Методология социальной работы

Социальная работа — специфический вид профессиональной деятельности, направленной на оказание содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровней жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или социальной группе для поддержания достоинства и свободного развития личности, предусмотренного Декларацией прав человека, оптимизации механизмов социального функционирования индивидов или социальной группы.

Применительно к социальной работе методология — это система принципов и способов организации социальной работы на индивидуально-личностном, групповом и общинном уровнях, основы научного построения практики социальной помощи нуждающимся.

Для любой науки принципы и методы организации деятельности являются чрезвычайно важными методологическими проблемами, они важны и для социальной работы.

Практические вопросы, с решением которых сталкиваются социальные работники, чрезвычайно сложны и разнообразны и это обуславливает необходимость систематизации методов и принципов организации социальной работы для обеспечения эффективности ее результатов.

Систематизация принципов организации и регуляции социальной работы предполагает выявление взаимосвязи и субординации между ними и определение их места в системе методологии социальной работы. Это позволяет определить достаточно четкую структуру методологии социальной работы, которая определенным образом организовывает и логически связывает ее компоненты и позволяет достигать эффективности этого вида профессиональной деятельности.

Наиболее значимыми методологическими проблемами социальной работы являются две:

• каким образом организовать социальную работу, чтобы она была максимально результативной;

• как определить критерии эффективности социальной работы.

Эти две проблемы фокусируются в главном методологическом принципе социальной работы: единстве теоретических знаний и практических навыков. Этот принцип имеет общеметодологическое значение для социальной работы, поскольку обуславливает необходимость органической взаимосвязи теоретических и практических методов социальной работы.

Практические навыки социальной работы — это профессиональные умения, необходимые для достижения целей, ставящихся в процессе социальной работы. Перечень необходимых для социального работника навыков и умений содержится в квалификационной характеристике профессии. Среди наиболее значимых для социального работника навыков и умений следует отметить следующие:

• умение выслушать других с пониманием и определенной целью;

• выявить необходимую информацию и подобрать факты для составления социальной истории клиента, оценки и отчета;

• создавать и поддерживать профессиональные взаимоотношения по оказанию помощи клиентам;

• наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, использовать знания теории личности и методы диагностики;

• вовлекать клиентов в решение их проблем, добиваясь их доверия, способствовать повышению их социальной адаптации;

• обсуждать сложные для клиента проблемы и темы, уважая его личность и не применяя угроз;

• находить инновационные решения для обеспечения потребностей клиента;

• определять необходимость прекращения терапевтических взаимоотношений;

• уметь оказать необходимую поддержку в условиях кризисной ситуации, помочь справиться со стрессом и посттравматическим синдромом, разрешить конфликт;

• уметь критически подойти к оценке результатов своей деятельности;

• оказывать помощь по осуществлению связей с другими организациями;

• применять социальную и психологическую теорию на практике.

Наряду с принципом единства теоретических знаний и практических навыков к числу общеметодологических следует отнести также следующие принципы социальной работы:

• гуманизма, основывающийся на признании человека высшей ценностью и предполагающий осуществление всех его прав;

• справедливости, обеспечивающий условия для реализации социальной работы и способствующий повышению устойчивости, жизнеспособности и гибкости социальной работы;

• компетентности, предполагающий глубокое знание теоретических основ социальной работы и умение применять их на практике;

• альтруизма, основывающийся на признании блага другого более значимым, чем интересы своего «Я»;

• личностного и индивидуального подхода, предполагающий видение за каждой социальной проблемой интересы конкретной личности;

• комплексности, обуславливающий одновременное решение связанных между собою социальных проблем, возникающих на разных уровнях социальности;

• оптимальности, руководствуясь которым социальный работник должен находить наиболее адекватное для своего клиента решение его проблемы;

• универсальности, предполагающий оказание помощи каждому нуждающемуся в ней;

• посредничества, определяющий взаимосвязь и преемственность социальной работы и социальной политики государства;

• последовательности и перманентности, определяющий подход к социальной работе как непрерывной, систематической и целенаправленной деятельности;

• аттракции, предполагающий применение максимального разнообразия способов общения, направленных на достижение социальной общности между социальным работником и клиентом при сохранении их индивидуальности;

• ответственности перед клиентом, предполагающий приоритетность для социального работника интересов и благополучия клиентов как при принятии решений, так и при их реализации, что станет залогом доверительных отношений между ними.

В органической взаимосвязи с общеметодологическими принципами социальной работы находятся конкретно-практические организационные принципы, имеющие более узкую сферу применимости.

1. Принцип оптимальной расстановки кадров включает подбор и расстановку кадров, их ротацию и селекцию в конкретных социальных службах таким образом, чтобы обеспечить максимум возможностей для решения задач, стоящих перед ними. Этот принцип включает в себя необходимость учитывать уровень компетентности и профессионализма работников при назначении их на определенную должность, необходимость заботиться о предоставлении им возможности повысить свою квалификацию.

Строгое соблюдение данного принципа является залогом выполнения социальными работниками должностных обязанностей на высоком уровне при соблюдении их собственных прав.

2. Психолого-педагогические принципы включают принципы деятельности социальных подразделений, имеющих психологическую и педагогическую направленность. Они включают требование индивидуального дифференцированного подхода при осуществлении психолого-педагогического влияния, оценку условий жизнедеятельности клиентов для выбора наиболее результативных форм и методов работы с ними и другие требования.

3. Структурно-организационные методологические принципы взаимосвязаны с содержательным аспектом методологии социальной работы, образованного совокупностью методов, обеспечивающих целесообразность и эффективность социальной работы.

Под методом, согласно определению, понимают «сознательно и последовательно применяемый способ достижения цели». Следовательно, применительно к социальной работе под ее методами следует понимать конкретные способы, приемы и операции, применяемые для достижения индивидуальных или общественных позитивных изменений.

Социальные работники, стремясь к наиболее оптимальному взаимодействию с клиентом, должны использовать в своей деятельности наиболее эффективные методы оказания помощи.

Всю совокупность методов (методик), используемых в социальной работе, можно классифицировать на две большие группы: теоретические и практические. Последнюю можно в свою очередь разграничить на профессиональные и этические методы.

К теоретическим методам социальной работы следует отнести общенаучные методы (сравнение, анализ, идеализацию, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, индукцию, дедукцию и т. д.), которые используются социальными работниками в практической деятельности в неявном виде, но имеют прямое отношение к принятию конкретных решений в тех или иных обстоятельствах, поиску адекватных этим обстоятельствам практических действий. Использование этих методов в процессе социальной работы определяется ее универсальным междисциплинарным характером.

Практические методы социальной работы — это совокупность специфических технологий, процедур и способов деятельности, посредством которых осуществляется социальная работа.

К практическим методам социальной работы можно отнести биографический (метод личных документов), посредством которого на основе исследования личных документов (автобиографий, дневников, мемуаров) изучаются субъективные стороны общественной жизни. Исследуемые документы фиксируют личные отношения человека к тем или иным социальным процессам, социально-психологическим ситуациям, в которые он был включен тем или иным образом (опосредованно или непосредственно). Применительно к обстоятельствам, биографический метод может моделироваться в такие разновидности, как ненаправленное интервью, свидетельства родственников и пр. Интервью — это метод сбора информации, заключающийся в том, что специально подготовленный интервьюер в непосредственном контакте с респондентом задает ему вопросы по предварительно составленной программе. Существуют разнообразные вариации этого метода: глубинное интервью, групповое, клиническое, личное, «мягкое-жесткое», направленное, фокусированное, интервью стандартизированное, структурированное, терапевтическое, экспертное. Все эти виды интервью позволяют социальному работнику выбрать наиболее адекватные для данной конкретной ситуации способы получения необходимой информации о клиенте и социальной помощи, в которой он нуждается.

Метод интервью включает в себя 4 стадии: формальное начало, рекогносцировка, детальное расследование, завершение. Источниками информации для интервьюера являются не только слова и заключенная в них смысловая информация, но и то, как они произносятся — интонации, темп речи, изменения вокализации клиента, иные виды экспрессивного поведения. Интервьюер должен определить причины, которые привели к нему клиента и установить сущность проблемы, решать которую предстоит. В процессе рекогносцировки следует выявить, что собой представляет клиент. Эта информация относится к конфиденциальной и вместе с тем весьма необходимой, поскольку на ее основе социальный работник намечает план помощи своему клиенту.

Среди практических методов социальной работы, имеющих чрезвычайно важное значение для установления источников проблем клиентов и разработки программ помощи и содействия, весьма значимым является метод консультирования. Посредством этого метода социальный работник вместе с клиентом рассматривает его проблему и ищет пути ее разрешения, дает конкретные советы и рекомендации. Метод консультирования — один из ведущих в социальной работе, поскольку посредством его осуществляется преобразование внутреннего мира клиента, переосмысление жизненных интересов и ценностей. Консультирование проводится разными способами, но каждый предполагает необходимость ответственности за свои действия.

Среди методов, используемых в практике социальной работы, особое место принадлежит методу социального моделирования. Социальная модель предполагает формализацию связей между социальным субъектом и социальными исследованиями с целью выявления более оптимальных позиций как тех, так и других, что позволяет оптимизировать механизмы реализации жизненных сил человека и группы. Информационной базой для социальных моделей служат статистические данные и результаты социологических исследований.

Многие методы, используемые социальными работниками носят междисциплинарный характер. Поэтому можно выделить среди профессионально-практических методы экономической направленности, медико-социальные, психолого-педагогические, административно-управленческие и др.

Применение тех или иных профессионально-практических методов социальной работы обуславливается спецификой объекта воздействия социальных служб, специализацией и занятостью социального работника (работник службы занятости, социального обслуживания, социальной защиты и т. д.) в конкретной сфере социальной защиты населения.

Многообразие методов делает чрезвычайно актуальной проблему выбора наиболее эффективного метода с точки зрения перспективы решения конкретной теоретической или практической задачи социальной работы.

Проблема соотношения между примененными методами социальной работы и результатами их применения предполагает необходимость разработки критериев оценки социальной работы, индикаторов ее эффективности. Показателями эффективности социальной работы может служить повышение уровня адаптации клиентов и уменьшение социальной дезорганизации в обществе, наличие позитивных преобразований в гуманизации условий жизнедеятельности, а также конкретные достигнутые в процессе социальной работы результаты.

Методы оценки эффективности социальной работы — это способы, приемы, оценки, дающие ответ на вопрос, насколько эффективны были примененные профессионально-практические методы. Полученные ответы и будут индикаторами эффективности социальной работы (соотношения результатов, достигнутых в процессе социальной работы и издержек, которые стимулировали достижение полученных показателей).

Пожалуй, самым продуктивным методом получения оценки эффективности социальной работы является параметрический (сравнительный) метод. Он предполагает сравнение двух ключевых параметров: каким было состояние клиента до оказания ему социальной помощи и каким оно стало после этого. Разница между этими двумя параметрами представляет собой критерий эффективности, свидетельствующий о действенности использованных методик и уровне достаточности предпринятых мер для решения конкретной проблемы.

Другим методом оценки эффективности может служить уровень удовлетворения потребностей клиента на основе периодических опросов клиента или сравнения эффективности предпринимаемых социальными службами мероприятий по отношению к нормативам или стандартам в той или иной области. Например, оценивая эффективность социальной работы с малообеспеченными слоями населения, следует сопоставить размеры оказываемой помощи с минимальным прожиточным уровнем жизни населения.

При оценке эффективности деятельности учреждений социальной защиты населения применяется также метод оценки затрат. Он предполагает стоимостную оценку социальной помощи. При этом данные должны быть соотнесены с соответствующими показателями, достигнутыми ранее: ухудшились они или улучшились; возросли, уменьшились, сохранились в прежних объемах.

Реакция клиентов на социальную помощь является свидетельством не только эффективности или неэффективности социальной работы, но и показателем уровня профессионализма социальных работников, главным показателем которого является соблюдение требований профессиональной этики. Следует сказать, что применительно к профессии социального работника уровень нравственности должен быть основным критерием профессиональной пригодности к этому виду деятельности.

К основным этическим принципам социальной работы следует отнести следующие, принятые Международной Федерацией социальных работников, положения:

• каждый человек ценен своей индивидуальностью, которую следует учитывать и уважать;

• каждый человек имеет право на самореализацию и обязан вносить свой вклад в благосостояние общества;

• каждое общество, независимо от его формы, должно функционировать так, чтобы предоставить максимум благ всем своим членам;

• в своей деятельности социальный работник должен руководствоваться принципом социальной справедливости;

• социальные работники обязаны все свои знания и навыки направлять на оказание помощи отдельным людям, группам, общинам в их развитии, а также на разрешение конфликтов между личностью и обществом;

• социальный работник должен оказывать помощь каждому, кто нуждается в ней;

• социальный работник соблюдает принцип личной неприкосновенности, конфиденциальности и ответственного использования информации в своей деятельности;

• социальный работник тесно сотрудничает со своими клиентами на их благо, но не в ущерб остальным; клиенты поощряются к участию в совместной работе и выгодах предполагаемого курса действий;

• социальному работнику следует свести до минимума применение правового принуждения при решении вопросов клиента;

• социальная работа несовместима с прямой или косвенной поддержкой индивидов, властных структур, использующих терроризм, пытки и другие действия, направленные на угнетение людей;

• социальные работники предпринимают этически оправданные действия и придерживаются их в соответствии с Международными этическими стандартами социальных работников, принятыми их профессиональными организациями.

В заключение следует констатировать, что изменение объективных условий реализации социальной работы неизбежно порождает новые социальные коллизии, связанные не только и не столько с самой действительностью, сколько с возникающими изменениями в отношениях и связях между людьми в ее процессе. Это обуславливает необходимость использования адекватных новым ситуативным обстоятельствам принципов и методов социальной работы В условиях нарастающей нестабильности в государстве социальные работники должны использовать всю мощь своего методологического арсенала, чтобы предотвратить увеличение социальной дезадаптации российского общества.

ЛИТЕРАТУРА

Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. — М., 1997.

Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. — М., 1997.

Социальная работа: Словарь-справочник / Под ред. В.И. Филоненко — М., 1998.

Теория и методология социальной работы: Учеб. пособие / С.И.Григорьев, Л.С.Гуслякова, В.А. Ельчанинов — М., 1994.

Теория социальной работы.: Учебник / Под ред. Е.И. Холостовой. — М., 1998.

 

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *