Основные подходы к изучению проблематики реадаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
Проблема реадаптации бывших заключенных находится на стыке целого ряда научных дисциплин и связана с рядом областей практической деятельности, хотя в последнее время, вследствие резкого количественного увеличения осужденных, она формируется и как самостоятельная проблема.
Если говорить об отдельных областях знания, то можно выделить вопросы, связанные с криминологией (как одной из юридических дисциплин), социологией (если рассматривать адаптацию бывших заключенных как социальное явление), психологией (наукой, изучающей психологические особенности данной категории лиц и способствующей более быстрому их приспособлению к жизни на свободе).
А) Юридический подход.
» Преступность была, есть и будет, потому, что были, есть и будут люди, которые совершают преступления» (25;б4).
В части 1 ст. 14 УК РФ преступление определяется как «виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания».
Признаками преступности является общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость. Некоторые авторы, например А.А.Герцензон, выделяют еще один признак преступления — аморальность. В целом же под преступлением принято понимать предусмотренное уголовным законодательством общественно опасное деяние (действие или бездействие).
В науке уголовного права под личностью преступника понимается вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления определенного, указанного в уголовном законе возраста.
Понятие личности преступника включает в себя целый комплекс социально -демографических, социально — ролевых, социально -психологических признаков, которые в той или иной мере связаны с преступным деянием, характеризуют его общественную опасность, объясняют причины его совершения. Юридическая психология изучает широкий аспект характеристик личности человека, совершившего преступление, обращая внимание не только на его нравственные качества, знания, навыки, привычки, формы психического отражения, темперамент, но и на физическую сущность лица как человеческого индивида, его возраст, психическую способность к вменению, некоторые его функционально — ролевые признаки, например, должностное положение, особые обязанности или особое положение по отношению к потерпевшему и т.д., а также психологическую характеристику личности преступника во всем сложном комплексе интеллектуальных эмоционально — волевых и других качеств.
В научно — практических целях понятие личности преступника в юридической науке подразделяется на составные части, и в настоящее время в научной литературе наиболее широкое распространение получил подход к изучению личности преступника, предполагающий наличие в ней двух наиболее крупных подсистем, объединяющих различные наиболее мелкие признаки, отдельные характеристики личности, а именно: социально — демографической и социально-психологической подсистем личности преступника.
Социально-демографическая подсистема личности преступника включает в себя: пол, возраст, семейное положение, образование, профессиональную принадлежность, род занятий, социальное, материальное положение. Сюда же относятся признаки, характеризующие личность преступника с точки зрения выполнения им определенных функционально — ролевых обязанностей. Анализ социально-демографических признаков, присущих лицам, совершившим преступления, позволяет определить наиболее важные направления в профилактической работе среди различных групп, слоев населения. Например, среди преступников значительно больше мужчин, чем женщин. Наибольшей криминогенной активностью отличаются представители возрастных групп от 25 до 29 лет, затем следуют 18 — 24- летние, 14-17-летние и, наконец, 30 -45-летние. Основная масса тяжких преступлений совершается лицами до 30 лет. Многие из тех, кто совершал хулиганство, разбойные грабежи, кражи, часто меняли место работы, периодически имели длительные перерывы в трудовой деятельности. Самый низкий уровень образования зарегистрирован у лиц, виновных в совершении насильственно — корыстных преступлений, хулиганства; наиболее высокий — у совершивших должностные преступления и хищения путем присвоения растраты или злоупотребления доверием и т.д.
Наибольшая криминогенная активность лиц более молодого возраста во многом объясняется не только их большей активностью, но и в значительной мере социальной незрелостью их личности, еще не завершившимся процессом социализации, низким уровнем культуры, отношений и поведения, примитивностью интересов, ценностных ориентации, отсутствием устойчивых жизненных планов. Они ориентированны преимущественно на деятельность и одобрение в неформальных группах с негативной направленностью.
Все перечисленные выше, как и другие, социально -демографические признаки имеют тесную связь с психологическими качествами человека, его психикой. Например, низкий образовательный уровень во многом бывает, связан с невысоким интеллектом человека, а трудности социальной адаптации — с низким уровнем его эмоциональной устойчивости, повышенной импульсивностью, агрессивностью и т.д. Таким образом, анализ социально -демографических признаков помогает лучше понять процесс социализации, формирование у людей под влиянием социальных условий различных психологических особенностей.
Социально -психологическая подсистема личности преступника представляет собой психологическую структуру личности в виде ее четырех основных элементов:
- подструктура направленности в виде совокупности наиболее устойчивых, социально значимых качеств личности (мировоззрение, ценностные ориентации, социальные установки, ведущие мотивы и т.д.), связанных с правосознанием человека;
- подструктура опыта, включающие знания, навыки, привычки и другие качества, которые проявляются в выборе ведущих форм деятельности;
- подструктура психических форм отражения, проявляющихся в познавательных процессах, психических, эмоциональных состояниях человека;
- подструктура темперамента и других биологических, наследственно обусловленных свойств, которые наряду с социальными факторами влияют на формирование характера и способностей человека.
Эти подструктуры имеют место и в структуре личности тех, кого принято считать преступниками.
Существенное отличие всех этих структурных образований личности преступника от структурных образований личности законопослушных граждан состоит, прежде всего, в том, что в первом случае многие составляющие черты, свойства личности, характеризуют личность с негативной стороны, делая ее более восприимчивой к воздействию криминогенных факторов.
Б) Социологический подход.
Бывшие заключенные, как таковые, — это бывшие преступники. Преступность является наиболее опасной формой отклонения от социальных норм. Понятие преступного исторически весьма конкретно, оно существенно меняется от эпохи к эпохе и подчас даже на протяжении коротких исторических периодов. Как отмечал П.А.Сорокин, «… нет ни одного акта, который бы по своему содержанию был уголовным правонарушением: акты убийства и спасения, правды и лжи, кражи и дарения, вражды и любви, половой разнузданности и воздержания и так далее- все эти акты могли бы быть, и были и преступлением и не преступлением в различных кодексах в зависимости от того, кто их совершал, против кого они совершались, при каких условиях они происходили».
В социологии преступление рассматривается как одна из форм девиантного поведения. Любой вид девиации имеет три необходимых компонента:
- Человек, группа с определенным типом поведения.
- Норма как критерий оценки с точки зрения соответствия ей или нарушения.
- Другая группа или социальный институт, реагирующий на данное поведение.
В соответствии с этим, бывший заключенный-это бывший преступник,
наказанный государством за противоправное деяние, усвоивший и принявший нормы, ценности и установки криминальной субкультуры, соответственно которым он в дальнейшем выстраивает свою систему ценностей, на которой и основывает свои отношения с окружающим его миром. И от того, как он, выйдя из колонии, адаптируется к новым условиям, зависит не только его дальнейшая жизнь, но и жизнь окружающих его людей.
Проблема реадаптации бывших осужденных — это особый процесс, который направлен на разрушение у осужденных негативных установок и проявлений и формирование у них социально-полезных установок, проявлений и социально-полезных качеств.
Необходимо отметить, что в практике последних десятилетий большая роль уделялась как раз социальной адаптации бывших заключенных (трудовая, профессиональная, правовая), а их психологическое состояние не рассматривалось вообще. И вопросы проблематики психологической реадаптации лиц, вышедших из мест лишения свободы не решались на практике, а существовали лишь на уровне научных изысканий.
В) Психологический аспект.
Профилактическая деятельность психосоциальных служб должна начинаться с момента выхода заключенного из колонии и его первых попыток включения в новую жизнь. Понятие адаптации можно рассматривать как процесс, либо как результат процесса возникновения равновесия между потребностями личности и условиями общественной среды.
Общество выдвигает перед бывшими заключенными многочисленные требования и формализованные, и неформальные, вытекающие из традиций и нравственности данного общества, которые, если их воспринять, усвоить, преобразуются в задачи, успешно решая которые, бывший заключенный будет отождествлять себя с правовой группой, и общественные требования создадут ему стимулирующую ситуацию к интеллектуальной и физической активности. Но действие освобожденного в данном случае является особой реакцией и не всегда однозначно, потому что он стремится к решению задачи путем нахождения правильного и одобряемого им жизненного пути.
Формирование общественных позиций человека зависит, кроме биологического предрасположения, от интеракций, выступающих в общественных контактах в среде. Общественные контакты зависят от понимания ситуаций, способности запоминания, представления себе и предвидение последствий собственного действия. Они связаны с развитием эмоциональных процессов, которые влияют на контакты личности со средой.
По мнению А.Левицкого, можно говорить о четырех группах условий, которые облегчают процесс реадаптации. Это:
- степень социализации культуры, в которой развивается личность;
- формирование психического приспособления, т.е. усиления удовлетворения
- личных потребностей в условиях данной культуры;
- согласование намеренных и ненамеренных влияний среды в развитии социализации;
- наказание и награды.
Время пребывания человека в исправительном заведении дифференцирует процесс общественной адаптации в условиях свободы, так как длительное пребывание в таких учреждениях часто «отучает» правильно функционировать в обществе свободных людей. Усвоенное в колонии поведение часто мало пригодно вне его. У многих заключенных наблюдается явление присвоения норм и принципов субкультурного поведения, переносимого часто потом в жизни в условиях свободы (как защитный механизм на жизненные трудности вне исправительного учреждения).
Помимо этого, одним из серьезных реадаптационных препятствий является слишком долгая общественная изоляция, что вызывает прочные негативные изменения в личности заключенных. Изоляция общественно деморализованных личностей на малой площади связана с попаданием в ситуацию унижения, на которую преступники реагируют главным образом выполнением требований «второй жизни». Рождающееся неформальное общественное деление заключенных ускоряет процесс готовности к преступной деятельности, способствуя нарушениям реадаптации в будущем.
Итак, человек отбывший наказание в местах лишения свободы зачастую оказывается неприспособленным к жизни не только из-за социальных проблем, но и из-за особенности восприятия им окружающего его мира, специфики его психических реакций на те или иные жизненные ситуации, из-за ослабления уверенности в себе, веры в свои силы. И наше общество, как таковое , своим равнодушием или негативным отношением к бывшим заключенным лишь способствует их возвращению в «места не столь отдаленные» и ныне существующая адаптационная система (точнее отсутствие таковой в социальном плане) не в состоянии решить эту проблему.
Таким образом, необходимо создать и реализовать комплексную систему реадаптации личности бывшего заключенного, основанную на индивидуальном подходе к решению его проблем, при которой бы появилась возможность построения нравственно-правового фундамента личности, ее психологических и нравственных основ.
Важным в индивидуальном подходе является то, что активность человека и его потребность в развитии и самосовершенствовании рассматриваются не изолированно, а получают развитие только в условиях взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога. Диалог же основан на равенстве партнеров по общению, эмоциональной открытости и доверия к другому человеку, принятия его как ценности в свой внутренний, субъективный мир. Это создает условия для взаимного личностного развития и творческого соучастия в нем.
Исходя из всего вышесказанного, можно отметить, что комплексная работа, рассматривающая адаптацию бывших заключенных прежде всего как психологическую и социальную проблему, до сих пор отсутствует, несмотря на назревшую ее необходимость в нашем обществе.