Целевые методы социального работника
Если конечные цели соотносятся с тем состоянием, в котором желательно увидеть ситуацию в результате осуществления усилий по достижению запланированных перемен, то целевые методы соотносятся с тем, что должно быть сделано для достижения и закрепления такого состояния. Примерами целевых методов можно назвать формирование системы действий, сбор данных о возникшей проблеме, превращение системы мишеней в систему клиентуры, обсуждение способов решения данной проблемы. Другими словами, целевые методы — не результат запланированного действия, а способы продвижения к конечному результату. Главный вопрос в том, каким способом будет продвигаться социальный работник к конечной цели своего вмешательства в ситуацию. Об этих способах можно говорить с позиций фазовых моделей планируемых перемен и с позиций системы обеспечения необходимых условий.
Фазовые модели планируемых перемен. Существует множество описательных и обязательных моделей, которыми действия и поведение социального работника организуются для достижения запланированных перемен в ряд последовательных шагов или же фаз. Каждая фаза характеризуется определенным целевым методом, который нужно применить прежде, чем приступать к использованию другого метода. В практике социальной работы выделяются семь таких методов или фаз деятельности:
- Возникновение необходимости в переменах
- Установление отношений, необходимых для перемен.
- Выяснение и диагноз проблемы клиента.
- Исследование альтернативных путей и целей решения задачи.
- Превращение намерений в реальные действия.
- Обобщение и стабилизация необходимых перемен.
- Достижение конечных намеченных отношений
Рассматривая научные подходы к исследованию и разрешению проблем, можно выделить следующие вариации фазовых моделей достижения планируемых перемен.
- опознание и ознакомление с проблемой;
- сбор информации о проблеме;
- диагноз проблемы;
- вмешательство в проблему;
- оценка и окончание работы.
Хотя такие модели полезны для социального работника в смысле помощи в обдумывании того, что нужно сделать для достижения перемен, логическое обоснование последовательности очередных действий и задач приводит к упрощенчеству в подходе к реальному процессу. В любой данный момент социальный работник вынужден действовать одновременно различными методами и с различными системами. Ему нередко приходится также повторять различные фазы действий в разное время. К примеру, в любое время социальный работник при наличии контакта с местным советом по оказанию помощи в улучшение сбора пищевых отходов может:
- работать совместно с представителями совета (системой клиентуры и действия одновременно) в разработке стратегии деятельности;
- контактироваться с соседними муниципальными советами в целях выяснения их желания присоединиться к решению проблемы (потенциальные системы клиентуры и действия);
- встречаться с представителями прессы (потенциальная системы действия) для информирования их о проблеме и получения их согласия на поддержку;
- устанавливать рабочие отношения с адвокатом (система действия) для обеспечения совета услугами.
Если в этой предварительной работе возникают затруднения, социальный работник и муниципальный совет сомневаются в реальности целей или тактики для достижения целей и требуют их изменения, тогда возможно потребуется заново вести переговоры о контракте с муниципальным советом для обеспечения уверенности в том, что он обеспечит необходимую помощь и ресурсы, если они потребуются.
Примерно так же и в работе с супружеской парой по разрешению их проблем социальный работник может решить, что в систему действия надо вовлечь их родственников. Если супружеская пара этому противится, социальному работнику придется заново объяснять его понимание сущности проблемы клиентов, обеспечить новое соглашение о целях и методах обеспечения перемен. Если же супружеская пара не возражает, это потребует установления контактов с родственниками и убеждения их в необходимости их помощи.
Большей частью процессы изменения сознания и поведения людей протекают в виде цикличных движений, начинаясь снова и заново по мере разрешения одних проблем и возникновения других, поэтому различные фазы перемешиваются, и конечная цель достигается в процессе, который со стороны кажется беспорядочным и бестолковым для того, кто ищет в нем четкой последовательности.
Другим недостатком модели прямолинейного и последовательного процесса перемен является предположение, что каждая последующая фаза выжидает завершения предыдущей- вмешательство станет возможным после завершения диагноза, диагноз — после завершения сбора информации, и т.д. В этом шаблоне мышления нелегко увидеть и признать, что все эти действия могут протекать неразрывно в течение всего процесса достижения перемен, сталкиваясь и перемешиваясь.
Ключевые форпосты процесса. Следовательно, всякая модель и шаблон, изобретенные для указания, какой целевой метод надо бы применить на том или ином этапе процесса перемен, может применяться с успехом лишь с учетом цикличности в деятельности социального работника: сбор данных, диагноз, вмешательство могут возникнуть и повторяться на любой фазе процесса. Полезно учитывать и то, что в любых условиях по осуществлению запланированных перемен социальный работник взаимодействует с различными системами — клиентуры, мишеней, действия, проводников перемен.
С учетом всего этого можно выделить три последовательных пункта на пути продвижения социального работника к цели как ключевых форпостов для ориентации своего местонахождения, а так же для определения целевого метода дальнейшего движения к цели, принимая во внимание интересы всех четырех базовых систем — клиентуры, мишеней, действия и проводников перемен, с которыми он вступает при этом в определенные отношения. Этими тремя форпостами являются: контакт, контракт и завершение Проводник перемен всегда направляется к одному из них в работе с любой из четырех систем.
Контакт есть первичная встреча социального работника как проводника перемен с потенциальным или реальным клиентом из системы клиентуры, мишеней или действия. Когда потенциальный клиент впервые обращается к социальному работнику с просьбой о помощи относительно конкретной проблемы, процесс перемен начинается только для социального работника, тогда как потенциальный клиент уже задолго до встречи много думал о том, как ему начать и с чего начинать первичный контакт. Но когда социальный работник сам начинает «доставать» клиента и проявляет инициативу в установлении контактов, ему самому надо тщательно готовиться к первой встрече для максимализации ее эффективности в попытке превратить клиента потенциального в реального, чтобы тот сам участвовал в реализации и закреплении перемен. И если он начинает работу в незнакомой для него общине, ему придется потратить недели, а то и месяцы для изучения обстановки и выявления целого ряда потенциальных представителей систем клиентуры, мишеней и действия до установления каких-либо контактов для достижения специфических перемен.
Контракт есть рабочее соглашение, достигнутое между социальным работником и системой клиентуры, которое можно рассматривать как первичный контракт. В дополнение социальный работник неизбежно будет устанавливать рабочие соглашения с другими людьми, имеющими отношения к процессу перемен, из систем мишеней, действия или проводников перемен. Такого рода соглашения можно рассматривать как «вторичные контракты.
Как только контракт заключен, начинается продвижение социального работника к конечному пункту процесса, к его завершению.
Завершение, таким образом, есть процесс продвижения к цели от заключения контракта до конечного результата. Объем времени, затраченного на достижение целей процесса перемен, будет в значительной
мере меняться от ситуации к ситуации в зависимости от целей и встречающихся на пути к ним трудностей. К примеру, в деятельности социального работника по оказанию помощи семье, в которой мать слегла в больницу на неделю, приходится выполнять различные роли как по содержанию, так и по протяженности во времени: то домашней работнице» то сиделки, то оказывать психологическую поддержку членам семьи, родственникам, а после преодоления кризиса, т.е. выздоровления все эти отношения завершаются быстро. Если же социальный работник выступает в роли председателя комитета по улучшению координации деятельности лечебных учреждений данного района с другими социальными службами, быть может ему на это потребуется и целый год.
Для иллюстрации рассмотрим действия социального работника муниципальной службы социальной помощи, озабоченного апатией и вялостью нескольких обитателей детдома, проживающих в нем на средства благотворительного фонда. Социальный работник просит своего друга, врача по профессии, который знаком с директором детдома, присутствовать на первой встрече с директором, чтобы помочь ему обосновать его, социального работника, опасения и требования. На этом этапе врач может расцениваться как часть системы действия, созданной для достижения контакта с директором детдома. После установления контактов врач выключается из ситуации, но остается потенциальным членом будущей системы действия, которую социальному работнику, быть может, придется применить спустя некоторое время. После установления контакта ближайшая цель социального работника — убедить директора (который на данный момент является реальной мишенью воздействия и потенциальным клиентом), что проблема действительно существует в детдоме, и что ему надо принять помощь социального работника в преодолении апатии и вялости его обитателей. Поскольку социальный работник выступает от имени обитателей детдома и они будут довольствоваться его услугами, их можно рассматривать как потенциальную систему клиентуры.
Несколько недель спустя в развитие той же ситуации социальный работник может заключить контракт с директором детдома (он превращается теперь из потенциального в реального клиента), который теперь будет призывать социального работника в целях консультаций и работы со штатом детдома. Социальный работник и директор рассматривают сотрудников детдома как систему действия, члены который ответственны за обеспечение перемен в поведении обитателей детдома. Но сотрудники детского дома могут одновременно рассматриваться и как мишени воздействия на них, потому что их отношение к детям по многим позициям само требует перемен. Социальный работник должен встречаться с сотрудниками детдома для выработки вторичного контракта или рабочего соглашения с ними: почему, что и как нужно менять в их работе с детьми. Он должен также спланировать необходимые для дела контакты с детьми — групповые или индивидуальные.
Нет надобности прослеживать пути развития социального работника в разборе простейшей ситуации, где системы клиентуры, мишеней и действия состоят из одних и тех же индивидов. К примеру, супружеская чета просит помощи в урегулировании некоторых проблем их взаимоотношений, и социальный работник решает их вместе с ними. В таких ситуациях прогресс в действиях социального работника можно характеризовать с тех позиций, достижение которых является промежуточной целью: контакт, контракт, завершение. Таким образом, в случае полного совпадения интересов основных систем достаточной является простая модель линейного движения по этапам. Но в большинстве ситуации социальный работник встречается с заметными различиями в системах клиентуры, мишеней и действия, и тогда приходится на разных этапах организовывать взаимодействие с различными системами мишеней и в заключение отметим, что в работе с одной системой социальный работник четко продвигается по линии контакт — контракт — завершение, относительно организации усилий по достижению конечных целей в целом далеко не просто проследить четкую последовательность ^Применении целевых методов. Однако в своей работе социальный работник легче сможет оценивать свои успехи во взаимоотношениях с надежной системой, если будет четко выделять предложенные нами три позиции. Они помогают уяснить, что именно и по отношению какой системе нужно было бы сделать для достижения запланированных целей его усилий по обеспечению необходимых перемен.
Выделенные нами ключевые форпосты помогают социальному работнику более чутко подмечать по истечении времени изменения в сущности заключаемых им контрактов, в приемах контактирования с людьми, а также сдвиги в объемах и структурах различных систем. Они призывают ЯП» использовать все свои умения и способности для наиболее квалифицированного сбора данных, диагноза и вмешательства в ситуацию на всех этапах запланированных усилий по обеспечению перемен.
Для социального работника очень важно поддерживать четкое и надежное функционирование систем действия для опоры на их деятельность в осуществлении усилий по достижению намеченных результатов. Каждая система действия есть сама по себе организация, в жизни которой могут возникать проблемы, которые сдерживают ее способности успешно выполнять поставленные перед нею задачи и обеспечивать достижение целей ее деятельности. В ряде случаев это — проблемы апатии, неспособности быстро принимать решения, недостаточная коммуникабельность, конфликты на почве борьбы за власть. При этом борьба за власть может возникать и в группе, которую община выделила для решения конкретной Задачи, и в семье, и даже в отношениях между двумя личностями. В любой системе действия социальному работнику приходится координировать УСИЛИЯ различных лиц и поддерживать взаимосвязи. Чем обширнее и надежнее система действия, тем больше времени и энергии приходится ему затрачивать на обеспечение ее функционирования. Социальный работник должен не только решать возникшие проблемы, но и формировать систему таким образом, чтобы не допускать возможности их возникновения.
Некоторые из целевых методов диктуются потребностями системы действия, но на различных этапах своего развития система действия встает перед фактом появления новых проблем. Соответственно меняется время от времени и целевые методы социального работника относительно данной системы.
Вопрос соотношения между целевыми методами, которые возникают из задачи сохранения работоспособности системы действия, и целевыми методами, возникающими из фазовых планируемых перемен, базируется больше на изменениях в структуре системы действия, нежели на последовательности задач, стоящих перед проводником перемен. Для анализа деятельности системы действия можно выделить следующие этапы:
- Изначальная систематизированная среда, в которой возникла система действия.
- Возникновение системы действия.
- Расширение системы действия.
- Функционирование системы действия.
На различных этапах своего развития система действия может сосредоточиваться на разных задачах: выработка осознания цели и проблемы, сбор фактов, поиски возможных решений, выбор направления деятельности и реализация этих направлений. Однако изложение этих задач в приведенной нами последовательности не означает, что очередность их исполнения не может быть нарушена в зависимости от различных обстоятельств, в которых действует данная система: иногда осознание проблемы и целей возникает и утверждается только после сбора фактов.
Как следствие практической деятельности анализируемой системы действия возникает необходимость исследования и пятого этапа анализа:
Трансформация системы действия, т.е. исследование и учет тех изменений, которые произошли в ее структуре и социальной направленности.
Вместе с тем, нельзя не заметить, что в изучении системы и практики действия данной общины важное значение придается не только содержанию и последовательности упомянутых фаз, но и вопросу о том, каким образом соотносятся фазы выполнения задач с уровнями развития самой системы действия.
От цели к задаче
После того, как общие цели, на достижение которых направлен весь процесс социальной работы, определены и уточнены, следующие шаги — трансформирование этих целей в специфические и конкретные задачи, которые нужно последовательно выполнять для продвижения к конечному результату. Замышление и исполнение в деятельности всех этих задач составляет сердцевину всей практики в социальной работе.
Для обеспечения связей между целями и задачами социальный работник опирается на два главных источника. Первый — общее представление о практических умениях, а также навыки их применения. К примеру, если нужно собрать информацию о данной проблеме, для выполнения этой целевой установки социальный работник использует свой опыт и умения в определении объема и содержания этой информации, а также свои знания, выбирая из них наиболее подходящие для сбора конкретных данных. По объему и источникам задача сбора данных может варьироваться от интервью в доме клиента и наблюдения за взаимодействием между членами семьи в лабораторных условиях до прогулки с ними по окрестностям.