одной из профилирующих.
Теория социальной работы, входя в учебные планы факультетов, вместе с тем решает не совсем идентичные задачи, что находит выражение в целевой установке учебного курса.
Под целевой установкой понимается научно обоснованные предполагаемые результаты учебно-воспитательного процесса по данной учебной дисциплине. Чаще всего целевая установка предстает как модель будущего специалиста, включающая перечень требований к объему знаний, умений, навыков и качеств, которые должен приобрести и выработать обучаемый. Эти требования являются определяющим началом для разработки тематических планов и учебных программ.
В самом общем виде цель учебного курса «Теория социальной работы» — вооружить студентов знаниями теоретических основ социальной работы с населением и в трудовых коллективах, привить им практические умения и навыки организации социальной работы с различными категориями граждан, нуждающихся в социальной защите, воспитать у обучающихся высокие нравственные и гуманистические качества.