Социальные системы и их структура, модели

Под системой понимается совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование, которая имеет новые свойства, отсутствующие у ее элементов. В мире все сис темно, но, несмотря на общность систем всех видов, они имеют свои специфические черты и закономерности. Особенно большие отличия свойственны социальным системам, поскольку их неотъемлемым элементом является человек, группы людей, активно участвующие в формировании этих систем, влияющие на характер их связей и отношений, состояние, функционирование и развитие.

В первом приближении социальные системы можно условно подразделить на три вида: социально-политические (политические партии, общественные движения и т.п.), социально-культурные (научные, творческие, правительственные сообщества и т.д.), социально-экономические (общественное производство, отрасли экономики, организации, предприятия и т.п.).

Любая система является совокупностью элементов. Элемент всегда есть структурообразующая часть системы. Например, предприятие является элементом производственного объединения, корпорации или концерна, как системы. Вместе с тем само предприятие представляет собой сложную совокупность элементов — цехов, служб, отделов. Элементу присуще одно или не сколько свойств, которые определяют его место во внутренней организации системы. При этом свое назначение элемент может выполнять только при условии, если будет взаимодействовать с другими элементами системы.

Каждая социальная система состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем: управляемой и управляющей. К управляемой подсистеме относятся все элементы, обеспечивающие непосредственный процесс создания материальных и духовных благ или оказания услуг. К управляющей подсистеме относятся все элементы, обеспечивающие процесс управления, т.е. процесс целенаправленного воздействия на коллективы людей, занятых в управляемой системе. Важнейшим элементом управляющей системы является организационная структура управления.

Каждая из названных подсистем имеет свои особенности. При этом, говоря о системе и совокупности ее элементов, следует обратить внимание на то, что в самой социальной системе и в ее крупных частях (управляемой и управляющей подсистемах) ясно просматриваются однородные группы элементов, образующих своеобразные системы меньшего уровня: техническую, технологическую, организационную, экономическую и социальную.

Техническая система представляет собой пропорциональное сочетание отдельных технических средств из множества отдельных видов различного оборудования. Например, в социально-экономических системах она выражает производственные мощности предприятия, организации, отрасли, с помощью которых люди в процессе материального производства способны производить продукцию в определенном количестве и заданного качества.

Технологическая система основана на делении политической деятельности, материального или духовного производства на стадии и процессы. Элементами технологической системы являются предметы труда, отдельные операции и процессы. Данная система представляет собой набор правил и норм, определяющих последовательность операций в процессе материального или духовного производства и управления ими.

Организационная система с помощью разработки структуры управления, соответствующих положений и инструкций позволяет рационально использовать технические средства, предметы труда, информацию, площади и трудовые ресурсы.

Экономическая система представляет собой единство хозяйственных и финансовых процессов и связей, отношений собственности.

Социальная система является совокупностью социальных от ношений, образуемых в результате совместной деятельности людей и социальных групп. Именно социальная система совместно с экономической определяет цели материального и духовного производства, общественной политики, формирует принципы и методы их организации.

Все системы — техническая, технологическая, организационная, экономическая и социальная — взаимосвязаны. В своем единстве они составляют целостный организм. При этом техническая, технологическая и организационная системы в совокупности обеспечивают и характеризуют организационно-техническую сторону управления, а экономическая и социальная — социально-экономическую.

Связь между управляющей и управляемой системами осуществляется с помощью информации, которая служит основой для выработки управленческих воздействий и решений, поступающих из управляющей системы в управляемую для исполнения и обратно для коррекции управленческих воздействий.

Каждая социальная система самоуправляемая. В то же время в процессе управления она испытывает внешние воздействия. Внешние и внутренние воздействия в любой системе тесно связаны между собой и взаимно обусловливают друг друга: чем значительнее одно, тем меньше другое.

Деятельность и развитие системы подчинены глобальной цели, а ее элементы и подсистемы имеют локальные задачи, решению которых подчинено их существование. Функционирование таких систем и управление ими являются не только процессом сохранения их целостности и определенности, но и процессом перевода в новое качественное состояние.

Однако специальные изменения, динамика жизни не сводятся к линейным процессам, а являются результатом сложного взаимопроникновения явлений. Человеческая история как цельный само развивающийся процесс имеет отчетливо нелинейный характер.

Стилю мышления, характерному для нелинейности, присуща готовность к появлению нового. Чем больше масштабы нелинейности, тем глубже и значимее новшества, которых стоит ожидать. Анализ общества, социальных процессов требует выработки методологии исследования закономерностей возникновения, развития, функционирования и гибели социальных систем разного уровня сложности, что невозможно без выхода за рамки линейности.

В мировоззренческом плане идея нелинейности может быть представлена посредством:

  • идеи многовариантности, альтернативности путей эволюции;
  • идеи выбора из данных альтернатив;
  • идеи темпа эволюции (скорости развития процессов в среде);
  • идеи необратимости эволюции.

III. Критические пороги социальных систем. Методологическое значение синергетики

Любая природная система (как и любое социальное сообщество) может существовать лишь в том случае, если ее значимые параметры, изменяясь, тем не менее, не выходят за определенные рамки.

Социальная энтропия, неизбежная в любой ячейке общества, ведет к росту дезорганизации, увеличению числа ошибок в воспроизводстве культуры, разрушению социальных отношений, ослаблению воспроизводственного процесса, снижению его эффективности. Поэтому могут существовать только те социальные образования, которые обладают достаточной способностью постоянно направлять свою энергию, свои творческие силы против энтропийных процессов, против их источников.

Столкновение социальной энтропии и социального активного конструктивного действия может, по мнению современных исследователей, рассматриваться как сердцевина жизнедеятельности общества, как центр его борьбы за собственное существование — от общества в целом до малой социальной группы.

Переход через порог, который условно называют первым, чреват различными последствиями. Рост дезорганизации после этого перехода может, по мнению исследователей, происходить быстрее и в больших масштабах, чем это позволяют исторически сложившиеся возможности саморазвития сообщества — субъекта. В этом случае может произойти необратимый рост дезорганиза ции, т.е. переход через порог, который можно назвать вторым, или порогом необратимости. Переход через второй порог может означать национальную катастрофу, банкротство, распад и т.д.

Существует третье состояние — раскол, застойное сопиокультурное противоречие, возникающее на грани порога необратимоти, но тем не менее опирающееся на способность удержаться 1 на краю катастрофы, постоянно находиться в чрезвычайной!

пред катастрофической ситуации.

Сказанное выводит нас на феномен самоорганизации. В настоящее время широкое распространение получили предтавления о становлении порядка через хаос, бифуркационных изменениях, необратимости времени, неустойчивости как фундаментальной характеристики эволюционных процессов, охарактеризованных в работах И. Пригожина и его коллег из Брюссельского Свободного Университета. Появились фундаментальные коллективные исследования тех революционных изменений в картине мира, методологических основаниях науки, в самом стиле научного мышления, которые происходят в связи с развитием теории самоорганизации (синергетики).

Синергетика поражает необычными идеями и представлениями.

Во-первых, становится очевидным, что сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития. Скорее, необходимо понять, как способствовать их собственным тенденциям развития, как выводить системы на эти пути. В наиболее общем плане важно понять законы совместной жизни природы и человечества. Проблема управляемого развития принимает, таким образом, форму проблемы самоуправляемого развития.

Во-вторых, синергетика демонстрирует нам, каким образом и почему хаос может выступать в качестве созидающего начала конструктивного механизма эволюции, как из хаоса объединенными силами может развиться новая организация.

Через хаос осуществляется связь разных уровней организации. В соответствующие моменты — моменты неустойчивости — малые возмущения, флуктуации могут разрастаться в макроструктуры. При этом в особых состояниях неустойчивости социальной среды действия каждого отдельного человека могут влиять на микросоциальные процессы. Отсюда вытекает необходимость осознания каждым чело веком огромной ответственности за судьбу всей социальной системы, всего общества.

В-третьих, синергетика свидетельствует о том, что для сложных систем, как правило, существует несколько альтернативных путей развития. При этом, хотя путей эволюции (путей развития) много, но с выбором пути в точках ветвления.

Синергетика — междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в начале 70-х гг. и ставящее в. качестве своей основной задачи познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы: физических, химических, биологических, технических, экономических и социальных.

В-четвертых, синергетика открывает новые принципы сборки сложного эволюционного целого из частей, построения сложных развивающихся структур из простых. Объединение структур не сводится к их простому сложению: целое уже не равно сумме частей.

В-пятых, синергетика дает знание о том, как надлежащим образом оперировать со сложными системами и как эффективно управлять ими. Здесь главное — не сила, а правильная топологическая конфигурация, архитектура воздействия на сложную систему (среды). Малые, но правильно организованные — резонансные -воздействия на сложные системы чрезвычайно эффективны (по принципам древнего даосизма: слабое побеждает сильное, мягкое побеждает твердое, тихое побеждает громкое).

В-шестых, синергетика раскрывает закономерности, условия протекания быстрых, лавинообразных процессов и процессов нелинейного самостимулирующего роста. Важно понять, как можно инициировать такого рода процессы в открытых нелинейных средах (например, в среде экономической, политической, социально — культур ной и др.) и какие существуют требования, позволяющие избегать вероятностного распада сложных структур моментов максимального

развития.

Итак, синергетика приходит к примечательному результату. Хотя

все в мире в общем устойчиво, но все устойчиво лишь относительно, до определенной степени, на некоторой, пусть и длительной, стадии развития. Сложноорганизованные системы имеют тенденцию распадаться, достигая своего развитого состояния. Устойчивость вырастает из неустойчивости, в результате неустойчивости, ибо начало, рождение нового структурного образования связано со случайностью» хаосом, неустойчивостью. А устойчивость в конце концов рано или|

поздно оборачивается неустойчивостью. Таким образом, если признается необходимость концентрации усилий общества на борьбе за свое сохранение и развитие, становится насущным:

  • определение диапазона значимых параметров существования общества;
  • выявление характера траектории вероятного движения рассматриваемого параметра между его пороговыми значениями, множества предполагаемых вариантов этого движения, его скорости;
  • оценка влияния изменений этого параметра на экономические, социальные, экологические, демографические, политические параметры и т.д.;
  • формирование конкретной стратегии жизнедеятельности общества с целью обеспечения его собственного воспроизводства на основе знания своих жизненно важных параметров и характера их связей между собой.

Такой подход направлен на постоянное преодоление противоречия между внешней предопределенностью человеческого поведения и свободой воли, между взаимодействием, организацией, целенаправленной деятельностью и самореализацией человеческой сущности, самоорганизацией, самодеятельностью.

Разрешение этого сущностного противоречия между «взаимо» и «само» во многом зависит от качества управления.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *