Социальная работа: общественное целеполагание
Поскольку цель социальной работы как практической деятельности заключается в разрешении социальных проблем, то социальную работу можно рассматривать с точки зрения закона прогрессии, предложенному Адамом Фергюсоном, считающегося учителем «классика политической экономии» Адама Смита.
В соответствии со сформулированным им законом, человеку имманентно присуще стремление к постоянному улучшению условий своей жизни. Исходя из этой основной предпосылки, можно утверждать, что социальная работа опирается на такое присущее человеку качество как социальная мобильность, выражающая его социальную .природу. Здесь речь идет о стремлении или потребности человека к изменениям условий жизни от плохих к лучшим, потребности, которая постоянно возрастает прогрессивно развитию самого общества. Можно провести еще одну параллель между воззрениями шотландских философов с современными представлениями о социальной работе. Она также связана с анализом природы человека, поиском его сущности. Адам Смит, например, говоря о природе человека, считает характерным для отношений между людьми понятие «симпатии», которое, как свидетельствует Сойдан (1993) при анализ концепций Адама Смита, не исключает эмпатийного уровня, который, в свою очередь, является принципиальным, базовым методом в современной социальной работе при работе с индивидом и группой.
Социальные волнения в Европе в конце XVIII – начале XIX века продемонстрировали всему миру начало эпохи крупных социальных перемен. Самым значительным событием общественно-политической жизни Европы стала Французская революция. Различные политические силы по-разному отнеслись к этим событиям. Однако практически все они осознавали необходимость научного осмысления существующих социальных проблем для последующего реформирования общественных отношений на основе этих знаний. Именно в период Великой Французской революции возникают такие социальные науки, которые ставят задачу осуществления общественных перемен. К этому же периоду относится творчество обществоведов, работы которых легли в основу практически всех общественных наук, в том числе и социальной работы. Среди них особое место занимают Сен-Симон, Шарль Фурье, Аугусто Комте, Карл Маркс. Почему теоретическая и практическая деятельность этих мыслителей стала предпосылкой для появления на горизонте обшественной мысли и социальной практики социальной работы? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим более подробно три взаимозависимые и одновременно относительно автономные области социальной работы, о которых говорилось выше.