Методы анализа статусных характеристик семей
Одна из важных задач мониторингового наблюдения – идентификация основных групп и слоев населения, характеристика их «статусных портретов», анализ количественных и качественных параметров социальной структуры той или иной территориальной общности. Под социальным статусом мы в данном случае понимаем интегративный показатель положения социального субъекта в сложившейся системе социальных связей и отношений.
В ряду компонентов статуса – определенная совокупность социальных позиций, отражающих объективные характеристики субъекта (возраст, образование, пол, национальность, профессию, имущественное положение, доходы и т.д.). В «общественном и индивидуальном сознании феномен социального статуса отражается в понятиях социального престижа, авторитета. Мониторинг позволяет изучать статусные характеристики субъекта в интегрированных и – дифференцированных формах.
Один из наиболее важных и методически сложных аспектов статусного анализа – имущественный, доходный статус. Рассмотрим методы и процедуры такого анализа более подробно.
Прежде всего, следует подчеркнуть, что главным объектом такого анализа выступает не индивид, а семья, поскольку именно в ее рамках происходит конечное перераспределение дохода между всеми индивидами (взрослые, дети, пожилые), составляющими данную семейную группу.
Существенную методическую трудность в современных условиях представляет выявление структуры и источников основной и дополнительной составляющих доходной части совокупного семейного бюджета (ССБ), а также его долей, характеризующих величину среднего душевого дохода, приходящегося на каждого члена семьи (СДД).
Наиболее надежным источником получения подобных сведений является регулярно осуществляемое социологом обследование семейных бюджетов достаточно представительной выборочной совокупности семей, „характеризующей типологические группы населения. Разумеется, такие обследования предполагают достижение доверительного контакта социолога с респондентами и основательное знание им основ семейной экономики.
Показатели доходной части семейного бюджета должны соотноситься с величинами установленного прожиточного минимума (ПМ), а также минимальной и средней заработной платы (МЗП, СЗП) и пенсии (МП, СП). В принятом в октябре 1997 года Федеральном Законе «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» прожиточный минимум определяется как стоимостная оценка потребительской корзины, и величины выплачиваемых членами семьи обязательных платежей и сборов. Потребительская корзина понимается как минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Как отмечается в Законе, прожиточный минимум предназначен для оценки уровня жизни населения и реализации социальной политики государства и различных социальных программ, определения уровней минимальных размеров оплаты труда, пенсий, пособий, стипендий, оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам (трудоспособные, пенсионеры, дети ) в целом по Российской Федерации и регионам определяется ежеквартально на основании потребительской, корзины и данных Госкомстата РФ об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары, услуги и расходы по обязательным платежам и сборам.
Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций научных учреждений, профсоюзных органов и утверждаемых Правительством РФ, В субъектах РФ потребительская корзина устанавливается законодательными органами субъектов РФ с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.
Минимальный размер оплаты труда, пенсий, пособий и других социальных выплат, а также стипендий должен поэтапно повышаться до величины прожиточного минимума, причем сближение этих показателей всякий раз предусматривается на основе утверждаемых федеральным законодательством бюджетных ассигнований.
С учетом величины прожиточного минимума строится и система оказания государственной социальной помощи гражданам в субъектах РФ. Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход членов которых (СДД) оказался ниже величины ПМ, считаются малоимущими и получают право на государственную социальную помощь. Условия и порядок предоставления такой помощи малоимущим гражданам устанавливается в законодательном порядке. Сведения о ПМ в целом и по основным социально-демографическим группам населения публикуются ежеквартально в официальных изданиях федеральной и региональной печати.
В анализе целостного жизнебытия людей важную роль играет изучение их уровня жизни, под которым понимается обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей.1
Методическая трудность разработчиков мониторинга заключалась в определении показателя, интегрирующего основные характеристики комплексной оценки уровня жизни семей с учетом выделенных нами типологических групп и оценочных критериев прожиточного минимума. Такой показатель мог бы выполнять в процессе мониторингового наблюдения функцию основного аналитического инструмента, отражающего социально-доходный и имущественный статус семьи.
Понятно, что в этих целях понятие «семья» как основанное только на браке и кровном родстве объединение людей недостаточно четко и корректно выявляет объект анализа. Особенности современной организации быта, процессы достижения определенной материальной обеспеченности членов семьи, специфика трудовых отношений, жилищные условия требуют выделения в данном случае более адекватного понятия – «домохозяйство», под которым разумеется социально-экономическая ячейка, объединяющая людей интересами совместной организации их быта, ведения общего домашнего и приусадебного хозяйства. Иными словами, принципиальное отличие понятий «семья» и «домохозяйство» заключается в том, что последнее может включать в свой объем лиц, не состоящих друг с другом в отношениях родства, но ведущих совместно с семьей общее домашнее хозяйство. В это понятие включаются также и отдельно живущие люди («одиночки»), самостоятельно ведущие хозяйственную деятельность в целях личного самообеспечения.
В практику отечественного статистического анализа понятие «домохозяйство» вошло в 1994 г., когда проводилась микроперепись населения. Всего было обследовано 2,6 млн. домохозяйств. Их средний размер составил 2,84 человека по Российской Федерации в целом. Более 13% домохозяйств представляли собой неполные семьи, полные нуклеарные семьи характеризовались удельным весом 65,3°/.в городах и 71,5% в селах, расширенные полные и неполные семьи составили около 14%.
Разумеется, статистические данные о семьях и домохозяйствах, в сравнении с социологическими данными, более представительны и достоверны. Однако важное преимущество социологических характеристик – в их «стереоскопичности», многоаспектности, органичном сочетании сведений объективного и субъективного характера, оперативности и динамизме Всеми этими преимуществами отличается и социальный мониторинг.
При конструировании статусных показателей семей (домохозяйств) мы исходили из предположений , что уровень жизни их членов во многом предопределяется их профессионально-должностным статусом, сферой приложения труда, социальным сектором экономики, демографической нагрузкой трудоспособных членов семьи. Наши представления о факторах имущественной и доходной дифференциации семей нашли свое отражение в системе показателей мониторинга и методическом инструментарии (они будут более подробно рассмотрены в последующих разделах книги).
В соответствии с нашей концепцией объективные и субъективные показатели уровня жизни семей группируются следующим образом:
материальные условия жизни членов семей (среднедушевой доход, наличие личного подсобного хозяйства, степень удовлетворенности материальным положением, уровнем жизни);
имущественные накопления (наличие дорогостоящих вещей, предметов длительного пользования, степень удовлетворенности имущественным статусом);
жилищные условия (тип жилища, благоустройство жилья, принадлежность жилья по видам собственности, размер площади, приходящейся на одного проживающего, степень удовлетворенности жилищными условиями).
Принципиально важно при разработке комплексного показателя уровня жизни и статуса семьи свести множество разнородных данных к единому критерию. В этих целях в мониторинге используется метод баллирования каждого признака и выведение на этой основе среднего интегративного показателя. Это дает возможность в привычных для восприятия величинах пятибалльной шкалы выразить социально-бытовой статус семьи в формах количественной и качественной оценок. Разумеется, представление об уровне жизни семьи, оцененное в показателях среднего балла, достаточно условно. Однако, как показал опыт, такой метод достаточно эффективен при проведении сравнительного анализа семей различных типологических групп.