Процесс реабилитации в рамках вторичной и третичной профилактики реализуемый в ОУ
1. Определения и цели вторичной и третичной профилактики
В 2000 году Министерством Образования РФ принята Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде – это первый нормативный документ, предполагающий работу учителей, школьных психологов, социальных педагогов, при наличии специальной подготовки в области реабилитации.
Согласно концепции вторичная профилактика зависимости от ПАВ касается лиц, которые уже испытывают на себе влияние проблемы, связанной с употреблением наркотических средств, но не обнаруживает признаков болезни. Цель вторичной профилактики – максимально сократить продолжительность воздействия ПАВ на человека, ограничить степень вреда, наносимого злоупотреблением ПАВ, как потребителю, так и окружающей его микросреде – учащимся образовательного учреждения и семье, предотвратить формирование хронического заболевания. Мероприятия вторичной профилактики должны быть направлены на полное прекращение дальнейшей наркотизации и восстановление личностного и социального статуса учащегося.
К третичной профилактике относятся мероприятия, направленные на предотвращение срывов и рецидивов наркомании, являющиеся по сути реабилитационными. Участие в этом процессе воспитателей, педагогов, школьных психологов, социальных педагогов рассматривается в качестве одного из основных факторов решения проблемы реабилитации. Это связано с тем, что именно специалисты образовательных учреждений осуществляют общеобразовательное и профессиональное обучение, обеспечивают организацию различных кружков по интересам, спортивных секций, оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь, формируют законопослушное поведение, без чего невозможно решить проблемы реадаптации и ресоциализации. В Концепции отмечается, что дети и подростки, успешно прошедшие реабилитацию, должны возвращаться в образовательные учреждения на общих основаниях.
В качестве важнейших составных частей вторичной профилактики выделяется: создание системы раннего выявления потребителей ПАВ, обеспечение доступности комплексного обследования и оказание квалифицированной психологической, медицинской, педагогической и социальной помощи. В Концепции указывается, что педагогам, школьным психологам, социальным педагогам и родителям учащихся, имеющих опыт употребления ПАВ, необходимо создавать психотерапевтическую атмосферу непримиримости к повторному употреблению ПАВ, и оптимизировать здоровые личностные и социальные устремления несовершеннолетних, при этом важно обеспечить длительное пребывание таких учащихся в нормативных микросредах (учебный класс в общеобразовательной школе, учреждения дополнительного образования, семья и т. д.), в которых вероятность распространения наркотиков сведена к минимуму.
Помощь педагогам и школьным психологам в организации мероприятий вторичной и третичной профилактики может быть оказана специалистами ППМС-центров. В спектр деятельности таких центров входят:
– консультативно-диагностическая, медико-социальная и правовая помощь несовершеннолетним, употребляющим ПАВ и имеющим болезненную зависимость;
– консультативная помощь и правовая поддержка родителей по вопросам наркозависимости несовершеннолетних;
– обеспечение духовного и творческого роста реабилитируемых за счет организации общеобразовательного и профессионального обучения и создание с этой целью учебных классов, студий, спортивных секций, трудовых мастерских и других специальных структур;
– организационно-методическая и консультативная помощь специалистам образовательных учреждений по вопросам профилактики наркоманий и зависимости от ПАВ;
– разработка программ профилактики срывов и рецидивов наркоманий у детей и молодежи, прошедших лечение и реабилитацию, и интегрированных в образовательное учреждение.
2. Организация работы в ОУ с несовершеннолетними, злоупотребляющими ПАВ
Нормативно-правовое и методическое обеспечение в сфере профилактики и реабилитации в условиях ОУ до сих пор недостаточно разработано. В настоящее время в Министерстве Образования РФ рассматривается Проект «Инструкции о порядке выявления и учета в образовательных учреждениях учащихся, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, пресечения их незаконного оборота в образовательных учреждениях и межведомственного взаимодействия по этим поводам».
В некоторой степени правовой базой проведения реабилитационной работы в ОУ может служить утвержденное Комитетом по образованию Санкт-Петербурга Примерное положение о кабинете по психолого-педагогической профилактике наркомании у детей и подростков при образовательном учреждении.
В этом разделе представлены некоторые положения этих документов.
Профилактическую и реабилитационную работу в образовательном учреждении организует и координирует специально назначенный работник ОУ (далее именуемый координатор), права и обязанности которого определяются на основе «Положения об общеобразовательных учреждениях» и Устава образовательного учреждения.
Администрация ОУ несет ответственность за все действия, предпринимаемые в случае возникновения в образовательном учреждении различных проблемных ситуаций, связанных с употреблением ПАВ или их распространением учащимися.
Должностные лица, реализующие профилактические и реабилитационные мероприятия должны руководствоваться следующими принципами: приоритета прав ребенка и его семьи; приоритета прав несовершеннолетнего на получение образования; приоритета педагогических, воспитательно-психологических мер над репрессивными; обеспечение максимально возможной конфиденциальности и осторожности действий; привлечение к принятию мер в каждом конкретном случае по возможности минимального числа должностных лиц; обеспечение адекватности принимаемых мер реальным обстоятельствам и одновременно – минимизация объема предпринимаемого вмешательства; предпочтение индивидуальных форм работы перед коллективными, если речь идет о наркотизирующемся несовершеннолетнем; построение отношений на доверительной основе; максимальной компетентности и ответственности специалистов.
В случае если на территории микрорайона, в котором находится образовательное учреждение, ситуация в отношении распространения наркотиков и других психоактивных веществ неблагоприятна, администрации ОУ необходимо предпринять меры по предупреждению проникновения ПАВ на территорию образовательного учреждения. В числе таких мер могут быть такие, как: усиление охраны учреждения; проведение совместно с сотрудниками территориального органа внутренних дел необходимых действий в близлежащих досуговых учреждениях, в которых выявляется неблагополучие в плане распространения ПАВ; организация или активизация деятельности родительских антинаркотических объединений; усиление мер по профилактике наркоманий среди учащихся; координация действий со всеми заинтересованными территориальными ведомственными учреждениями и службами. При осуществлении комплекса профилактических и реабилитационных мероприятий органы образования должны постоянно взаимодействовать с органами здравоохранения, внутренних дел и социальной защиты населения.
Образовательное учреждение обязательно должно располагать доступной для обучающихся, их родителей и родственников, работников образовательных учреждений информацией об учреждениях, организациях, службах, получивших в соответствии с законом лицензию на оказание наркологической помощи и осуществляющих обследование, консультирование, диагностику, лечение и медико-социальную реабилитацию несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотическими и другими психоактивными веществами.
Для обеспечения эффективности профилактических и реабилитационных мероприятий администрация ОУ должна сделать все возможное для укрепления авторитета работников, реализующих данную работу.
3. Работа педагогов и психологов ОУ по реабилитации наркозависимых несовершеннолетних
Как уже отмечалось одним из основных условий эффективной работы с несовершеннолетними, имеющими опыт употребления ПАВ, является как можно более раннее установление факта приобщения к ПАВ.
Педагог, столкнувшись с отклоняющимся от нормы поведением несовершеннолетнего, вправе предположить, что он употребляет ПАВ, особенно если этот учащийся общается с теми, кто использует психоактивные вещества.
В связи с этим педагог должен знать общие признаки употребления токсических веществ и наркотических средств, такие как:
- изменение внешнего вида и поведения, в той или иной степени напоминающие состояние алкогольного опьянения, но при отсутствии запаха алкоголя изо рта или при слабом, не соответствующем состоянию запахе;
- изменение сознания: его сужение, искажение или помрачение;
- частая смена настроения: беспречинное веселье, смешливость, болтливость, злобность, агрессивность, явно не соответствующие реальной ситуации;
- изменение речи: ее ускорение, подчеркнутая выразительность или замедленность, невнятность, нечеткость;
- изменение цвета кожных покровов: бледность или наоборот покраснение кожи лица и туловища; необычный блеск глаз или их «мутность», сильно суженные или расширенные зрачки, не реагирующие или плохо реагирующие на свет; сухость губ, осиплость голоса;
- изменение двигательной активности: повышенная жестикуляция, избыточность движений, неусидчивость или, наоборот, обездвиженность, вялость, расслабленность, стремление к покою (независимо от ситуации);
- изменение координации движений, нарушение их плавности, скорости, соразмерности, неустойчивость при ходьбе, покачивание туловища даже в положении сидя, нарушение почерка.
Перечисленные признаки могут быть представлены частично, быть стертыми и маловыраженными. Следует отметить, что многие из этих признаков не являются доказательством факта приобщения несовершеннолетнего к ПАВ, и психологу или педагогу целесообразно провести беседу с целью подтверждения или опровержения подозрений об употреблении несовершеннолетним ПАВ. В некоторых случаях в школе может быть организована доклиническая диагностика посредством использования экспресс-тестов токсико-наркотического состояний опьянения у учащихся. Если проводящий беседу педагог или психолог пользуется доверием несовершеннолетнего, то он может получить ответ и на прямой вопрос об употреблении учащимся ПАВ. В случае если отношения между специалистом, проводящим беседу, и несовершеннолетним не столь открыты, то целесообразней использовать косвенные вопросы.
Когда факт наркотизации оказывается установленным необходимо определить этап наркогенного заражения. Нельзя однозначно сказать следует или нет, на этапе первичных проб сообщать родителям учащегося о его наркогенном опыте. Это зависит от множества факторов: возраст учащегося, наличие в его окружении люди употребляющие наркотики, возможность для него в дальнейшем использовать наркотические вещества, а главное, согласие на информирование родителей самого воспитанника. Дело в том, что основным условием первичной беседы с учащимся является ее конфиденциальность, нарушение этого условия может подорвать доверие несовершеннолетнего к педагогу и сделать невозможной дальнейшую работу. Специалисту, проводящему беседу необходимо попытаться убедить учащегося в необходимости сотрудничества с родителями в противостоянии дальнейшему наркогенному заражению.
При подтверждении приобщения несовершеннолетнего к наркотикам или иным психоактивным веществам, ответственный за данную работу специалист ОУ решает вопрос, с учетом особенностей личности учащегося и семейной ситуации, о проведении с ним профилактической или реабилитационной работы в ОУ, или направлении на консультацию к специалистам в ППМС-Центр, наркологический диспансер, территориальное учреждение социальной работы с семьями или с подростками с девиантным поведением, реабилитационный центр и др.
На этапе первичных проб учащемуся необходимо объяснить негативные последствия наркотизации, показать как злоупотребление наркотиками может негативно отразиться на его жизненной перспективе, также нужно выяснить мотивы приобщения к ПАВ. С учетом причины первой пробы несовершеннолетнему необходимо предложить альтернативные варианты решения его проблемы, заставившей обратиться к наркотику и показать преимущества таких вариантов. Например, если мотивы первичного приобщения носили вынужденный характер, следует обсудить с учащимся поведенческие схемы, позволяющие противостоять наркогенному давлению и в ролевых играх отработать навыки отказа. А если при первичных пробах наркотических веществ у учащегося выявляются гиперактивные мотивы, нужно помочь учащемуся в организации досуга: выявить круг интересов, найти клубы или секции, где могут реализоваться интересы несовершеннолетнего. На этом этапе основная задача сформировать у несовершеннолетнего готовность отказаться от дальнейшего приобщения к ПАВ.
В случае если несовершеннолетний уже злоупотребляет наркотическими или другими веществами, но симптомы зависимости отсутствуют педагогу или психологу следует настоять на беседе с родителями или другим родственником, которому учащийся доверяет. Вместе с родителями нужно обсудить способы организации антинаркогенного контроля, продумать варианты снижения активности факторов, способных провоцировать наркотизацию. Нужно объяснить взрослым членам семьи необходимость консультации у специалистов наркологической службы, что такая консультация является анонимной, и не будет иметь никаких негативных последствий для их ребенка, но поможет определить эффективные пути предотвращения развития наркогенного заражения. Работа с несовершеннолетним на этом этапе отличается тем, что необходимо научить учащегося коррегировать свое состояние, связанное с желанием вновь испытать эйфорические ощущения за счет наркотизации. Также как и на предыдущем этапе, вместе с учащимся нужно найти наиболее эффективный способ «замещения» наркотизации и помочь ему организовывать свой досуг, и противостоять наркогенному давлению среды. Кроме этого надо организовать помощь несовершеннолетнему в более эффективной адаптации в школе, в частности способствовать повышению успеваемости по различным дисциплинам, подробнее об этом сказано ниже.
Если у несовершеннолетнего уже сформировалась психологическая зависимость, основная задача педагога или психолога – убедить учащегося и его родителей в необходимости обращения за помощью к специалистам, следует дать взрослым адреса, где несовершеннолетний может получить квалифицированную консультацию, и проследить чтобы он ее получил.
Часто лечение несовершеннолетнего осуществляется амбулаторно и он продолжает посещать школу, поэтому в ОУ такому учащемуся необходимо создать условия, благоприятствующие реабилитационному процессу, помогающие преодолевать дискомфортные ощущения, обусловленные отказом от ПАВ, а также дающие опыт переживания положительных ощущений.
Такой режим включает в себя организацию щадящей учебной нагрузки, помощь в освоении предметов и поддержку положительных сдвигов в освоении школьной программы, что дает возможность формировать у учащегося представление о социально приемлемых способах реализации потребности в признании, успехе, достижении психологического комфорта, повышает его самооценку. Следует отметить, что школьная неуспеваемость может быть как следствием употребления несовершеннолетним психоактивных веществ, так и фактором, способствующим наркотизации, в связи с этим данная работа является чрезвычайно важным компонентом реабилитации в условиях ОУ и в ней должны участвовать все учителя, работающие с наркотизирующимся несовершеннолетним.
Сложнейшую проблему, которую нужно будет решить педагогу в отношении учащегося, систематически использующего наркотические вещества или иные ПАВ – организация его общения в классе. При решении этой проблемы важно вовлечь несовершеннолетнего в жизнь школьного коллектива, создать условия, при которых пребывание в школе будет для него комфортным, и он будет получать опыт социально одобряемой активности, самореализации. Целесообразно включать его в групповую работу, где он будет нести ответственность за результаты совместной деятельности, и получать от педагога оценку своего личного вклада. При этом учитель не должен исключать возможность вовлечения в наркотизацию своих одноклассников. Поэтому надо внимательно следить не только за самим несовершеннолетним, злоупотребляющим ПАВ, но и за школьниками, тесно с ним общающимися.
Организация строжайшего контроля, исключающего возможность использования ПАВ, является важнейшим условием с наркотизирующимся несовершеннолетним. Необходимо определить пути получения учащимся ПАВ, выявить круг тех лиц, с которыми он употреблял их. Общение с этими лицами должно быть полностью исключено, в связи с этим необходимо контролировать посещаемость учащимся всех уроков, сразу же выясняя причины пропусков и следя за возможными изменениями в его состоянии, свидетельствующими о возможной наркотизации. К контролю за посещаемость учащимся школьных занятий должны быть привлечены все учителя, работающие в классе, при этом их необязательно информировать об истинной причине такого контроля. Такая работа будет иметь смысл, если строгий антинаркогенный контроль осуществляется и в семье несовершеннолетнего.
4. Диагностика возможного употребления ПАВ и тестирование
На всех этапах реабилитационного процесса может возникнуть необходимость проведения тестирования с целью обнаружения возможного употребления наркотиков. В домашних условиях родители могут использовать диагностические бесприборные экспресс-тесты для выявления наркотиков.
В соответствии с концептуальными основами реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ, в образовательном учреждении такая диагностика может проводиться только с согласия родителей и осуществляться:
– в школьном медицинском кабинете доврачебной и врачебной (тестовой) диагностики случаев токсико-наркотического опьянения с ознакомлением родителей с ее результатами;
– через организованный при школьном медицинском кабинете внутришкольный наркологический пост. При нем может быть организована доклиническая диагностика состояний токсико-наркотического опьянения у учащихся в школе с использованием экспресс-тестов.
Школьный врач должен выступать представителем со стороны школы, в процессе оказания помощи родителям в установлении контактов семьи с районным психиатром-наркологом для более квалифицированной оценки проблем несовершеннолетнего, втягивающегося в алкоголизацию или наркотизацию. Педагог может привлечь школьного врача к организации информирования родителей, в ходе обучающих семинаров и индивидуального семейного консультирования, о возможности контролировать с помощью экспресс-тестов случаи с вероятным токсико-наркотическим опьянением у ребенка, который начал наркотизироваться.
Необходима постоянная связь между медицинским учреждением и работниками образовательного учреждения, в случае постановки несовершеннолетнего на учет в наркологический диспансер. Через заместителя директора школы по воспитательной работе специалист наркологической службы может привлечь школьного психолога, социального педагога, медсестру и школьного врача к оказанию социально-психологической поддержки подростку-наркоману и его семье.
5. Психологическая работа с наркотизирующимися несовершеннолетними
Как уже говорилось, психотерапия лежит в основе воздействия при любом варианте психологической помощи и применяется в различных направлениях. Взаимодействие с несовершеннолетним может быть организовано на основе разных психологических и психотерапевтических концепций и теорий.
Определяя план психотерапевтической работы, психологу необходимо ориентироваться на обязательность соблюдение добровольности. Одной из важнейших задач психолога является установление и поддержка доверительных отношений на протяжении всего процесса взаимодействия с несовершеннолетним.
Можно выделить следующие мишени психокоррекционной работы:
- в поведенческой сфере: эгоцентризм, избегание решения проблем, преимущественно однотипный способ реагирования на фрустрацию и трудности, неуверенность в себе, высокий уровень притязаний, низкая самокритичность;
- в аффективной сфере: эмоциональная лабильность, низкая фрустрационная толерантность, быстрое возникновение тревоги и депрессии, низкая или нестабильная самооценка, проявление социоофобии, агрессивность;
- искажения мотивационно-потребностной сферы: блокировка потребности в защищенности, самоутверждении, свободе, временной перспективе;
- наличие когнитивных искажений, увеличивающих дисгармонию личности, «аффективная логика»: селективная выборка, произвольное отражение, сверхраспространенность, абсолютное мышление, персонализация.
На начальном этапе психокоррекционной работы для создания доверительных отношений эффективно использование клиентцентрированной терапии (К. Роджерс). В процессе взаимодействия с несовершеннолетним необходимо соблюдать следующие принципы: восприятие несовершеннолетнего таким, каков он есть; признание его как личности и уважение к нему, невзирая на его поведение; естественность и аутентичность поведения психолога по отношению к подопечному; восприятие не только чувств клиента, но и проявление собственных эмоций, вызванных признаниями несовершеннолетнего, при полном сохранении искренности. В процессе такого взаимодействия с психологом несовершеннолетний учится новым взаимоотношениям, а затем переносит их на других людей.
Важная задача психолога сформировать устойчивую мотивацию отказа от наркотиков, но это невозможно сделать пока подросток не осознает – то, что с ним происходит в различных сферах его жизнедеятельности отрицательного, является результатом употребления наркотиков. Чтобы несовершеннолетний смог оценить влияние употребления наркотиков на свою жизнь можно использовать мультимодальную терапию (А. А. Лазарус). Сущностью мультимодальной терапии является предположение, что личность может быть исследована в различных сферах своего функционирования: поведение; эмоции и чувства; ощущения; образы и представления; когниции; межличностные отношения; биологическое существование, прием медикаментозных средств, наркотиков, а изменение в одной из сфер вызывает изменения и во всех других. Работая в рамках мультимодальной терапии, психолог может определить какие подходы, техники и упражнения могут быть эффективными в данном случае, и при каких условиях.
Ответственный выбор отказа от наркотизации и принятие альтернативного поведения несовершеннолетним может осуществляться на основе терапии реальностью (У. Глассер). Терапия направлена на то, чтобы дать несовершеннолетнему психологическую силу принять ответственность за свою жизнь; помочь научиться осознавать свои желания, ставить цель и планомерно ее реализовывать; более эффективно строить и контролировать свою жизнь.
Почти все подростки, употребляющие наркотики, отличаются повышенной тревожностью, а при состоянии напряжения получить достоверную информацию практически невозможно. В связи с этим при проведении психологического консультирования универсальной техникой является релаксация, кроме того, релаксация может помочь снять некоторые симптомы физического дискомфорта, связанные с прекращением использования наркотических веществ.
При проведении групповой терапии с наркотизирующимися несовершеннолетними важными элементами успеха являются терапевтическая среда и сформированное «коллективное мнение», осуждающее потребление наркотиков.
Важным и необходимым компонентом психокоррекционной работы с наркотизирующимся несовершеннолетним является работа с его семьей.
6. Основы помощи семье несовершеннолетнего, злоупотребляющего ПАВ
Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде является методической основой организации помощи семьям несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ.
Работа с родителями в условиях образовательного учреждения предполагает реализацию двух групп задач – воспитательных, осознание взрослыми членами семьи важности и необходимости специальной работы с детьми по предупреждению наркогенного заражения и образовательных, освоение основных приемов организации семейной профилактики.
Работа с родителями разделяется на общую, ориентированную на все группы родителей, и специальную, ориентированную на родителей несовершеннолетних группы риска. Общая работа заключается в организации специальных семинаров, лекций, родительских собраний направленных на ознакомление родителей с проблемой наркотизма. В ходе этой работе необходимо предоставить родителям информацию об особенностях воспитания, способствующих наркотизации несовершеннолетних, такими как: неопределенные распоряжения без четких границ и отсутствие сотрудничества и четкой позиции по вопросам воспитания детей у родителей; игнорирование родителями хорошего поведения и успехов ребенка с одновременным с наказанием плохого; неполный контроль, когда родители не знают где и с кем находятся их дети; непоследовательные дисциплинарные требования и пустые угрозы; постоянное выражение недовольства ребенком; стойкий и затяжной конфликт между родителями и остальными членами семьи; «блоки» внутри семьи, неспособность испытывать общие для всей семьи радости; неспособность родителей к сочувствию и пониманию потребностей своего ребенка; нереальные родительские ожидания по отношению к нему и др. Учитель и психолог могут помочь родителям овладеть навыками эффективного взаимодействия в семье, защищающими ребенка от возможной наркотизации.
Педагогу и психологу важно настроить родителей на повышение бдительности и научить их распознавать наркоманию на этапе первых проб ПАВ.
Следует предупредить родителей, что для них сигналами тревоги должны стать изменения в поведении ребенка и личностные нарушения, и им нужно обращаться за помощью к специалистам, если у их ребенка происходят следующие изменения:
- стал в семье менее общительным;
- у него появилась, не отмечавшаяся ранее, частая и беспричинная смена настроения в форме повышенной ранимости, раздражительности или апатии, или благодушия и эйфории;
- резко изменился круг и характер общения, появились новые приятели, с которыми он разговаривает в полголоса, иносказательно, используя сленг или подолгу и непонятно о чем по телефону;
- изменился круг интересов широким диапазоном от многочасового прослушивания оглушающей музыки до «философической интоксикации» с изучением мировоззренческой литературы или «оккультных наук»;
- снизился интерес к учебе, появилась рассеянность, пропуски занятий;
- стал подолгу пропадать из дома;
- резко нарушился режим дня: не спит по ночам, а утром трудно разбудить, подолгу залеживается в постели, иногда засыпает на уроках.
Данная работа имеет огромное значение, так как раннее выявление потребителей ПАВ является важнейшей составной частью процесса реабилитации и положительно влияет на уровень реабилитационного потенциала. В случае, если родители убеждаются, что их ребенок употребляет ПАВ педагог или психолог должны убедить родителей в необходимости помощи профессионалов и подсказать организации, службы и учреждения где эта помощь им может быть оказана.
Работа с родителями несовершеннолетних группы риска, а также тех детей и подростков, которые уже имеют опыт использования одурманивающих веществ или прошедших реабилитацию в РЦ предполагает следующие направления: индивидуальное консультирование взрослых членов семьи; помощь при организации их взаимодействия с подростковыми наркологическими службами; осуществление антинаркогенного контроля, исключающего использование несовершеннолетними ПАВ; привлечение родителей и других взрослых членов семьи к участию в психолого-педагогических коррекционных программах.
Системный подход к семье и опыт семейной терапии показывает, что семья системно, включая реакцию всех ее членов, реагирует на факт наркотизации несовершеннолетнего. Реакция семьи зависит от сложившихся внутрисемейных отношений и доминирующего психологического климата, эта реакция может или способствовать прекращению употребления ПАВ ребенком, или фиксировать психологическую зависимость и закреплять различные формы аддиктивного поведения детей, провоцировать срывы при формирующейся ремиссии.
В связи с этим педагог и психолог должны помочь родителям сформировать и реализовать реабилитационные и корригирующие личность программы воспитания детей, обеспечивающие оптимальное социальное развитие. Необходимо проинформировать родителей о том, как направить ребенка на уход от бессодержательного группирования, ведущего к употреблению алкоголя и наркотиков, показать им первостепенную роль семьи в развитии у ребенка способности сопротивляться давлению негативной группы.
Можно выделить несколько шагов в индивидуальной работе с родителями несовершеннолетних, употребляющих ПАВ:
- первый шаг: становление доверительных отношений между специалистом и родителем, обращающимся за помощью; оценка семейной ситуации и проблемы; обсуждение с родителями тех направлений, где они хотели бы в первую очередь увидеть изменения; привлечение к работе других близких людей;
- второй шаг: объяснение родителям некоторых определяющих основ межчеловеческих отношений; поиск глубинных причин и нереализованных потребностей ребенка провоцирующих у него протестное поведение, алкоголизацию и наркотизацию;
- третий шаг: формирование у родителей правильного отношения к самооценке и чувству самоценности ребенка, объяснение необходимости коррекции этого базового чувства, в связи с тем, что низкая самооценка часто является причиной возникновения психической зависимости, конфликтности, аутоагрессии, противоправных действий, склонности к алкоголизации и наркотизации;
- четвертый шаг: формирование у родителей чувства уверенности в себе, при решении проблем; обсуждение опыта и практики здоровой семьи.
В отношении с несовершеннолетним, имеющим опыт употребления наркотиков, родителям важно придерживаться определенных правил, основные из них перечислены ниже:
- Нельзя допускать, чтобы кто-либо их ближайшего окружения несовершеннолетнего, злоупотребляющего ПАВ, был заинтересован в его излечении больше чем он сам.
- Не поддерживать пустых разговоров о наркотиках, так как такие беседы не имеют лечебного значения и могут провоцировать рецидив наркотизации, психологически возвращая несовершеннолетнего в среду связанную с наркотиками.
- Радоваться только конкретным действиям и достижениям несовершеннолетнего на пути выздоровления. Наркоман может пытаться убеждать своих близких в том, что он хочет заняться чем-то серьезным, и чем больше радости выражается по поводу его энтузиазма, тем больше он чувствует себя осуществившим свое намерение и ограничивается этим.
- Полная смена окружения и обстановки снижает возможность рецидива. Наркоманы испытывают удовольствие, если им удается вернуть в свою среду того, кто пытался вырваться из их круга, поэтому надо обеспечить ребенку возможность порвать общение с группой наркоманов.
Важно чтобы у родителей была уверенность, что в образовательном учреждении осуществляется антинаркогенный контроль и их ребенок защищен от наркогенного давления среды; при первых признаках, свидетельствующих о возможности возникновения рецидива, педагог обратит на это внимание и предпримет соответствующие меры; в образовательном учреждении есть профессионалы способные оказать помощь, поддержку, предоставить необходимую информацию о способах решения проблемы.