Насилие в семье и права человека: международные правовые стандарты
Исторически отношение общества и государства к жестокости в семье менялось. Раньше многие виды насилия в быту были фактически узаконены, а младенцы и дети вообще считались «движимой собственностью». Несмотря на различия в культуре и правовых системах, все страны проходят несколько общих этапов развития правовой защиты от насилия в семье. Вначале обращается внимание на то, что имеющиеся законы не учитывают специфику и сложность этого вида насилия, предлагаются различные дополнительные меры и поправки к уголовному и гражданскому законодательству (например, в Испании и Перу принята специальная поправка о наказаниях за жестокое обращение в семье; во Франции — поправка к Уголовному и Уголовно-процессуальному кодексам о том, что общественные организации по борьбе с насилием могут выступать истцами в суде). Затем переходят к разработке специального закона, цель которого—создать правовую базу для реализации комплексного подхода к решению проблемы. Сейчас такие законы действуют более чем в двадцати странах.
Благодаря активным действиям международных правозащитных организаций (прежде всего женских) за последние десять лет существенно расширились представления о соблюдении прав человека. Соответственно изменились представления об ответственности государств за насилие в семье. Раньше считалось, что государство ответственно только за деятельность своих органов власти (и, например, за соблюдение прав заключенных), но не за действия частных лиц. Сегодня применяется принцип «соучастия»: систематические неудачи государства в предотвращении или пресечении нарушения прав человека, в том числе в частной сфере, делают его ответственным перед международным сообществом.
Насилие в семье нарушает целый ряд прав человека — право каждого/каждой на равную защиту перед законом и на защиту от дискриминации по признаку пола; право не подвергаться жестокому обращению, право на жизнь и физическую неприкосновенность, право на наивысшие стандарты физического и психического здоровья.
Положения, важные для правовой защиты от насилия в семье, закреплены в следующих международных документах: Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о политических правах женщин, Декларация прав ребенка. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Декларация об искоренении насилия в отношении женщин, Конвенция о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации брака, Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности, Конвенция об охране материнства, Конвенция о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями, Конвенция о дискриминации в области труда и занятий и др. Почти все они ратифицированы Российской Федерацией1.
Международные правовые стандарты закрепляются в прецедентных судебных решениях (Европейского суда по правам человека и других региональных судов, международных трибуналов) и рекомендациях, политических заявлениях, докладах о соблюдении прав человека и других документах ООН. Подобные документы не являются обязательными для исполнения, однако служат важными источниками для законотворчества и контроля за соблюдением прав человека на национальном уровне3.
Именно этой цели служит Модельное законодательство ООН о насилии в семье, разработанное с учетом практического опыта многих стран. Модельное законодательство определяет один из типов семейной жестокости. В нем речь идет о насилии в семье в отношении женщин.
Модельное законодательство определяет основные цели закона о насилии в семье, понятия самого этого насилия и его форм, регулирует механизм подачи жалоб пострадавшими, определяет права жертв, обязанности полицейских, служащих юстиции и суда, описывает процедуру обращения и выдачи охранного ордера, выделяет меры, направленные на оказание экстренной помощи и помощи неэкстренного характера, и т.д. Смысл Модельного законодательства сводится к четкой регламентации всех действий работников государственных органов и общественных организаций, которые непосредственно соприкасаются с кризисной ситуацией в семье. Чаще всего жертвы домашнего насилия обращаются в органы полиции. Поэтому Модельный закон, четко определив понятие насилия и очертив круг насильственных действий, которые могут быть применены в отношении женщины, обязывает работников полиции реагировать на каждую просьбу о помощи и защите в случаях, когда подозревается насилие в семье. При этом в нем четко расписан порядок действий сотрудников полиции в момент обнаружения насилия.
В Модельном законодательстве также даны рекомендации, определяющие обязанности служащих органов юстиции и суда в сфере предотвращения насилия в семье. Их деятельность связана с выдачей специальных документов, обладающих большой юридической силой, при невыполнении предписания которых наступают серьезные последствия (например, лишение свободы). В зарубежной практике в качестве метода предотвращения насилия широко и успешно используется такой институт, как охранный ордер. Он выдается по заявлению жертвы насилия, ее родственников или социальных работников, когда существует серьезная угроза жизни, здоровью и благополучию жертвы и когда маловероятно, что она будет в безопасности до разрешения этого дела в суде. Получение охранного ордера ни в какой мере не влияет на доступность для жертвы других мер в рамках уголовного (возбуждение уголовного дела против обидчика) и гражданского (возбуждение дела о разводе) судопроизводства. Охранный ордер может:
предписать ответчику покинуть семейный дом независимо от того, кто владеет этой собственностью;
обязать ответчика предоставить истице доступ к использованию автомобиля и/или другого личного имущества;
урегулировать доступ ответчика к детям;
запретить ответчику контакты с истицей на работе и в других часто посещаемых ею местах;
предписать ответчику оплатить расходы истицы на лечение, консультирование или пребывание в убежище и др.
Цель Модельного законодательства ООН состоит не в том, чтобы предоставить готовый для публикации частный закон, а в том, чтобы дать рекомендации об использовании такой концепции и таких мер, которые уже действуют, применяются и дают определенные результаты.