Определение групп детей из семей социального риска.
Катастрофические масштабы приняло социальное сиротство несовершеннолетних.
Вследствие недобросовестного выполнения родителями своих обязанностей возникают группы детей безнадзорных, детей беспризорных, детей-беглецов.
Безнадзорные дети — дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, заменяющих их. Безнадзорный ребенок живет под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьей, у него еще есть эмоциональная привязанность к какому-либо члену семьи, но связи эти хрупки и находятся под угрозой атрофии и разрушения.
Беспризорные дети — дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных знаний, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.
Дети-беглецы — дети, убежавшие из дома или из воспитательного учреждения вследствие разрыва с родителями, возникшего тяжелого конфликта с учителями, воспитателями, сверстниками, деформирования ценностных ориентации и других причин, приведших к кризису отношений.
Среди этих детей отмечается резкий рост социальной дезадаптации.
Поступки детей из «семей риска» довольно часто вступают в противоречие с общепринятыми правилами и нормами поведения. Они проявляют агрессивность в общении со своими сверстниками, дерзость и отрицание авторитетов по отношению к старшим (воспитателям, учителям, родителям и родственникам). Взрослея, эти дети все чаще преступают нормы закона и склоняются к деликту, т. е. к (таким правонарушениям, которые не составляют уголовно-наказуемого деяния, возможно, из-за несовершеннолетия, но влекущие обязанность возмещения причиненного ущерба.
Конфликтные отношения внутри семьи, отсутствие любви, родительская жестокость или непоследовательность в системе наказаний — далеко не полный перечень внутрисемейных стимуляторов делинквентности.
Другими причинами, являются те, что порождаются школой: недобросовестность, элементарная грубость и предвзятость учителей, их психологическая и педагогическая беспомощность, многие другие малые и большие ошибки при работе с «трудными детьми».
Семья призвана обеспечивать ребенку базисное чувство защищенности, становиться его путеводителем в освоении внешнего мира и правил взаимодействия с ним. Одним из важнейших первоначальных принципов становления личности является копирование поведения старших и прежде всего самых близких — отца и матери. Пример родителей — первый социальный образец человеческих отношений, их формы и содержания.
Дети во всем идут дальше родителей, возможно., в этом и заключается поступательное развитие, они развивают приобретенное и унаследованное от родителей, в том числе и негативное. В итоге они могут отвергать и те моральные нормы, которые соблюдали родители.
Отрицательное влияние оказывают семейные воспитательные установки, ставшие для многих семей императивными: дети ни в коем случае не должны работать, их дело — учиться; их не следует посвящать в сложные семейные коллизии, а тем более советоваться в таких ситуациях; они не заслуживают уважительного отношения, их следует постоянно предупреждать о возможных ошибках.
В напряженном эмоциональном состоянии оказываются дети, чьи родители или кто-нибудь из членов семьи страдает заметными физическими или психическими дефектами. Они ощущают себя смущенными и униженными, изгоями из-за нездорового интереса к ним других детей, а то и насмешек. У таких ребят накапливается чувство несправедливой обиды, горе и озлобленность.
На смену прежней «карательной» профилактике делинквентного поведения, построенной в основном на уголовной ответственности, приходит новая — охранно-защитная. Такая профилактика представляет собой комплекс мер, объединяющий соответствующую социально-правовую, социально-педагогическую и психологическую поддержку семьей и детей.
К категории «семей риска» относят семьи несовершеннолетних матерей. По некоторым оценкам, рождаемость в возрастной группе 15—19 лет в России составляет почти 18% суммарной рождаемости и соответствует странам Латинской Америки. Среди браков, заключенных до 20 лет, невеста бывает беременной более чем в половине случаев. Такие браки увеличивают число малообеспеченных семей, причем имеющих низкий образовательный и профессиональный уровень.
Кроме уже названных «семей риска», необходимо назвать еще семьи матерей, имеющих маленьких детей и освободившихся из заключения, семьи, чьи дети в домах младенцев. Социальная работа призвана смягчить тяготы «семей риска», помочь им. Главные и основные государственные организаторы этой работы — федеральные Министерство труда и социального обеспечения, Министерство образования и их региональные субструктуры.
Необходимо выделить следующие технологии социальной работы: а) для преодоления низкого уровня занятости трудовых ресурсов формируются комплексные региональные программы по созданию и сохранению рабочих мест, проводится профессиональное обучение новым, дефицитным профессиям и повышение квалификации людей, оставшихся без работы; б) контролируется своевременность выплаты заработной платы в организациях различных форм собственности. Такой контроль осуществляет Государственная инспекция труда; в) выплачиваются государственные пособия на детей, в первую очередь такие пособия получают малообеспеченные семьи, этим детям выделяются путевки для летнего оздоровления; г) особое внимание уделяется детям-инвалидам, для них строятся детские дома-интернаты, оснащаемые современным специальным оборудованием; д) нуждающиеся граждане получают финансовую помощь, натуральную — в виде бесплатного или льготного горячего питания, предоставления бесплатных или по льготным ценам продуктовых наборов, обеспечения на зиму топливом и др.; е) оказывается психологическая помощь конфликтным семьям.