Психоаналитические и психодинамические модели личности как критерии выбора социальных технологий
Социальная работа направлена на оказание помощи человеку в его семье, групповом окружении, социальной среде, в коррекции его межличностных отношений и внутриличностного статуса. Поэтому психологические технологии и методики по праву занимают одно из центральных мест как в профессиональной деятельности специалистам так и в его подготовке. (ее многообразие психологических технологий, которые так активно разрабатываются, особенно во второй половине XX века, применяется в зависимости от основного подхода к человеку и обществу, которого придерживается практикующий специалист.
Наиболее верным критерием выбора технологии будет своеобразие взгляда на личность в различных парадигмах научного знания о человеке и обществе. Важно овладеть понятийным аппаратом, связанном с представлениями о понимали личности, ее структуры, индивидуальности и субъектности, взаимоотношений и взаимодействий со средой, учитывать возможности к росту и изменению, развитию рефлективности, интенциональности, аутентичности и конгруэнтности, т.е. выдвигать на первый план силу человеческой личности, а не ее слабость. На основе каждой из указанных парадигм, определенным образом объясняющих личность человека и окружающий его мир, выстраивается система различных техник и технологий работы с клиентом, которые можно использовать как при консультировании, так и при коррекции и терапии.
Психоаналитическая и психодинамическая модель психологии основана на учении 3.Фрейда, который явился основателем метода исследования бессознательного в психике человека и его влияния на поведение и личность, З. Фрейд выделил в психическом три уровня — сознание, подсознание, бессознательное. Именно на последнем уровне находятся основные детерминанты личности, психической энергии, побуждений и инстинктов.
Он полагал, что в структуру личности входят следующие компоненты: “Ид” (Оно), “Эго” (Я) и “Суперэго”, Все три части тесно взаимодействуют друг с другом, реализуя свои специфические функции. Согласно 3.Фрейду, самой архаичной, но центральной частью личности является “Ид”. Это биологическая сущность человека, сближающая его с животным миром. В нее входит все то, что определяется конституцией, генетикой, эндокринной системой, является инстинктивным ( либидо — стремление к сексуальному удовлетворению, инстинкты агрессии, стремление к смерти). “Ид” — бессознательная часть личности и в своей активности она руководствуется принципом удовольствия, оторванным от реальности. Соединяет “Ид” с реальностью другая часть личности — “Эго” как сознательное начало.
Развиваясь из “Ид”, “Эго” находится в контакте с миром и предназначено для установления гармонии между различными силами, действующими на человека как изнутри, так и извне. “Ид” — реакция на потребности, а “Эго” — на возможности человека, поэтому между ними могут возникать конфликты, поскольку “Эго” должно сдерживать требования * “Ид”, не соответствующие общественным нормам. Cyбьективно это переживается личностью как состояние тревоги, беспокойства и вины. Если “Эго”, с одной стороны, связано с бессознательным “Ид”, то с другой, оно близко моральной цензуре личности — “Суперэго”. Содержанием этой части личности являются социальные нормы и запреты, правила поведения и образ жизни. Это те феномены, которые налагают запреты на способы удовлетворения биологических потребностей человека, имеющих нередко ярко выраженный сексуальный характер. “Суперэго” — совесть и самонаблюдение, формирование идеалов. “Суперэго” зависит от ценностей конкретного социума, которые осознаются и принимаются в детстве, превращаясь в автоматизированные формы поведения.
Развивая мысли Фрейда, его последователь К.Юнг описал “коллективное бессознательное” — то, что накоплено человечеством, передается от одного поколения к другому в виде “архетипов”. Архетипы — это образования, существующие уже при рождении ребенка и содержащие опыт предыдущих поколений. Именно архетип, по мнению К.Юнга, направляет и организует психику. Архетипы проявляют себя в виде символов, в мифах, традициях и др. В соответствии с принятой выше терминологией эту структуру можно назвать “Супер-Ид”. Важной особенностью психоаналитической концепции является конституирование ведущей роли бессознательного. Сюда основной путь помощи человеку — добиться осознания проблем, истоки которых всегда кроются в детстве. Осознание становиться контролируемым, управляемым и позволяет человеку избавиться от тревожащих его проблем. Например, А,Адлер, в отличие от ортодоксального психоанализа, выстроил собственное понимание бессознательного содержания личности, основная сущность которого состоит в признании господства индивидуализма. Когда человек выполняет свою жизненную цель, он стремится быть “особым человеком”, поднимаясь над своим комплексом Из этого возникает мировоззрение, интересы, желания личности или тормозные механизмы. Индивидуальная психология А.Адлера кроме стремления личности к превосходству (приобретенное в жизни), признает и чувство общности (врожденное). Таким образом, А-Адлер предпринял попытку гуманиэировать человеческую личность, не ставить ее в жестокие рамки зависимости от темных сил бессознательного. Современный психодинамический подход в целом фиксирует внимание на огромной роли прошлого опыта человека уходящего корнями в его детство, который, как правило, не осознается субъектом. Отсюда центральным понятием является “конфликт” — непознанные (“бессознательные”) моменты которые возникли в ходе развития человека, начиная с детства и продолжились в жизни взрослого. Такие конфликты и манеры поведения были заложены как кластеры чувств, мыслей и поступков. Предполагается, что на основе прошлого опыта формируется особая организация поведения (совокупность чувств, мыслей и манер), оказывающая воздействие на нынешнее восприятие мира. Если она выражается в неадекватных условиям реакциях, то, исследуя настоящие события в контексте прошлого опыта, можно изменить эти “организующие системы”, способствуя тому, чтобы информация и опыт в будущем у личности структурировался иначе. От тревоги и неуверенности спасает человека своеобразный механизм названный психологической защитой, который действует на подсознательном уровне.
Анна Фрейд пришла к выводу о том, что некоторые функции бессознательных и сознательных явлений в психике выражаются иначе, чем понимал их 3.Фрейд. В первую оче редь это касалось взаимоотношений Ид (или Оно) с Эго (или Я). А.Фрейд заметила, что Эго не вышло полностью из Ид, как полагал 3.Фрейд, а обладает значительной долей самостоятельности. Отсюда функция Я гораздо значительнее, динамичней. Эго-психология большую роль отводит и защитным механизмам, как и в классической теории психоанализа. Не постулируется жесткое доминирование бессознательного, хотя оно признается ключевым в возникновении психических проблем и расстройств. В отличие от традиционного психоанализа, психические воззрения, оформившиеся в Эго-психологию, проникнуты верой в человека, в силы его личности, что в значительной степени приближает его к гуманистическому направлению.
Использование идей психодинамического направления в целом и эго-психологии, в частности, в практике социально-психологической работы связано с пониманием и учетом защитных механизмов личности.
“Защита” и “сопротивление” особые когнитивные способности человека, позволяющие ему освободиться от невнятных чувств и воспоминаний) держать их вне своего сознания, обеспечивая бессознательную компенсацию тревоги и стресса. Психологическая защита — один из механизмов, препятствующих изменению личности (“сопротивление”). В психодинамическом подходе описан ряд наиболее распространенных защитных механизмов: вытеснение, отрицание, формирование реакции, перемещение, обратное чувство, подавление, идентификация с агрессором, аскетизм, интеллектуализация, регрессия, сублимация, расщепление, проектирование, экранирование, окаменение и др. Защиты направлены на сохранение баланса между Оно и Сверх-Я. Каждая из защит имеет свои “плюсы”, и “минусы”. Например, такая защита, как “вытеснение” имеет преимущества в том, что неприятны4е переживания исчезают из сознания ради спокойствия индивида. В то же время действие этого механизма требует больших энергетических затрат от человека, но проблема все равно не решается — она остается, что является негативным моментом.
Относительно нова теория “Я- психологии”, которая является мостом, соединяющим психоанализ с экзистенциональной и гуманистической психологией. Временем ее возникновения считается конец 50-х годов текущего столетия. В настоящее время она рассматривается как одна из альтернативных классическому психоанализу теорий: большое значение придается чувствам (эмпатии), анализу субъективного опыта образа жизни индивида. Типичным примером психодинамического подхода является трансактный анализ (ТА).
Этот подход развил совершенно новый, оригинальный взгляд на личность и включение ее взаимодействие. В его основе лежат неосознаваемые человеком запрограмированные игры, в которые он порой играет в течение жизни, это связано с особой бессознательной структурой, определяющей жизнь человека — сценарием. В жизни различаются сценарии “счастливцев”, “мальчиков на побегушках, “козлов отпущения” и др. Основоположник ТА Э.Берн заметил, что время от времени каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром состояний своего Я: 1) состояния Я, сходные с образами родителей (Родитель), 2) состояния Я, автономно направленные на объективную оценку реальности (Взрослый), 3) состояния Я, все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве (Ребенок). Структурный анализ является единым методом ответа на вопросы: Кто я? Почему посыпаю именно так, а не иначе? Как я приобрел эти качества?
Считается, что человек в социальной группе в каждый момент времени обнаруживает одно из состояний Я- Родителя, Взрослого или Ребенка. Люди с разной степенью готовности могут переходить из одного состояния в другое. Смысл этих высказываний Берн поясняет подробнее: у каждого человека были родители (или те, кто их заменял), и он хранит и себе набор состояний Я своих родителей (как он их воспринимал). Эти родительские состояния Я при некоторых обстоятельствах начинают активизироваться. Следовательно, упрощая это, можно сказать: “Каждый носит в себе своего родителя”. Все люди (не исключая детей) способны на объективную переработку информации при условии, что активизированы соответствующие состояния их Я. На обыденном языке это “учит так: “В каждом человеке есть взрослый”. Любой человек был раньше моложе, чем сейчас, поэтому он несет в себе впечатления прежних лет, которые при определенных условиях могут активизироваться. Можно сказать, что “каждый таит в себе маленького мальчика или девочку”. Человеческий мозг организует психическую жизнь, а продукты его деятельности упорядочиваются и хранятся в виде состояния Я.
Ребенок — источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений, радости. Взрослый контролирует действия Родителя и Ребенка, являясь посредником между ними.
Взрослый контролирует действия Родителя и Ребенка” являясь посредником между ними” Родитель осуществляет две основные функции: обеспечивает выживание человеческого рода и помогает сберечь массу времени и энергии. Это освобождает Взрослого от необходимости принимать множество тривиальных решений, благодаря чему человек может посвятить себя решению более важных жизненных проблем, оставляя обыденные вопросы на усмотрение Родителя.
Следовательно, все три аспекта личности чрезвычайно важны для функционирования и выживания. Их изменения необходимы только в том случае, если один из этих аспектов нарушает Здоровое равновесие. В обычной ситуации каждый из них — Родитель, Взрослый и Ребенок — заслуживает одинакового уважения, каждое состояние по-своему делает жизнь человека полноценной и плодотворной. Эти три Я сопровождают человека всю жизнь, выступая в различных сочетаниях, При неадекватности этих сочетаний возникают психологических проблемы. Помочь личности решить их — значит “разрушить ее игру””. Э.Берн в своих работах предлагает различные способы “разрушения игры”. Реализация различных состояний Я происходит в игpax. Игры -типичная модель невыраженных компромиссом трансактов, которая постоянно повторяется, превращается в стереотипы, что способствует созданию дискредитирующих ситуаций. Психологическая игра — часто повторяемая последовательность трансакций со скрытым мотивом, имеющим внешнее разумное обоснование. Игры препятствуют честным и открытым отношениям между людьми. Чтобы помочь человеку. надо разрушить эту игру и сконструировать другое поведение. ТА удобно использовать в консультировании внутрисемейных отношений.
М. Розин опубликовал альтернативную берновским сценариям точку зрения. По его мнению сценарий — не изна чально задаваемая неизменная структура, человек в течение всей жизни “сочиняет себя” и выстраивает сам свой “сценарий”, ассимилируя происходящие с ним события, целе направленно выстраивая сюжеты, творя их. В противоположность Э.Берну, который считал сценарий бессознательной, механистической структурой, мешающей человеку жить, держащей его в рабстве, М.Розин полагает, что создание своего сценария один из способов осмысления жизни, проявление творческого начала в человеке. Согласно теории структурного анализа, человек может стать свободным лишь разрушив сценарий. М .Розин утверждает, что человек может почувствовать себя свободным и счастливым только тогда, когда сценарий создан им самостоятельно.
Отдельные ситуации, возникающие у клиента, предлагают длительное взаимодействие с ним. Но в процессе практики могут возникать моменты, требующие немедленного из менения. Именно для оказания экстренной помощи клиенту, находящемуся обычно в измененном эмоциональном состоянии, используется модель кризисной интервенции с выраженным прагматическим характером. Ее сущность состоит в признании необходимости применения кризисного краткосрочного вмешательства (они могут соединяться в серии) в психический мир клиента. В этих случаях предполагается, что важно установить причину кризиса, его характер и методы восстановительной работы. Кризисная интервенция предполагает экстренное вмешательство, отсутствие времени на выяснение причин кризиса и взаимодействие с клиентом в ситуации “здесь и сейчас” с помощью ресурсов, имеющихся как у самой . личности, так и в ее социальном окружении. .
Понятие “кризис” правомерно использовать не только применительно к человеку как интрапсихической системе. В кризис могут попадать семьи или группы людей, к которым предъявляются новые требования и с которыми они не в состоянии справиться. Тогда кризисная интервенция заключается во “ вхождении” в жизненную ситуацию индивида, семьи или группы для оказания им помощи в решении возникших проблем путем мобилизации имеющихся ресурсов.
Основанная на психодинамических идеях, кризисная интервентная модель наиболее эффективно применима для помощи людям, пережившим несчастье, она помогает снова приспособиться к жизни, совершенствовать прежние уровни функционирования, по-новому справляться с трудностями.
Фокус помощи — эмоциональные реакции клиента на кризис и долгосрочные изменения в его способностях справляться с ежедневными проблемами преимущественно прагматическим путем. Решающее значение в работе с клиентами отводится психологическим условиям: четкому определению жизненных и перспективных целей, задач, временных рамок при реализации демонстрации опыта решения проблем.
Основная идея бихевиористского подхода — поведение человека определяется воздействиями окружающей среды, которая контролирует его путем различного рода стимуляций. Центральной конструкцией системы является возможность покачать влияние окружения на поведение человека. В этой связи бихевиоризм склонен недооценивать роль прошлого опыта в жизни человека в противоположность психодинамическому подходу. Особого внимания не уделяется и специфике восприятия, самоанализу и мироощущениям личности, что имеет значение для экзистенциализма и гуманистических теорий. Для бихевиоризма важны мысли и поступки личности.
В отличие от психодинамического, бихевиористский подход объясняет практически любые формы поведения (адекватные, неадекватные ситуации, асоциальные и др.) одними и теми же принципами. С позиций бихевиоризма не существует плохого поведения, а есть та форма поведения, которая не соответствует данной ситуации. Таким образом, различные виды поведения могут быть адекватны в различных окружениях и культурах. Поэтому нет необходимости его особых изменений. Для бихевиоризма основополагающими являются постулаты об ответной и оперантной обусловленности поведения индивидов и социального обучения как одного из способов формирования и реализации поведенческих реакций.
Ответная обусловленность поведения осуществляется по схеме стимул — реакция При этом стимулом может быть любой внешний раздражитель (ситуация, событие, лицо, вещь и др). Определенная система стимуляции формирует и (соответствующие ей определенные виды поведенческих реакций. Сконструировав нужный набор стимулов, можно получить и нужное поведение.
Поведение считается обусловленным, когда реакции есть следствие действия стимула. Эту особенность прекрасно описал И.П. Павлов в широко известных опытах по изучению образования условных рефлексов. Если установившаяся связь между стимулами и реакциями становится неадекватной или нарушаются условия ее функционирования, то она разрушается вплоть до полного исчезновения условных реакций. Этот процесс получил названия “угасания”.
В деятельности практического психолога используется прием “контробусловленности” для разрушения отрицательного поведения, при котором основная задача состоит в создании условий для угасания нежелательных условных связей. После их разрушения формируются новые условные связи на базе ответной обусловленности в виде навыков, умений, привычек и других форм автоматизированного поведения. Однако, многие виды поведения не обусловлены. Из необусловленных стимулов поведенческие реакции, как правило, не развиваются.
Оперантная обусловленность имеет дело с широким спектром разных видов и форм активности и акцентирована на последствия, вызванные определенным поведением. Эти последствия поведения принято называть подкреплением. Различают подкрепление позитивное (усиливает реакцию, делает ее более устойчивой) и негативное (ослабляет реакцию). При оперантном подкреплении часто используются методы поощ рения и наказания направленные на подкрепление благоприятного поведения и угасание нежелательного.
Социальное обучение — третий общий набор принципов бихевиористской теории, психологическое содержание кото рого сводится к следующему: большинство людей приобретает опыт через восприятие и осмысление получаемых впечатлений. копируя поведение других. В основе социального обучения лежит процесс подражания. В этой связи многим людам можно помочь решить проблемы, дав им возможность увидеть реальное поведением которого они боятся или к которому стремятся. Практик в социальной сфере использует все три основные положения бихевиоризма. Его главная цель — способствовать угасанию, упразднению нежелательных форм повеления и, напротив, усиливать желаемое поведение людей путем использования разных видов подкрепления и социального обучения.
Рассматривая идеи бихевиоризма но в то же время и достаточно независимое сформировалась когнитивная психология. Особо прочные позиции в практике индивидуальной работы это направление заняло в 80-е годы. Представители когнитивного направления считают важным, как человек думает о мире, делает выбор из множества возможностей, принимает решение и как действует в рамках реальности. Общее, что объединяет различные когнитивные подходы, опора в большей степени на мысли и поступки индивидов. Когнитивная психология возникла из попытки объединить поступки и мысли, поведение. Это направление оформилось на базе других теорий, но принесло и свои собственные конструкты. В основе конструкций лежит способ, которым личность структурирует и классифицирует мир. У каждого человека свои мироощущения и свои конструкты, свои способы описания окружающих людей. Конструкты, определяющие поведенческие стратегии и целенаправленное принятие решений, отражаются в языке, языковых конструкциях, анализ которых поможет “проникнуть” во внутренний мир человека.
Эффективное использование когнитивной модели в социальной работе включает акцент на 3 аспектах поведения: моральный код, или социальная философия, теория личности; методы воздействия.