Основные подходы к изучению проблематики реадаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы

Проблема реадаптации бывших заключенных находится на стыке целого ряда научных дисциплин и связана с рядом областей практической деятельности, хотя в последнее время, вследствии резкого количественного увеличения осужденных, она формируется и как самостоятельная проблема.

Если говорить об отдельных областях знания, то можно выделить вопросы, связанные с криминологией, как одной из юридических дисциплин, социологией, если рассматривать адаптацию бывших заключенных как социальное явление, психологией, наукой, изучающей психологические особенности данной категории лиц и способствующей более быстрому их приспособлению к жизни на свободе.

А) Юридический подход.

Преступность была, есть и будет, потому, что были, есть и будут люди, которые совершают преступления.

В части 1 ст. 14 УК РФ преступление определяется как «виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания».

Признаками преступности является общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость. Некоторые авторы, например А.А.Герцензон, выделяют еще один признак преступления – аморальность. «Оценка степени общественной опасности находит выражение в конкретных нормах закона, который также устанавливает границу между признаками смежных составов преступлений».

В целом же под преступлением принято понимать предусмотренное уголовным законодательством общественно опасное деяние (действие или бездействие).

В литературе нередко встречается употребление терминов «преступное поведение» и «преступление» в качестве синонимов. Однако такое словоупотребление будет не совсем точным, поскольку преступное поведение – понятие более широкое, включающее не только само преступление как общественно опасное противоправное деяние, «но и его истоки;

возникновение мотивов, постановку целей, выбор средств, принятие субъектом будущего преступления различных решений и т.д.» (31 ;31).

Преступное поведение- это процесс, развертывающийся во времени и пространстве, «включающий не только сами действия, изменяющие внешнюю среду, но и предшествующие ему психологические явления и процессы, которые определяют генезис противоправного поступка» (31;30-31).

Процесс формирования преступного поведения субъекта можно разделить на два основных этапа.

1 этап – мотивационный. На данном этапе у субъекта под воздействием возникшей потребности формируется весьма активное потребностное состояние, которое может затем перейти в мотив противоправного поведения, особенно в тех случаях, когда возникшая потребность не может быть реализована законным способом.

2 этап – реализация решения: совершаются противоправные действия и, как следствие этого, наступает преступный результат.

В литературе личность преступника рассматривается юристами, занятыми разработкой вопросов, относящихся к уголовному праву и процессу, криминологии и криминалистике. В юридической психологии данная проблема одна из центральных.

Понятие личности преступника, то есть личности человека, виновно совершившего общественно опасное деяние, запрещенное законом под угрозой привлечения к уголовной ответственности, выражает « его социальную сущность, сложный комплекс характеризующих его свойств, связей, отношений, его нравственный и духовный мир, взятые в развитии, во взаимодействии с социальными условиями, с психологическими особенностями в той или иной мере повлиявшими на совершение им преступления» (28;21).

В науке уголовного права под личностью преступника понимается вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления определенного, указанного в уголовном законе возраста.

Понятие личности преступника включает в себя целый комплекс социально – демографических, социально – ролевых, социально -психологических признаков, которые в той или иной мере связаны с преступным деянием, характеризуют его общественную опасность, объясняют причины его совершения.

Юридическая психология изучает широкий аспект характеристик личности человека, совершившего преступление, обращая внимание не только на его нравственные качества, знания, навыки, привычки, формы психического отражения, темперамент, но и на «физическую сущность лица как человеческого индивида, его возраст, психическую способность к вменению, некоторые его функционально — ролевые признаки, например должностное положение, особые обязанности или особое положение по отношению к потерпевшему и т.д., а также психологическую характеристику личности преступника во всем сложном комплексе интеллектуальных эмоционально – волевых и других качеств» (28;22).

В научно – практических целях понятие личности преступника в юридической науке подразделяется на составные части, и в настоящее время в научной литературе наиболее широкое распространение получил подход к изучению личности преступника, предполагающий наличие в ней двух наиболее крупных подсистем, объединяющих различные наиболее мелкие признаки, отдельные характеристики личности, а именно: социально -демографической и социально -психологической подсистем личности преступника.

«Социально -демографическая подсистема личности преступника включает в себя: пол, возраст, семейное положение, образование, профессиональную принадлежность, род занятий, социальное, материальное положение. Сюда же относятся признаки, характеризующие личность преступника с точки зрения выполнения им определенных функционально — ролевых обязанностей» (22;84).

Анализ социально-демографических признаков, присущих лицам, совершившим преступления, позволяет определить наиболее важные направления в профилактической работе среди различных групп, слоев населения.

Например, «среди преступников значительно больше мужчин, чем женщин. Наибольшей криминогенной активностью отличаются представители возрастных групп от 25 до 29 лет, затем следуют 18 – 24-летние, 14 -17-летние и, наконец, 30 -45-летние. Основная масса тяжких преступлений совершается лицами до 30 лет. Многие из тех, кто совершал хулиганство, разбойные грабежи, кражи, часто меняли место работы, периодически имели длительные перерывы в трудовой деятельности. Самый низкий уровень образования зарегистрирован у лиц, виновных в совершении насильственно -корыстных преступлений, хулиганства; наиболее высокий – у совершивших должностные преступления и хищения путем присвоения растраты или злоупотребления доверием и т.д.» (22;86-87).

Наибольшая криминогенная активность лиц более молодого возраста во многом объясняется не только их большей активностью, но и в значительной мере социальной незрелостью их личности, еще не завершившимся процессом социализации, низким уровнем культуры, отношений и поведения, примитивностью интересов, ценностных ориентации, отсутствием устойчивых жизненных планов. Они ориентированны преимущественно на деятельность и одобрение в неформальных группах с негативной направленностью.

Все перечисленные выше, как и другие, социально -демографические признаки имеют тесную связь с психологическими качествами человека, его психикой. Например, низкий образовательный уровень во многом бывает, связан с невысоким интеллектом человека, а трудности социальной адаптации – с низким уровнем его эмоциональной устойчивости, повышенной импульсивностью, агрессивностью и т.д. Таким образом, анализ социально -демографических признаков помогает лучше понять процесс социализации, формирование у людей под влиянием социальных условий различных психологических особенностей.

Социально -психологическая подсистема личности преступника представляет собой психологическую структуру личности в виде ее четырех основных элементов:

1) подструктура направленности в виде совокупности наиболее устойчивых, социально значимых качеств личности (мировоззрение, ценностные ориентации, социальные установки, ведущие мотивы и т.д.), связанных с правосознанием человека;

2) подструктура опыта, включающие знания, навыки, привычки и другие качества, которые проявляются в выборе ведущих форм деятельности;

3) Подструктура психических форм отражения, проявляющихся в познавательных процессах, психических, эмоциональных состояниях человека;

4) Подструктура темперамента и других биологических, наследственно обусловленных свойств, которые наряду с социальными факторами влияют на формирование характера и способностей человека. Эти подструктуры имеют место и в структуре личности тех, кого принято считать преступниками.

Существенное отличие всех этих структурных образований личности преступника от структурных образований личности законопослушных граждан состоит, прежде всего, в том, что в первом случае многие составляющие черты, свойства личности, характеризуют личность с негативной стороны, делая ее более восприимчивой к воздействию криминогенных факторов. «Основное отличие личности преступника от личности законопослушного гражданина состоит в негативном содержании ценностно-нормативной системы, некоторых устойчивых психологических особенностей, сочетание которых имеет криминогенное значение и специфично для преступников» (4;43).

Б) Социологический подход.

Бывшие заключенные, как таковые, – это бывшие преступники. Преступность является наиболее опасной формой отклонения от социальных норм. «… Действия, квалифицируемые как преступления не везде одни и те же, но везде и всегда существовали люди, которые поступали таким образом, что, навлекали на себя уголовное наказание» (13;28).

Понятие преступного исторически весьма конкретно, оно существенно меняется от эпохи к эпохе и подчас даже на протяжении коротких исторических периодов. Как отмечал П.А.Сорокин, «… нет ни одного акта, который бы по своему содержанию был уголовным правонарушением: акты убийства и спасения, правды и лжи, кражи и дарения, вражды и любви, половой разнузданности и воздержания и так далее-все эти акты могли бы быть, и были и преступлением и не преступлением в различных кодексах в зависимости от того, кто их совершал, против кого они совершались, при каких условиях они происходили» (50; 184). Э.Дюркгейм вообще считал, что «преступность: а) нормальное явление общества; б) фактор общественного здоровья, составная часть всякого здорового общества» (13;87)

В социологии преступление рассматривается как одна из форм девиантного поведения.

Девиация, как форма социального поведения, довольно распространена -99% людей хотя бы раз в жизни нарушали норму. Девиация с трудом поддается определению и вызывает много споров и разногласий среди ученых, предметом которых является определение понятия «девиация», причин и форм проявления девиантного поведения.

Хотя в зарубежной и отечественной литературе под отклоняющимся поведением понимается всякое поведение, которое не соответствует фактически сложившимся и официально установленным социальным нормам, термин девиантность (от лат. Deviatio-отклонение, уклонение) в основном связывается с негативными, деструктивными явлениями (преступность, наркомания, самоубийства и т.д.).

Тщательные исследования позволили выделить ряд психологических и социальных факторов, влияющих на возникновение девиантного поведения;

были созданы различные теории, объясняющие происхождение девиации.

Так биологические теории утверждают, что люди, предрасположенные к девиантному поведению, отличаются по своим биологическим характеристикам от других людей.

Социологические концепции отмечают, что основные причины девиации коренятся в обществе, состоянии культуры, организации общества.

Теория «аномии» сформулированная Дюркгеймом, подчеркивает роль нормативной неопределенности и дезорганизации, вследствие чего, жизненный опыт людей перестает соответствовать социальным нормам общества. Мертон считает, что девиация происходит в результате разрыва между культурными целями и социально одобряемыми способами достижения.

Культурологические теории отмечают, что девиация возникает, если человек усваивает нормы субкультуры, содействующие нарушению закона.

Теория «наклеивания ярлыков» объясняет девиантное поведение тем, что влиятельные группы обладают возможностью наклеивать ярлыки «девиантов» на представителей менее влиятельных групп.

Мертон классифицирует девиантные поступки, опираясь на анализ факторов, способствующих принятию или отрицанию людьми целей общества, социально одобряемых средств достижения и их сочетание.

Психологические теории делают акцент на личностных факторах, конфликтах, неправильной социализации в детстве. Так, девиантное поведение может быть рассмотрено как проявление недостатков социализации и свидетельствовать о состоянии конфликта между личными и общественными интересами, как попытка уйти от решения сложных проблем, жизненных невзгод, преодоления внутренних комплексов. Эту тему развивает А.Ю.Адлер. Он отмечает, что девиантное поведение – это претензия на легкий успех возможность возвыситься в чужих глазах, не прилагая для этого особого труда. Девианты не осознают свои трудности, считают себя сильнее других, чувствуют себя героями. А. Адлер отмечает, что дерзкие, драчливые, агрессивные дети всего лишь хотят преодолеть комплекс неполноценности и выбирают эту форму поведения потому, что не чувствуют сил, чтобы состязаться с другими в чем-то полезном. Не чувствуя в себе большой силы, они идут в обход, желая избегать трудности. Это бегство создает иллюзию, что он сильнее и лучше, чем есть на самом деле.

Ю.Н.Васильева так подошла к проблеме отклоняющегося поведения:

она выделила индивидуально -психологические особенности субъектов девиантного поведения, особенности мировоззрения и смыслообразующей сферы и связанные с ними механизмы формирования девиантного поведения. С помощью наблюдений она выделила такие индивидуальные особенности в поведении девиантов, как: бездумность, слабость в планировании, стремление к удовлетворению сиюминутно возникших побуждений без соотнесения с более отдаленными перспективами, потребительская ориентация, своя система ценностей, склонность к некритическому восприятию к навязываемому из вне, диктуемого значимым окружением, оценка своего поведения как нормального.

В результате исследования было установлено, что таким людям характерно:

— повышенная гедонистическая мотивация и связанные с этим мировоззренческие представления и общие гомеостатические установки, ориентация на собственные потребности и их удовлетворение в актуальном поведении, в планировании жизни, построении образа желаемого;

— неоформленность системы личностных ценностных ориентации и, как следствие, «закрытость» для них общечеловеческих ценностей и идеалов, сужение перспективы личностного развития, бедное мировоззрение;

— неприсвоенные социальные ценности, поэтому характерно их соблюдение под влиянием принуждающих факторов, либо открытое игнорирование. Отсюда -установка на вседозволенность;

— переживание своей жизни как пустой, бесцельной неинтересной, лишенной смысла и перспектив, отсутствие или ограничение ситуативных интересов;

— ориентация на настоящее с удовлетворением «здесь и теперь» потребностей;

— аморфный, неразвитый образ будущего;

— нежелание иметь цели в жизни;

— пассивное отношение к собственной жизни, слабый контроль за поведением, пониженная ответственность за совершаемые поступки. Девиантное поведение выступает здесь как способ заполнения пустоты, образуется в результате особенностей мировоззрения. Можно проследить такую цепочку: узкий кругозор, слабая познавательная мотивация, бедный собственный внутренний мир и неглубокие, ситуативные, быстро истощающиеся интересы. В результате человек ищет интерес и удовлетворение в поведении, выходящем за рамки приемлемого:

а) за возрастные рамки;

б) за рамки социально приемлемого поведения.

Это позволяет получить острые ощущения, ситуативное переживание

полноты и яркости жизни.

П.А.Мясоед выделил социальные факторы, которые лежат в основе девиантного поведения:

— нездоровый психологический климат в семье;

— неправильное воспитание в семье (гиперопека, эмоциональное неприятие, гипоопека, потворство, жесткость, завышенные требования);

— неполное воспитание.

В социологии девиантного поведения под преступностью понимается относительно распространенное устойчивое социальное явление, разновидность (одна из форм) девиантного поведения, достигшего степени общественной опасности, определяемой уголовным законом.

В литературе отмечается, что границы между позитивным и негативным отклоняющимся поведением достаточно подвижны, и в обществе существует множество критериев оценки того или иного поведенческого акта. Проблема квалификации поведения как нормативного или девиантного заключается в релятивности (относительности) самих социальных норм. Одно и то же действие в различных ситуациях оценивается по-разному (убийство-преступление и убийство-подвиг на войне). Кроме того, общество эволюционирует, и с необходимостью меняются сами социальные нормы, (например отношение к предпринимательской деятельности в России: в период социализма спекуляция считалась противоправным действием и наказывалась строго по закону, в настоящее же время данный акт рассматривается как один из механизмов развития рыночных отношений и наоборот поощряется государством).

Вторая проблема – это неопределенность поведенческих ожиданий. Переход дороги в неположенном месте официально запрещен, но широко распространен и считается полулегальным до тех пор, пока никому не причинен вред (1;14).

Любой вид девиации имеет три необходимых компонента:

1. Человек, группа с определенным типом поведения.

2. Норма как критерий оценки с точки зрения соответствия ей или нарушения.

3. Другая группа или социальный институт, реагирующий на данное

поведение.

В соответствии с этим, бывший заключенный-это бывший преступник, наказанный государством за противоправное деяние, усвоивший и принявший нормы, ценности и установки криминальной субкультуры, соответственно которым он в дальнейшем выстраивает свою систему ценностей, на которой и основывает свои отношения с окружающим его миром. И от того, как он, выйдя из колонии, адаптируется к новым условиям, зависит не только его дальнейшая жизнь, но и жизнь окружающих его людей.

Проблема реадаптации бывших осужденных – это особый процесс, который направлен на разрушение у осужденных негативных установок и проявлений и формирование у них социально-полезных установок, проявлений и социально-полезных качеств.

Необходимо отметить, что в практике последних десятилетий большая роль уделялась как раз социальной адаптации бывших заключенных (трудовая, профессиональная, правовая), а их психологическое состояние не рассматривалось вообще. И вопросы проблематики психологической реадаптации лиц, вышедших из мест лишения свободы не решались на практике, а существовали лишь на уровне научных изысканий.

В) Психологический аспект.

Профилактическая деятельность психосоциальных служб должна начинаться с момента выхода заключенного из колонии и его первых попыток включения в новую жизнь. Понятие адаптации раскрывается Я.Раиньчук как процесс, либо как результат процесса возникновения равновесия между потребностями личности и условиями общественной среды (41;8).

Общество выдвигает перед бывшими заключенными многочисленные требования и формализованные, и неформальные, вытекающие из традиций и нравственности данного общества, которые, если их воспринять, усвоить, преобразуются в задачи, успешно решая которые, бывший заключенный будет отождествлять себя с правовой группой, и общественные требования создадут ему стимулирующую ситуацию к интеллектуальной и физической активности. Но действие освобожденного в данном случае является особой реакцией и не всегда однозначно, потому что он стремится к решению задачи путем нахождения правильного и одобряемого им жизненного пути.

Формирование общественных позиций человека зависит, кроме биологического предрасположения, от интеракций, выступающих в общественных контактах в среде. Общественные контакты зависят от понимания ситуаций, способности запоминания, представления себе и предвидение последствий собственного действия. Они связаны с развитием эмоциональных процессов, которые влияют на контакты личности со средой.

По мнению А.Левицкого можно говорить о четырех группах условий, которые облегчают процесс реадаптации. Это:

1) степень социализации культуры, в которой развивается личность;

2) формирование психического приспособления, т.е. усиления удовлетворения личных потребностей в условиях данной культуры;

3) согласование намеренных и ненамеренных влияний среды в развитии социализации;

4) наказание и награды;

Мотивационные механизмы общественной адаптации образуют три основных приспособленческих процесса: аккомодация, ассимиляция, гомеостаз. С формальной точки зрения процесс приспособления обозначает выравнивание двух противоположных адаптационных механизмов:

аккомодации (приспособление к среде) и ассимиляции (приспособление среды, либо ее элементов к приспосабливающемуся субъекту). Оптимальный уровень адаптации предполагает существование состояния общественного гомеостаза, понимаемого как гармонирование взаимных соглашений личности и общественной среды. Чрезмерный рост уровня аккомодации личности к среде означает лишение собственной индивидуальности. Излишек ассимиляционных склонностей в процессе адаптации означает, в свою очередь, чрезмерность в автономии и нарушение общественных связей. Существование оптимальной адаптации приспосабливающегося субъекта заключается в сохранении равновесия между общественной зависимостью и независимостью с сохранением чувства удовлетворения и самореализации.

Нарушение адаптации аккомадационного типа как неприспособление к условиям возникает в результате отсутствия стабильности семейных и внесемейных связей. Под влиянием психотравмирующих воздействий, переживаний, состояния фрустрации, потребности эмоциональной зависимости, психического отвержения, отсутствия стабильности в семье бывшие заключенные демонстрируют в своем поведении потребность в постоянных и быстрых изменениях (смена работы, места жительства, круга общения и т.д.).

Нарушение адаптации аккомодационного типа способствует формированию психопатических черт, проявляющихся в неумении устанавливать и поддерживать значимые контакты. В коммуникативных отношениях такие люди являются безответственными, некритичными, инфантильными. Если устанавливают контакт со средой, то очень часто сводят его к поискам подтверждения своей правоты.

Объяснение процесса преступлений механизмом нарушенного общественного гомеостазиса позволяет осознать, что преступное действие личности имеет целью стремление к специфически понятной адаптации с отдачей преимущества неэффективным адаптационным методам. Мотивы выбора тех или иных приспособленических методов у бывших заключенных можно свести к следующим:

— общественная враждебность в сочетании с тенденцией найти опору, признание;

— стремление к демонстрации доминирования, являющееся реакцией на осознание собственной изоляции от общества;

— желание обратить на себя внимание.

В результате исследования Я.Раиньчук, направленного на изучение факторов мешающих успешности процесса адаптации лиц, вышедших из мест лишения свободы, выявились три диагностические группы:

— бывшие заключенные низкого общественного риска (нерецидивисты);

— бывшие заключенные значительного риска (нерецидивисты);

— личности, потенциально потерянные для общества (рецидивисты).

У первой группы испытуемых возвращение к новой жизни после выхода из исправительного учреждения окончилось успехом в виде полного общественного приспособления (16%). Вторая группа-лица, которые хотя и не совершили по закону преступления, но в некоторых сферах жизни проявили симптомы дезадаптации, особенно в семейной и товарищеской сферах (47%). Третья же группа- лица, у которых неудачная реадаптация привела к вступлению на путь преступления и в результате к повторному помещению в места лишения свободы (37%). Чаще всего встречаемыми формами антиобщественного поведения разной интенсивности в трех выделенных группах, являются: вербальное агрессивное поведение, алкоголизация, отказ от работы (неявка на работу), агрессивное поведение, преступное поведение и мелкие кражи, что свидетельствует о больших трудностях в ходе процесса реадаптации (41; 11).

Время пребывания человека в исправительном заведении дифференцирует процесс общественной адаптации в условиях свободы, так как длительное пребывание в таких учреждениях часто «отучает» правильно функционировать в обществе свободных людей. Усвоенное в колонии поведение часто мало пригодно вне его. У многих заключенных наблюдается явление присвоения норм и принципов субкультурного поведения, переносимого часто потом в жизни в условиях свободы (как защитный механизм на жизненные трудности вне исправительного учреждения).

Помимо этого, одним из серьезных реадаптационных препятствий является слишком долгая общественная изоляция, что вызывает прочные негативные изменения в личности заключенных.Изоляция общественно деморализованных личностей на малой площади связана с появлением так называемой уничтожительной изоляции или попаданием в ситуацию унижения, на которую преступники реагируют главным образом выполнением требований «второй жизни». Рождающееся неформальное общественное деление заключенных ускоряет процесс готовности к преступной деятельности и становится основным фактором дисфункциональности реадаптационных институтов, способствуя нарушениям реадаптации в будущем.

Итак, человек отбывший наказание в местах лишения свободы зачастую оказывается неприспособленным к жизни не только из-за социальных проблем, но и из-за особенности восприятия им окружающего его мира, специфики его психических реакций на те или иные жизненные ситуации, из-за ослабления уверенности в себе, веры в свои силы. И наше общество, как таковое , своим равнодушием или негативным отношением к бывшим заключенным лишь способствует их возвращению в «места не столь отдаленные» и ныне существующая адапционная система (точнее отсутствие таковой в социальном плане) не в состоянии решить эту проблему.

Таким образом необходимо создать и реализовать комплексную систему реадаптации личности бывшего заключенного, основанную на индивидуальном подходе к решению его проблем, при которой бы появилась возможность построения нравственно-правового фундамента личности, ее психологических и нравственных основ .

Необходимость индивидуального подхода вытекает из факта «диалогического» содержания внутреннего мира человека, из «межсубъектного» понимания детерминации психического в человеке и основан на вере в его позитивный потенциал, неограниченные творческие возможности постоянного развития и самосовершенствования. Однако до недавнего времени он в отечественной психолого-педагогической науке, в том числе и пенитенциарной педагогике и психологии, учитывался далеко недостаточно.

Социальный контекст, задающий нормативы и координаты предметно-практической деятельности и создающий ее эмоционально-мотивационный фон, оказался практически вне поля зрения научного анализа и практической деятельности. Важным в индивидуальном подходе является то, что активность человека и его потребность в развитии и самосовершенствовании рассматриваются не изолированно, а получают развитие только в условиях взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога. Диалог же основан на равенстве партнеров по общению, эмоциональной открытости и доверия к другому человеку, принятия его кек ценности в свой внутренний, субъективный мир. Это создает условия для взаимного личностного развития и творческого соучастия в нем.

Таким образом диалогический подход в процессе реадаптации обеспечивает приоритет субъект-субъектных отношений, что и составляет основу гуманистических отношений. Сочетание личностно-деятельностного и индивидуального подходов определяет возможность создания гуманистически ориентированной системы воздействия на бывшего осужденного после исполнения уголовных наказаний, в основу деятельности которой положены цели реадаптации.

Завершая рассмотрение подходов к изучению проблем реадаптации бывших заключенных, следует отметить, что в них, как правило, рассматриваются отдельные аспекты данной проблемы, причем очень часто только либо в прикладном, либо в теоретическом плане, кроме того, упор часто делается на правовые меры, хотя достаточно очевидно, что это в первую очередь психосоциальная проблема.

Исходя из всего вышесказанного, можно отметить, что комплексная работа, рассматривающая адаптацию бывших заключенных прежде всего как психологическую и социальную проблему, до сих пор отсутствует, несмотря на назревшую ее необходимость в нашем обществе.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *