Социальные последствия безработицы и система социальной защиты незанятого населения.

Российское государственное управление, как и общество в целом, вряд ли в полной мере осознает возможные последствия нарастания безработицы. Иные проявляются далеко не сразу либо носят латентный характер, но это не снижает их негативного воздействия на общественное развитие. Например, специалистами доказана зависимость между ростом безработицы и суицидом, между увеличением количества новорожденных с различными аномалиями и уровнем занятости населения.

Рассмотрим некоторые из социальных последствий в различных областях общественной жизни.

В политической сфере — это рост социально-политической напряженности, а значит, и угрозы социального взрыва, нарастание, с одной стороны, политического экстремизма, как левого, так и правого толка, с другой — политической апатии и неверия во власть как гаранта соблюдения прав человека. Практика показывает, что на фоне ухудшения ситуации на рынке труда обостряются межнациональные проблемы, а это для такой многонациональной страны, как Россия, крайне опасно.

В области экономики выключение из активной экономической жизни большого количества трудовых ресурсов ложится тяжелым бременем на бюджет. Понятно, что во время экономических спадов растет потребность в ресурсах для оказания государственной социальной помощи, в то же время поступления от налогов резко снижаются. Наряду с этим наблюдается падение покупательского спроса, а значит, уменьшение товарного производства. В силу обострения конкуренции на рынке труда снижается цена труда и для тех, кто сохранил рабочее место; сужаются рамки профсоюзных действий по отстаиванию прав наемных работников.

Пожалуй, наиболее тяжелые последствия безработицы проявляются в социальной жизни общества. Безработица — это не просто отсутствие работы, она может выбить из колеи, иногда необратимо, миллионы рабочих, их семьи, целые городские и сельские районы. Большинство оказавшихся в подобном положении говорят, что они ощутили сполна отчаяние, бессилие, растерянность, особенно если были без работы длительное время.

Прежде всего, безработица бьет по такому важнейшему социальному институту, как семья. Если в семье есть хотя бы один безработный, то это существенно снижает жизненный уровень и социальные возможности всех членов семьи. Семья не выполняет или лишь частично выполняет те важнейшие функции, которые возложены на нее обществом.

Эти факторы ведут к разрушению самой семьи. В семьях безработных наблюдается повышенная конфликтность, снижается “порог терпимости”, способность заботиться друг о друге, увеличивается количество разводов. Специалисты отмечают, что в подобных семьях значительно чаще встречаются случаи жестокого обращения с детьми, а у самих детей наблюдаются отклонения в поведении, нервные расстройства, возрастает уровень заболеваемости.

Отсутствие работы приводит к обострению проблемы девиантного поведения (алкоголизация и наркотизация общества, рост проституции, бездомности и преступности). Уже давно считается, что существует зависимость между безработицей и преступностью. Изучение дел правонарушителей в США показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм часто объясняется отсутствием работы.

Система социальной защиты незанятого населения функционирует в рамках государственной программы занятости и предполагает как прямую социальную защиту безработных, так и воздействие на спрос и предложение рабочей силы, включение различных правовых, организационных и экономических рычагов влияния на рыночные механизмы.

Прежде всего речь идет о выплате пособий безработным, признанным таковыми государственными службами занятости. При этом нужно иметь в виду: во-первых, экономические возможности государства в выплате пособий не беспредельны, во-вторых, размеры пособия должны как поддерживать элементарные условия жизни человека, так и стимулировать его на поиск работы.

Важным в деятельности служб занятости является организация профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки незанятого населения. Опыт стран рыночной экономики показывает: профессиональное обучение требуется каждому второму-третьему из числа желающих найти работу. Данная система обучения требует быстрого реагирования на все изменения спроса на рабочую силу. Поэтому службы занятости используют не только действующие учебные заведения, выдавая им заказ на профессиональное обучение, но и создают собственные учебные центры. Финансируется обучение тех, кто признан безработным за счет средств Государственного фонда занятости Российской Федерации. Профессиональное обучение высвобождаемых работников в связи с ликвидацией, реорганизацией предприятий, учреждений, организаций, сокращением численности штатов осуществляется за счет средств предприятий, с которых эти работники увольняются.

Государственные службы занятости немалую роль в обеспечении социальной защиты отводят организации общественных работ в сфере услуг, строительства, благоустройства, иначе говоря, там, где не требуется специальной профессиональной подготовки.

С теми, кто изъявил желание участвовать в общественных работах, заключается трудовой договор на установленный срок. Они обладают всеми правами, определенными трудовым законодательством, и имеют возможность получать пособие по безработице, если на них распространяется статус безработного. Финансируют общественные работы фонд занятости, местный бюджет или те организации, для которых данные работы выполняются.

В центрах занятости на бесплатной основе можно получить информацию о наличии рабочих мест, юридическую консультацию, психологическую помощь. Апробирована такая форма социальной защиты населения, как квотирование рабочих мест для слабоконкурентных на рынке «груда социальных групп: женщины, инвалиды, молодежь и т. д. По предложению центров занятости, в зависимости от ситуации на рынке труда, местные органы власти могут принимать решение об обязательном квотировании рабочих мест для данных категорий на предприятиях и в организациях с соответствующими карательными санкциями для тех, кто эти решения не исполняет.

Кроме административных применяются и экономические меры воздействия: льготное (или наоборот) налогообложение, льготное кредитование предприятий, увеличивающих количество рабочих мест для слабоконкурентных слоев населения, либо для создающих новые рабочие места.

Замечено, что наиболее емкий и подвижный механизм роста занятости населения — это растущая база мелкого и среднего предпринимательства, которая в силу своей мобильности при условии его стимулирования оперативно улучшает ситуацию на рынке труда.

Создать дополнительные рабочие места можно, используя все характеристики гибкого рынка труда: частичная, временная занятость, совместительство, гибкие графики организации рабочего времени и т. п.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *