Теория социальной работы в 1945—1960 гг.

Развитие теории социальной работы проходило в данный период в контексте дальнейшей полемики между диагностическим и функциональным подходами.

В 1957 г. было опубликовано исследование Ф.Бистека (F.Biestek), где осмыслялись взаимодействия социального работника и клиента. Взаимодействия в методах индивидуальной работы он представил в виде системы динамических интеракций между социальным работником и клиентом, направленных на достижение клиентом саморегулирования и развития.

Ф.Бистек определил основные принципы взаимодействия социального работника с клиентом следующим образом:

  • индивидуализация;
  • открытость в выражении чувств;
  • контроль над эмоциональным развитием клиента;
  • недирективность в отношениях;
  • развитие самостоятельности;
  • конфиденциальность.

Метод индивидуальной работы получает свое дальнейшее развитие и на уровне оформления практической теории.

Хелен Харрис Перлман (Helen Harris Perlman) синтезировала подходы диагностической и функциональной школы, предложив в качестве новой модели индивидуальной работы «метод решения проблем». Тем самым психосоциальное лечение и функциональный подходы были синтезированы и получили свое дальнейшее развитие в практике социальной работы.

Основной подход Х.Х. Перлман основывается на том, что процесс помощи складывается из двух главных компонентов: процесса помощи и личностных ресурсов индивида. Рассматривая разрешение проблем клиента в узком смысле, на уровне его запроса, исследовательница предлагает развивать мотивацию клиента, его способности к деятельности, расширять его личностные ресурсы. Существенными понятийными доминантами ее теоретического подхода являются такие понятия, как место, проблема, процесс, ресурсы.

Под проблемой понимается ситуация, при которой индивид не в состоянии самостоятельно реализовать свои потребности, что осложняет его социальное функционирование. Под процессом — повторяющаяся последовательная модель деятельности, приводящая к изменению в нужном направлении проблемы клиента. Процесс осуществляется через серию целенаправленных действий в субъект — субъектном взаимодействии социального работника и клиента.

Последовательность действий Х.Х.Перлман представляет в следующем виде:

  • выпуск отрицательной энергии, снятие беспокойства, защита и помощь в формировании положительной мотивации, поддержка;
  • снятие эмоциональной блокады;
  • рационализация проблемы. (Социальный работник совместно с клиентом формулирует новое понимание проблемы, формирует отношение к ней, устанавливает, что явилось проблемой и что определило этот выбор и последующие действия);
  • социальный работник совместно с клиентом находит доступные и благоприятные возможности и ресурсы, которые помогают в решении проблем клиента и которые соответствуют его среде и его эффективным ролям.

На уровне техники процесс взаимодействия социального работника и клиента сводился к таким основным процедурам:

  • идентификация проблемы клиента и тех событий, которые ее вызвали;
  • взаимное убеждение клиента и социального работника в правильности предварительного понимания проблемы;
  • сбор и анализ информации;
  • составление плана взаимодействия, его реализация и эволюция.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *