Прогресс как самореализация сущности человека
Любая концепция социального развития общества предполагает наличие механизма ее реализации как основы социальной политики. Таковым механизмом является общественное производство. Воспроизводственный подход к анализу социального развития основывается на исследовании диалектики предпосылок и результатов общественного производства. Последняя характеризуется единством экономических и социальных процессов. Под экономическими процессами понимаются процессы производства, распределения, обмена и потребления продукта, под социальными — процессы производства и воспроизводства человека и общества в целом, что собственно и является основным объектом социальной политики.
Общественное функционирование и развитие осуществляется в процессе производства и потребления жизненных благ, образующих в совокупности благосостояние. Благосостояние характеризует сферу жизнедеятельности индивидов, социальных групп, общества в целом. Качество и количество благ, уровень обеспеченности ими, т.е. их соответствие достигнутому уровню развития общественных потребностей, соотношение благ, соответствие между ростом материальных и духовных благ, — все это является условиями социального равновесия как момента оптимальной социальной политики и соответствующей социальной сферы. Само же социальное равновесие — важнейший фактор общественного развития. Если его можно считать объективным, то не менее важен и субъективный фактор, на основе которого постоянно возникает вопрос: почему одни могут вести разумный, целесообразный образ жизни, используя неизменные блага для саморазвития, а другие ввергаются в пучину потребительства, тратят массу энергии на реализацию потребительского интереса или даже на деформацию личности и природных, антропологических основ ее жизни?
До недавнего времени народное благосостояние рассматривалось с точки зрения оценки уровня жизни и по сути отождествлялось с ним. Под уровнем жизни, как правило, понимается обеспеченность населения необходимыми благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей в них. Причем важна и территориальная доступность этих благ, связанная с местожительством. Помимо уровня жизни, среди основных аспектов благосостояния выделяется «образ жизни» — категория, выражающая структуру ценностных ориентации и интересов населения, этические и социально-политические стороны народного благосостояния и «качество жизни», которое характеризует условия существования — здоровье населения, развитие семьи, образование, мобильность и т.п.
В изучении проблематики народного благосостояния наиболее разработанным оказался социально-экономический подход: «Благосостояние есть обеспеченность необходимыми для жизни материальными и духовными благами: оно характеризуется степенью развития благ и пользования ими отдельной личностью, классом или обществом в целом. К благам относятся предметы, услуги, условия, удовлетворяющие определенную человеческую потребность, отвечающие интересам и устремлениям людей». В определении фиксируются субъекты благосостояния — личность, общество в целом, а также обозначаются те отношения, которые выражает данная социально-экономическая категория: это отношения обеспеченности, позволяющие более или менее полно удовлетворять потребности людей в соответствии с их интересами и устремлениями. Вместе с тем очевидно, что целостная концепция народного благосостояния и его корреляция с социальным развитием, пока еще не сложилась.
Для формирования социологической концепции, характеризующей народное благосостояние как социальную категорию и раскрывающей ее связь с процессами социальной политики, необходимо определить субъекты и объекты народного благосостояния, а также те социальные отношения, которые выражает данная категория.
При этом следует исходить из того, что уровень благосостояния общества пропорционален величине производимого продукта, общественного богатства. Поэтому темпы роста благосостояния должны соответствовать темпам роста общественного производства. Снижение темпов социального развития, торможение прогрессивных общественных преобразований, неблагоприятные структурные сдвиги характеризуют неблагоприятную динамику благосостояния.
Возобладание регрессивной тенденции в движении общества имеет следствием ускорение снижения благосостояния, усиление его дифференциации, падение уровня и качества жизни, заметное сокращение ее средней продолжительности. Такова генетическая связь благосостояния и социальной политики. Более углубленное ее понимание с точки зрения обоснования научного подхода к исследованию пропорций и темпов социальной политики как сложного противоречивого процесса — заключается в осмыслении социального прогресса общества и его соотношения с регрессом.
Прогресс в воспроизводстве человека означает не что иное, как рост богатства природы человека — его способностей познавать и преобразовывать мир в соответствии со своими потребностями, интересами, целями, в том числе и перестраивать социальную сферу, вторую природу.
Следовательно, социальный прогресс — это такое изменение человека как общественного индивида во взаимосвязи с условиями его существования, прежде всего материальными и социальными, расселенческими, которое ведет к гармоничному развитию личности. Именно человек и его свободное развитие является мерилом социального прогресса и соответствующей социальной политики, создания и функционирования социальной сферы.
Прогресс в развитии всех членов общества на основе повышения народного благосостояния включает в себя формирование отношений социальной справедливости и даже равенства, т.е. преобразование отношений между социальными группами в направлении преодоления социально-экономических различий между людьми. Прогрессивное социальное развитие общества характеризует последовательное сокращение неравенства возможностей.
Общество как социальный организм при определенных условиях функционирует нормально, обеспечивая сбалансированное пропорциональное развитие всех сфер, что является основой для социального прогресса и соответствующей социальной политики. Нарушения этой сбалансированности ведут к попятному движению, к регрессу или стагнации, что, собственно, сегодня и наблюдается в России, в том числе и, пожалуй, прежде всего в социальной сфере.
Регресс является следствием и такого нарушения пропорций в воспроизводстве и развитии человека и общества, при котором повышению материального благосостояния не соответствует рост духовного благосостояния, более того, повышение материального достатка сопровождается утратой духовности, нравственности. Эти виды общественной патологии имеют общую объективную основу, а именно:
социально-экономическое неравенство, усиление расслоения общества, нарушение экономических и социальных пропорций. Они тесно связаны друг с другом и могут сами выступать факторами, усиливающими один другой.
В отечественной социологической науке до недавнего времени в качестве общего критерия прогресса выдвигался уровень развития производительных сил. Сегодня меняется само понимание прогресса. Если раньше с ним связывали в основном интенсивное развитие производительных сил и сферы технологии, совершенствование социальной структуры и планового управления обществом, то теперь акцент делается на процессах, непосредственно затрагивающих развитие каждого человека, его способности и потенции. Прогресс, его критерии невозможно в наше время определять без ответа на вопрос, становится ли лучше или хуже человеку в результате того или иного социального и научно-технического развития. Мерой прогресса выступает возможность реализации сущностных сил человека, а значит, и степень его свободы, нравственного совершенствования, личностного развития, продвижения общества по пути разума и гуманизма.