Политическое лидерство как социальный феномен

Лидерство – ядро групповых процессов. Лидерство – проявление личностных качеств. Лидерство – определенный тип поведения или действия.

Лидерство – достижение цели или результата. Лидерство – осуществления влияния. Лидерство – центр группового процесса и развития.

  1. Лидерство – одна из форм межличностных взаимодействий как горизонтальных ,так вертикальных.
  2. Лидерство – совокупность 3х основных переменных: личность лидера, ситуация, последователи.

Влияние основанное на лидерском целепологании. Политическое Лидерство — специфическая, иерархическая форма взаимодействия.

Лидерство осуществляется в контексте с хорошо организованных групп. Политическое лидерство — властное поведение, основанное на авторитете личности и имеющий неформальный характер. Сложная и неоднозначная взаимосвязь между понятиями лидерство и руководство. Формальное положение руководства – необходимая ступень в формировании политического лидерства. Для комплексного понимания Лидера, необходим учет различных переменных, которые в совокупности определяют природу.

Переменные:

  1. Личность Лидера, который предполагает анализ его психологических качеств и включает в себя изучения — представление о себе самом или «я» концепция — мотивов и потребностей, влияющих на полит поведение — система полит убеждений — стиль принятия полит решений — стиль межличностных отношений — устойчивость к стрессу — биографический анализ — поведение лидера.
  2. Отношения между лидером и последователя — построение имиджа и восприятия — переработка информации, и обратная связь с последователями. Последователь – различной общности людей, которые прямо или косвенно взаимодействуют с политическим лидером. Главным признаком, характеризующим последователей являются принятия или влияние на руководство лидера. Межличностные отношения не входят к набору личностных качеств.

Функции Политического лидера в социальной системе:

  1. Интегративная
  2. Ориентационная (прагматическая) – осуществление анализа оценки ситуации определение сил и решающих факторов.
  3. Организаторская (инструменталистская) формирование системы способов, методов решение поставленных задач, подготовки соответствующих кадров и создание системы управления.
  4. Координационная (определение направления деятельности ветвей власти и их согласование с обществ мнением, расширение сотрудничества)
  5. Инициирующая
  6. Воспитательная (создание образа стойкости, патриотизма)
  7. Самоопределение в условие кризиса общества и функция самоидентификации .

Отношения индивида и группы. Между отдельными людьми и группой в целом складываются разнообразные индивидуально-групповые отношения. Наибольший интерес из них представляет тот вид отношений, который называют популярностью индивида в группе. Под ним понимается положительное отношение группы к индивиду, внимание, которое она ему уделяет, признание, которое он получает в данной группе как личность. Принятый группой человек обычно чувствует себя в ней достаточно комфортно, и такая группа для него нередко становится референтной.

Каждой, более или менее стабильной, группе необходим лидер. Он нужен ей для того, чтобы группа стала организованной и получила свой внутренний центр управления. Необходимость лидера в группе можно продемонстрировать на следующем опыте. Если собрать группу из случайных людей и дать им какое-либо совместное задание, требующее распределения обязанностей и координации усилий в совместной работе, то вскоре можно будет заметить, что кто-то в группе возьмет на себя функции лидера, а до тех пор, пока этого не произойдет, группа просто не сможет работать.

При благоприятных обстоятельствах у каждого человека есть возможность хотя бы на время стать лидером в группе и неплохо справляться с этими функциями. В зависимости от особенностей характера человек, став лидером, ведет себя по-разному: или авторитарно, или демократично, или либерально.

Соответственно, выделяют и три основные стиля лидерства:

  • Авторитарный
  • Демократичный
  • Либеральный

Первый из названных стилей — авторитарный — характеризуется властностью лидера, его склонностью использовать в качестве средств воздействия на людей приказы, распоряжения, различные средства психологического давления и принуждения. Второй стиль — демократичный — отличается мягкостью, готовностью лидера к установлению равноправных личных и деловых взаимоотношений с остальными членами группы. Третий стиль — либеральный: лидер отходит от фактического руководства группой и предоставляет ей полную свободу действий.

Из многих других отношений, складывающихся между индивидом и группой, выделим ролевые, нормативные и конформные (см. конформность). Мы уже говорили о том, что в развитой группе люди взаимодействуют друг с другом в различных ролях. Лидер — это лишь одна из возможных групповых ролей. Другие, распространенные, следующие: генератор идей, критик, шут, разрядник напряженности, арбитр, «козел отпущения». Генерал выдает больше всего интересных и полезных для группы идей. Критик— это тот, кто чаще всего выступает в группе с критикой. Роль группового шута определяется как роль человека, который в группе чаще других вызывает смех, веселит, шутит, создает у остальных хорошее настроение, развлекает своими высказываниями и действиями. Примерно то же самое делает снимающий напряженность, но он обычно выступает на сцену в наиболее напряженных, чреватых конфликтом групповых ситуациях. Его основная задача в этом случае состоит в том, чтобы снять психологическую напряженность во взаимоотношениях, возникшую в группе. Арбитр — это человек, к которому чаще всего обращаются за советами и апеллируют в спорах и разногласиях. «Козел отпущения» — это слово чаще всего закрепляется за наиболее бесправным, покорным членом группы, который обычно отвечает за все неприятности, происходящие с группой, на которого все остальные переносят свои отрицательные эмоции.

Нормативными называют такие отношения между группой и индивидом, при которых группа становится источником норм и правил поведения для данного индивида, а конформными — такие, в рамках которых группа оказывает на индивида сильное психологическое давление, вынуждая его вести себя не так, как ему хочется, а так, как нужно для группы или ее большинства. Разница между нормативными и конформными отношениями состоит в том, что первые строятся на сознательной, а вторые — на бессознательной основе.

Поясним, что такое конформность в поведении членов группы, на одном экспериментальном примере. Допустим, что некоторому количеству людей каждому в отдельности и независимо от остальных показывают четыре отрезка прямых линий, изображенные на рис. 2. Каждый из них индивидуально получает задание ответить на вопрос, какой из трех линий, изображенных слева, равна по длине отдельная линия, показанная справа. Каждый из них, отвечая независимо от остальных, дает правильный ответ на данный вопрос, так как на глаз эти линии действительно заметно отличаются друг от друга. На втором этапе эксперимента каждого из них помещают в группу из 10 человек, 9 из которых — лица, с которыми экспериментатор заранее договорился о том, что на тот же самый вопрос все они будут давать единодушный неправильный ответ, например, утверждать, что одиночно стоящая справа линия равна по длине средней линии слева. Как поведет себя в этом случае человек, который до этого прошел через первый этап эксперимента и на поставленный вопрос уже давал правильный ответ? (Он не подозревает о том, что 9 остальных членов группы — «подставные лица».)

Оказывается, что далеко не все люди выдерживают такое психологическое давление группы. Многие из них, около 33%, отказываются от своего первоначального мнения и принимают позицию группы, противоречащую ему. Это и есть конформное поведение индивида в группе, которое нередко демонстрируют люди и в обществе. Этим, к сожалению, довольно часто пользуются политики, привлекая на свою сторону значительную, конформно ведущую себя часть общества.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *