Объект и предмет этнополитологии
Основатели этнополитологии связывали ее предметную сферу с той частью общественной деятельности, которая охватывает взаимодействие между этносами и политикой, влияние этнических общностей людей на их политическое поведение и политику в целом. В частности, М. Паренти предмет этнополитологии понимал как анализ взаимосвязи этнической идентификации и политического выбора. Дж. Ротшильд этнополитологию определял как политический срез, политическое содержание этнической действительности. Главный вопрос этнополитологии по П. Ван ден Бергу — это взаимоотношения государства и этнических групп, с опорой на политические феномены этнической природы или этнической окраски, имеющие место в политических системах разных стран мира.
Анализируя все эти подходы можно дать определение этнополитологии как науки, которая изучает политическую субъективность (пути и способы участия в политической жизни общества) этнонациональных образований (этносов, наций, национальных (этнических) меньшинств и т. п.); взаимоотношения между ними; а также между ними и государством.
Итак, этнополитология как академическая наука и учебная дисциплина осуществляет теоретическое осмысление этнополитических процессов, закономерностей, тенденций их развития, в том числе методологические и теоретические основы этнополитики (практической политики государства в отношении регулирования межнациональных, межэтнических отношений).
В настоящее время, в период реформ, период становления новых политических и экономических реалий каждая из российских наций–этносов взбудоражена, находится в поисках точки опоры, ценностных ориентаций. Всестороннее знание и своевременное управление этнонациональными процессами в их развитии как в естественной, самобытности, так и в реалиях многонациональной общности крайне актуально на фоне мировых тенденций глобализации общественных процессов. Этнополитология и национальная политика – это неизбежно важные и естественно–исторические, перспективные направления этнологии, спасения этносов, культур, самобытного многообразия жизни человеческого общества.
В отличие от этнологии, которая в основном занимается традиционными этнонациональными, культурными сообществами (примитивными, крестьянскими и аборигенными), предметом этнополитологии или нациологии являются современные этносы–нации, их состояние, динамика развития и взаимодействия с другими этническими сообществами и государствами. Этнополитология, этносоциология – это политическая, общественная жизнь этносов. Но зачастую этнологи претендуют на …… политический анализ этнонациональных процессов, а политологи орудуют этнологическими терминами без знания этносов. Этнополитология – это политические методы обустройства этносов в обществе, государстве, обеспечения их сотрудничества и взаимодействия.
Поэтому значение имеет трактовка понятий нации как этносов и соответственно место этнического национального самосознания, как предмета этнополитологии. Политическое сознание, политические и социальные ориентации являются мобилизующими началами этнонациональных и этнополитических процессов, происходящих в любом современном обществе. Отсюда актуальность определения и предмета национальной политики государства.
В связи со сказанным, этнополитология должна изучать процессы формирования и развития этнического, национального самосознания народов России как реального мобилизующего этнонационального фактора, который был бы направлен на содействие дальнейшему развитию этносов–наций, их равноправному участию в становлении российской нации–государства как общности полиэтнического согражданства при сохранении их национально–культурной самобытности, а также не обеспечение равноправного участия в государственных и общественных делах всех граждан независимо от национальной принадлежности.