Теория социальной работы в 1945—1960 гг.
Развитие теории социальной работы проходило в данный период в контексте дальнейшей полемики между диагностическим и функциональным подходами.
В 1957 г. было опубликовано исследование Ф.Бистека (F.Biestek), где осмыслялись взаимодействия социального работника и клиента. Взаимодействия в методах индивидуальной работы он представил в виде системы динамических интеракций между социальным работником и клиентом, направленных на достижение клиентом саморегулирования и развития.
Ф.Бистек определил основные принципы взаимодействия социального работника с клиентом следующим образом:
- индивидуализация;
- открытость в выражении чувств;
- контроль над эмоциональным развитием клиента;
- недирективность в отношениях;
- развитие самостоятельности;
- конфиденциальность.
Метод индивидуальной работы получает свое дальнейшее развитие и на уровне оформления практической теории.
Хелен Харрис Перлман (Helen Harris Perlman) синтезировала подходы диагностической и функциональной школы, предложив в качестве новой модели индивидуальной работы «метод решения проблем». Тем самым психосоциальное лечение и функциональный подходы были синтезированы и получили свое дальнейшее развитие в практике социальной работы.
Основной подход Х.Х. Перлман основывается на том, что процесс помощи складывается из двух главных компонентов: процесса помощи и личностных ресурсов индивида. Рассматривая разрешение проблем клиента в узком смысле, на уровне его запроса, исследовательница предлагает развивать мотивацию клиента, его способности к деятельности, расширять его личностные ресурсы. Существенными понятийными доминантами ее теоретического подхода являются такие понятия, как место, проблема, процесс, ресурсы.
Под проблемой понимается ситуация, при которой индивид не в состоянии самостоятельно реализовать свои потребности, что осложняет его социальное функционирование. Под процессом — повторяющаяся последовательная модель деятельности, приводящая к изменению в нужном направлении проблемы клиента. Процесс осуществляется через серию целенаправленных действий в субъект — субъектном взаимодействии социального работника и клиента.
Последовательность действий Х.Х.Перлман представляет в следующем виде:
- выпуск отрицательной энергии, снятие беспокойства, защита и помощь в формировании положительной мотивации, поддержка;
- снятие эмоциональной блокады;
- рационализация проблемы. (Социальный работник совместно с клиентом формулирует новое понимание проблемы, формирует отношение к ней, устанавливает, что явилось проблемой и что определило этот выбор и последующие действия);
- социальный работник совместно с клиентом находит доступные и благоприятные возможности и ресурсы, которые помогают в решении проблем клиента и которые соответствуют его среде и его эффективным ролям.
На уровне техники процесс взаимодействия социального работника и клиента сводился к таким основным процедурам:
- идентификация проблемы клиента и тех событий, которые ее вызвали;
- взаимное убеждение клиента и социального работника в правильности предварительного понимания проблемы;
- сбор и анализ информации;
- составление плана взаимодействия, его реализация и эволюция.