Организация и этапы содержательной работы с группой

Группа, как и индивид, проходит несколько стадий развития. В литературе описан ряд процедур коллективного поиска решений. Алгоритм решения организационных проблем включат 2 этапа:

1)формулирование проблем.

2)решение проблем.

Последний этап разделяет на 3 стадии, каждая из которых содержит ряд процедур, предполагающих поиск ответов на типовые вопросы. Например,

аналитическая стадия: Чего можно достигнуть при решении проблемы в идеальном случае? Какие действуют помехи и в чем они проявляются? Что является причиной помех? Каким образом можно устранить помехи?

оперативная стадия: Какие параметры системы надо изменить, чтобы решить проблему? Нельзя ли решить проблему, изменяя окружающую среду? Как подобные проблемы решаются в других организациях? Как решалась бы проблема, если надо достигнуть противоположного результата?

синкретическая стадия: Как будут меняться другие параметры системы, если изменится один из них? Какие изменения в окружающей среде нужно будет осуществить? Какими иными способами сможет функционировать измененная система? Можно ли использовать данное решение для иных целей?

Я.Лейман выделяет следующие этапы групповой работы:

1)уточнение решаемой проблемы, более глубокое осознание объективного противоречия, порождающего данную проблему,

2)уточнение направления общей деятельности, ее планирование,

3)исследование (анализ) проблемы,

4)выработка альтернативных решений, оценка их, планирование;

5)обсуждение альтернатив с руководством, выбор оптимального варианта решения

В.Н. Макаревич в процессе развития группы выделяет стадии: предварительную, формирования группы, конфликта, консолидации и эффективной работы.

Все специалисты обращают внимание на исключительную роль первых этапов работы, на которых важно завоевать доверие группы, помочь ее членам ближе узнать друг друга, ободрить молчунов и сдержать слишком активных. Важно, чтобы все запомнили имена друг друга, для этого используются различные процедуры знакомства: официальная, например, каждый называет свое имя; обыгрывание своего имени, фамилии; техника «комплимента», каждый рассказывает о себе то, чего не знают о нем другие; процедура «снежный ком»; представление «кого хочу» т.д.

Выбор процедуры знакомства определяется спецификой группы, решаемых ею задач, приоритетами социального работника. Важно иметь в виду, что идеальных способов организации знакомств нет, у каждого есть свои недостатки и свои преимуществ Во время знакомства проявляются те особенности человекам которые вытекают из предыдущего социального опыта. В теоретическом плане факт выполнения участниками ритуала знакомства — признание ими наличия общих интересов, демонстрация готовности принять участие в работе. После завершения данной процедуры каждого участника появляются 1-3 знакомых со знаком «+» и несколько знакомых со знаком «-«.

Важно иметь в виду, что первые непосредственные впечатления членов группы могут быть негативно окрашены. Почему из соображения такта, отвечает на обозначенный вопрос К.Роджерс. Во-первых, это прекрасный способ проверить свое место в группе и можно ли группе доверять. Действительно ли здесь можно выражать свои чувства — положительные и отрицательные. Безопасно ли здесь или меня накажут? Во-вторых, глубокие положительные чувства выражать труднее и опаснее, чем отрицательные. Если я признаюсь вам в любви, — заключает К.Роджерс, я становлюсь ранимым и открытым для унизительного отказа. Если же выражу свою ненависть к вам, я в худшем случае подвергнусь ответному нападению против которого можно защититься.1 Как бы там ни было, отрицательные чувства проявляются первыми.

Другая опасность, которая подстерегает социального работника, связана со стадией конфликта, соперничества. В любой группе наблюдается явное расхождение (различие) интересов ее членов. И в группе с узкими, четко определенными целями, некоторые участники могут испытывать иные потребности, отличные от других членов группы. Даже если существует общая проблема, то члены группы могут не идентифицировать себя с другими, не чувствуя «общую почву». Группа «микрокосм» большого общества большое различие своих интересов и интересов других отражает индивидуальное противостояние с другими, существующее в обществе, задача социального работника на этапе конфликта — помочь членам группы осознать необходимость согласной работы, преодолеть «полосу штормов», активизировать осмысление происходящего, сориентировать членов группы на взаимную поддержку, на оказание друг другу помощи. На стадии консолидации социальный работник помогает группе выработать нормы и способы взаимодействия, а отдельным членам самоопределиться, найти место, отвечающее их способностям и склонностям. Возможно, на этой стадии, да часто и на начальном этапе групповой работы, вырабатывается кодекс общения или кодекс поведения участников групповой работы. В него могут включаться следующие правила:

1)Слушай внимательно все выступления.

2)Не критикуй высказываемые идеи.

3)Воспринимай все предложения положительно,

4)Не перебивай выступающего, соблюдай тишину.

5)Избегай дебатов и философских рассуждений.

6)Не стесняйся высказывать свое мнение, самое простое предложение часто бывает гениальном.

7)Не ошибается тот, кто ничего не делает.

8)Соблюдай личные права членов группы:

право выдвигать идею,

право отстаивать свою точку зрения,

право на обдумывание,

на пересмотр, уточнение своей позиции, на выдвижение нового предложения.

9) Не обижайся.

10) Будь доброжелательным.

11) Помни о допустимом уровне фамильярности в общении другими.

12) Каждый член группы ответственен за результативность работы. Успех и неудачу делим поровну.

Данный вариант кодекса общения обсуждается с членами группы, которые в знак признания его ставят на нем свою подпись после проигрывания ключевых правил общения (что возможно в группе подростков, молодежи) кодекс вывешивается на одной из стен комнаты, в которой идет работа.

Когда в группе начинается нормальная работа и потребность в социальном работнике ослабевает, ему следует отойти «в тень», передоверив свои организаторские и методологические функции другим участникам. Возможен вариант, когда социальный работник сливается с группой, «растворяется» в ней. Если же он будет претендовать на прежнюю доминирующую роль, начнете процесс отторжения, и группа может его изгнать. Некоторые специалисты используют сознательно эту драматическую концовку, чтобы помочь группе обрести автономию и сплотиться.

Активная деятельность социального работника прекращается, когда успешная содержательная работа уже налажена и группа выходит на первые эффективные решения. Возникает иллюзия, что социальный работник не был нужен, что группа добилась всего сама. Парадокс заключается в том, что это убеждение необходимо поддерживать.

Работа с индивидом в группе включает в себя, прежде всего, помощь человеку в выражении своих мыслей и чувств в группе. При этом задача социального работника — обеспечить слушание рассказчика другими членами группы, вызвать у них ответные чувства, реакцию. Бывает, что проблема говорящего болезненна, а других членов группы, возбуждает у них отрицательные эмоции и затруднения при восприятии. Однако, какие бы процессы ни происходили в группе, социальный работник должен уделять внимание обоим клиентам: и индивиду и группе в одно и то же время. В общем случае эти две области работы характеризуют то, за что ответственен социальный работник: помочь индивиду и группе активно взаимодействовать друг с другом и помочь организму под названием «группа» функционировать более эффективно, чтобы потенциал взаимопомощи полностью раскрылся. Разумеется, социальный работник осуществляет в группе множество других ролей. Но роль посредника-главная.

Идея группы, как «системы взаимопомощи» привлекательна. Однако возникает множество вопросов, в частности, как может группа людей, имеющих один и тот же набор знаний, помочь друг другу? Не является ли это чем-то вроде библейского выражения «слепой ведет слепого»? Как клиенты могут говорить о своих интимных заботах перед группой в сущности незнакомых людей? Как быть с принудительной силой, которой обладает группа? Эти и другие вопросы вполне законны.

Действительно, если просто собрать людей вместе, то нет никакой гарантии, что их потенциал проявит себя. Существует масса препятствий, которые блокируют возможности членов группы понять друг друга и предложить помощь. Все участники приходят в группу со своими взглядами на групповую работу, которые базируются на прошлом опыте. И, так как большая часть этого опыта весьма неплодотворна, задача социальный работника — помочь членам группы создать условия, в которых совместная работа может иметь место. Социальный работник должен попытаться помочь членам группы развить требуемые для совместной работы навыки, используя при этом в том числе ранее описанные приемы, процедуры. Создание группы для продуктивной работы, где возможна взаимопомощь, — сложный процесс, в котором члены группы должны преодолеть много своих стереотипов о человеческой природе, взаимопомощи и т.д. Каждый из них нуждается в поддержке социальный работника. Но, так как на последнего влияет его прошлый опыт работы в группе, то самое главное, что должен делать специалист — это демонстрировать уверенность в успехе совместной деятельности. Вера в силу группы — это необходимый «элемент» для достижения успеха.

Наиболее важный способ, которым члены группы помогают друг другу — это обмен относящейся к делу информацией. Член группы имеют свой собственный жизненный опыт, который включает знания, взгляды, ценности и т.д. и который может помочь другим. Социальный работник также дает информацию, которая комбинируется с информацией других и является богатым источником для размышлений. Во-вторых, во время обмена взглядами на обсуждаемую проблему возникают серьезные дискуссии. Члены группа могут рискнуть выдвинуть свои идеи на групповое обсуждение Группа в данном случае — место, где мнения людей сталкиваются зачастую изменяются. Организовать дискуссию не очень просто для этого должна присутствовать культура совместной работы, вырабатываемая в том числе, с помощью кодекса общения, о которое речь шла выше.

В-третьих, каждый член группы приносит с собой нормы поведения и запреты, существующие в нашей культуре. На начальной стадии совместной деятельности прямой разговор на темы: «власть», «зависимость», «секс» переживается как нарушение запрета. Одна из задач социального работника — помочь другим размети новые нормы и почувствовать свободу в обсуждении запретные тем. Каждый член группы чувствует необходимость обсуждена таких тем по-разному, по-разному ощущает силу запретов; в течение работы уровень эмоционального комфорта возрастает, и появляется первый член группы, готовый рискнуть и прямо или косвенно ввести группу в трудную для обсуждения область. До того, как они переживут позитивный опыт, они icai бы получат разрешение вторгнуться в бывшую запретную области Таким образом, все члены группы получают выгоду либо от чувства особой необходимости, либо от понижения уровня беспокойства либо от большой готовности к риску того члена группы, которые первым затронул запретную тему. В-четвертых, после того, как обсуждение затронуло запретные темы, члены группы видят, как эмоции переживают другие и зачастую осознают, что переживают то же самое. Каждый открывает для себя, что он не одинок в своих чувствах, что члены группы «в одной лодке». Осознание того, что другие испытывают те же чувства, делает людей менее скрытными и способствует раскрепощению.

Далее, выражение своих чувств способствует развитию сопереживания. Каждый член группы может почувствовать этот эффект. Выражение сопереживания — важнейший оздоровительный элемент групповой работы. Пытаясь понять чувства других людей, члены группы начинают воспринимать собственные чувства по-другому. Наконец, группа обеспечивает тренировку соответствующих качеств, идей. Она — хорошее место для выработки новых способов коммуникации. Репетиция не только дает шанс попрактиковаться, но и открывает некоторые качества, от которых необходимо избавиться для достижения успеха.

И последний аспект группового взаимодействия, на который необходимо обратить внимание, получил название «наша сила в численности». Некоторые поступки легче совершать, чувствуя поддержку группы. Индивидуальный страх и противоречивость в поведении могут быть преодолены в групповых действиях, где мужество одного многократно усиливается мужеством других.

Таким образом, группа — не просто некоторое количество людей, собранных вместе. Это система. Главное, что в ней имеется особая атмосфера, которая выражается в словах, мимике, позах, жестах и которая передается всем индивидам.

К сожалению, групповые процессы часто изнуряют и обескураживают участников, т.к. они ориентируются порой на первоначально полученные ответы, вместо того, чтобы продолжать творческий непрерывный процесс Члены группы иногда неспособны выбраться из «наезженной колеи», смешивают проблему с решением ее и наоборот.

Какая группа не находила «решения» еще до уяснения проблемы? Не испытала нажима со стороны шумных, энергичных участников, доминирующих в группе? Не отвергала оригинальные идеи по причинам социального положения, авторитета, возраста, пола их авторов? Какая группа не испытала отсутствия творческой мысли и чувства незавершенности, в результате чего участники пережили разочарование?

Человек может испытать в группе огромную теплоту, любовь, понимание. Но вне ее ему трудно так же вести себя с окружающими людьми, гораздо проще вернуться к прежней холодности, чем пытаться как-то изменить отношения.

Вместе с тем, опыт показывает, что удовлетворенность групповой деятельностью влечет за собой желание следовать полученным результатам. Вот как один из участников описал изменения, произошедшие в его жизни в результате работы в группе: «Во-первых, внутренние изменения: я возмужал, во-вторых, внешние: я стал свободнее общаться с людьми. Я понял свое внутреннее «я», осознал свои чувства, а потому стал доступнее и понятнее для окружающих. Если бы меня спросили: что же оказалось самым важным, заметным событием в жизни после группы? я бы сказал так”; «Пожалуй, перемена в себе. Скорее даже не перемена, а «лепка» себя, как личности. Я понял, что я такое, какой я».

Групповая работа — один из методов социальной работы, одно из самых успешных изобретений, созданных для решения проблем обезличивания, потери индивидуальности и чувства реальности. отчужденности — этих печальных спутников многих людей, живущих в современном обществе. Групповая работа ведет к большей независимости личности, большей раскрепощенности и раскованности, большему желанию экспериментировать и пробовать новое.

Литература

1. Ерасова П.Н., Кольцева В.Л., Якимова Е.В. Теория поведения и практика социальной работы //Реферативный журнал. Серия Социология. — М.: 1994. Да 3.

2. Макаревич В.Н. Групповая работа как метод конструктов- j ной социологии //Социс. 1992 № 3.

3. Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии. М.: 1994.

4. Киддлмэн P.P., Гольдберг Г.С. Социальная работа с группой // Энциклопедия социальной работы. Пер. с англ. T.3. М.1994.

5. Роджерс К. О групповой психотерапии. М.: 1993.

6. Рудестам К. Групповая психотерапия, М.:1991.

7. Сник С. Управление производительностью. М.: 1993.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *