Демография и правонарушения
Данные по правонарушениям несовершеннолетних — криминальному поведению лиц до 18 лет — поступают из трех источников: отделений полиции, обзоров Бюро переписей США и отчетов независимых исследователей. Каждый источник имеет свои сильные и слабые стороны, и ни один из них не может быть использован независимо от другого в программах по планированию и (Ьормированию политики по отношению к малолетним правонарушителям.
Официальная статистика публикуется федеральным бюро расследований в виде постоянных криминальных отчетов (ПКО). Они поступают из местных отделений полиции, а затем сопоставляются при помощи специальной методики (за определенный промежуток времени). Однако исследователи ставят вопрос о надежности этих данных, указывая на то, что полиция заинтересована в составлении тенденциозных отчетов и проведении арестов. Кроме того, возможно, что некоторые преступления просто приписываются людям, принадлежащим к бедным слоям населения.
Бюро переписей США готовит Национальный криминальный обзор (НКО) для Министерства юстиции, где воссоздает картину правонарушений с точки зрения тех, кто потерпел урон, т. е. жертв преступлений. Данные объективно оцениваются по тем же криминальным категориям, как и ПКО, но с двумя жесткими требованиями: во-первых, количество рассматриваемых преступлений ограничивается наиболее серьезными имущественными и насильственными правонарушениями; во-вторых, информация о правонарушениях, особенно среди несовершеннолетних, не должна быть выборочной.
Важным источником данных являются анкеты, которые заполняют сами правонарушители. К сожалению, они имеют ряд недостатков: написаны заинтересованным лицом;
сделать обобщение на их основе из-за ненадежности или малозначительности приведенных примеров невозможно; не выявлены стандартные виды нарушений, которые позволяли бы проводить сопоставление данных в процессе расследования; трудно проанализировать и возможные тенденции, так как ан-хетирование проводится через разные интервалы времени.
Основное различие между источниками чнформации заключается в оценке противоправной деятельности. В ПКО утверждается, ‘то около 10% молодых людей совершают «Равонарушения. По данным же НКО, противоправная деятельность более обширна, чем число производимых задержаний. Наконец, в некоторых независимых исследованиях указывается, что приблизительно 85% молодых людей совершали правонарушения, за которые они могли бы попасть в тюрьму.
Данные ПКО, единственного источника, полезного для сопоставления правонарушений среди взрослых и несовершеннолетних, показывают, что между арестами и возрастом, в котором совершаются правонарушения, имеется тесная связь. Определенные виды правонарушений совершают, как правило, молодые: это пребывание на улице позже установленного часа, побеги из дома. Число задержаний несовершеннолетних по этому поводу в 1980 г. достигло 200 тыс. Доля подростков, арестованных за такие преступления, как убийства, ношение оружия и поведение, оскорбляющее окружающих, существенно ниже, чем среди взрослых, задержанных за аналогичные преступления. Зато их значительно чаще задерживают за имущественные правонарушения, вандализм, поджоги, взломы, кражи, угон автотранспорта (особенно ради желания «покататься») и грабежи. За употребление наркотиков, сексуальные преступления и проституцию несовершеннолетних задерживают чаще, чем взрослых.
Данные ПКО позволяют изучать тенденции правонарушений. Они свидетельствуют о том, что количество задержаний несовершеннолетних начиная с 50-х годов ежегодно увеличивалось. На основе выводов, содержащихся в показаниях правонарушителей и исследованиях НКО, можно прийти к заключению, что даже небольшие изменения в регистрации правонарушений полицией могут создать видимость всплеска правонарушений без всяких реальных изменений общей картины. Тем не менее большинство исследователей считают, что стабильный рост правонарушений действительно имеет место. Например, X. Херст (1982) приходит к заключению: «Невзирая на избранную точку зрения, мы вынуждены признать, что количество уголовных правонарушений, совершаемых подростками в возрасте от 10 до 18 лет, возросло между 1950 и 1980 гг., а рост преступности между 1965 и 1975 гг. был действительно феноменальным». С 1978 г. число задержаний несовершеннолетних стало снижаться. Пока невозможно определить, произошло ли это в результате сокращения прироста детского населения, боязни ужесто-чившегося наказания, действий по предотвращению совершения преступление или предпринимаемых реабилитационных усилий.
Изучение показаний и официальной статистики позволяет сделать следующий вывод:
большая часть несовершеннолетних совершает незначительные преступления, не допуская более в дальнейшем никаких проступков. Не имеется также свидетельств, подтверждающих теорию о том, что противоправное поведение постоянно углубляется и приводит к совершению более тяжких преступлений. Существуют факты, указывающие на то, что лишь небольшой процент несовершеннолетних действительно совершает серьезные правонарушения.
Официальные материалы дают основание говорить о том, что мальчики и девочки совершают различные по характеру преступления или действия, ведущие к ним. Со стороны девочек это проституция, неразборчивость в связях, непослушание по отношению к родителям и побеги из дома. Данные показаний правонарушителей свидетельствуют о том, что кражи в магазинах, угон автотранспорта, вандализм и драки совершают как мальчики, так и девочки. Более того, показатели употребления алкоголя и наркотиков среди девочек начинают приближаться к аналогичным показателям среди мальчиков. Однако, несмотря на участившиеся случаи задержания девочек, мальчики более склонны нарушать закон.
Дети бедняков и представителей этнических меньшинств чаще нарушают закон, чем цветные, принадлежащие к среднему классу, или белые дети. Данные показаний и официальных материалов приводят к единому выводу: чернокожие и малоимущие несовершеннолетние с большей вероятностью могут быть вовлечены в серьезные и повторные правонарушения, чем белые. Вместе с тем К. Р. Тайтл, У. Дж. Вилимез и Д. А. Смит (1978) утверждают, что, по сведениям о задержаниях несовершеннолетних, связь между классовой принадлежностью и преступностью на протяжении десятилетий постепенно уменьшалась. Однако количество задержаний среди чернокожей молодежи возрастает.
Данные НКО говорят о том, что несовершеннолетние вероятнее всего будут совершать правонарушения по отношению друг к другу, а не в отношении взрослых. Кроме того, правонарушители и их жертвы принадлежат, как правило, к одной расе. Белая молодежь с большей вероятностью будет совершать имущественные преступления, а черная — направленные против личности. Если не считать изнасилований, юноши чаще становятся жертвами преступлений, чем девушки, которые, однако, чаще становятся жертвами, чем взрослые мужчины и женщины.