Типы социальной службы для семьи и детей

В Указе Президента РФ «О первоочередных мерах по реализации всемирной декларации об обеспечении выживания, Защиты и развития детей в 90-е годы» от 1 июня 1992 г. № 543 сказано: «…Содействовать созданию и укреплению территориальной сети учреждений нового типа социальной помощи семье и детям (центров социальной помощи, психолого-педагогических консультаций, центров реабилитации детей-инвалидов, центров планирования семьи, центров усыновления, опеки и попечительства, медико-педагогических школ, социальных гостиниц для детей, подростков, матерей с детьми и др.».

Служба социальной помощи населению предусматривает: выявление семей группы социального риска (многодетных, неполных, студенческих, имеющих инвалида, проживающих в неудовлетворительных условиях, одиноких и престарелых, асоциального поведения родителей и детей) и оказание им содействия в получении материальной, медицинской, юридической, психолого-педагогической, социально-бытовой и иной необходимой помощи; выявление у взрослых и детей социальных, личных и ситуативных трудностей; помощь в их преодолении путем поддержки, защиты, реабилитации; привлечение в необходимых случаях с этой целью специалистов (психологов, юристов, врачей, педагогов и др.); проведение индивидуальной работы с детьми и взрослыми с асоциальным поведением.

Служба планирования семьи предусматривает: повышение квалификации врачей, работников культуры и просвещения по вопросам формирования у населения ответственного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению; организацию центров планирования семьи.

Служба медико-социальной помощи предусматривает: патронаж беременных и родивших женщин, расширение сети стационарных медико-социальных учреждений для престарелых, инвалидов, неизлечимо больных людей.

Служба социальной реабилитации проводит: социальную реабилитацию лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, вернувшихся из мест лишения свободы, социальных учебно-воспитательных учреждений; оказание помощи бывшим воспитанникам интернатов, детских домов, не имеющих родителей или оставшихся без их попечения (денежные пособия, помощь в трудоустройстве, возвращение или получение жилья, раздел имущества и т.д.); устройство детей, оставшихся без попечения родителей или проживающих в неблагоприятных семьях; подготовку и внесение в народный суд заявлений об ограничении дееспособности родителей, о лишении родительских прав, о выселении лиц, лишенных родительских прав, если их совместное проживание с детьми невозможно; создание центров усыновления и попечительства, медико-психолого-педагогических диагностических центров, центров социальной реабилитации, лечебно- и учебно- воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей, социальных приютов, бирж для устройства несовершеннолетних и женщин с детьми.

Служба психолого-педагогической помощи предусматривает: создание психолого-педагогических консультаций, центров повышения психологической устойчивости, организацию службы доверия и службы знакомств, содействие в подготовке молодежи к семейной жизни, оказание помощи в воспитании детей в семье.

Служба социально-правовой защиты и юридической помощи предназначена для обеспечения функционирования комиссий по защите прав детей и по рассмотрению дел несовершеннолетних; создания социальных консультаций по вопросам семьи, брака и прав детей; содействия в организации семейных судов.

Служба социальной профилактики отклоняющегося поведения имеет своей целью организацию работы по предупреждению преступности, алкоголизма, наркомании, суицидов, бродяжничества, правонарушений и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних, их безнадзорности; содействие органам внутренних дел в предупреждении повторных преступлений лицами, ранее осужденными.

Служба семейного досуга предусматривает участие в развитии социально-культурной среды, внешкольных, культурно-спортивных и иных учреждений; создание центров семейного досуга, семейных клубов.

Служба социально-бытовой помощи предусматривает развитие сети отделений и центров социально-бытовой помощи, расширение предоставляемых услуг престарелым, одиноким и инвалидам, развитие и совершенствование системы обеспечения инвалидов протезно-ортопедической помощью и специальными изделиями для компенсации дефекта и облегчения быта.

Психотерапевтические, психологические и социальные службы выполняют функции информационные (информация о социальных льготах, представляемых государством для улучшения условий воспитания детей, материального положения семей, порядка получения дополнительных льгот) и посреднические (установление контактов с администрацией по месту работы взрослых членов семьи и органами социального обеспечения с целью получения пособий, оказание содействия в улучшении жилищных условий).

Сбор и создание информационного обеспечения как начальный этап социальной работы с населением

 

Одной из важных задач социального работника, с которой начинается профессиональная социальная помощь и поддержка населения, является сбор необходимой информации и социальной инфраструктуре микрорайона, составе проживающего в нем населения и его социальных нуждах и потребностях. В процессе сбора первичной информации социальный работник получает возможность выявить наиболее нуждающихся в социальной поддержке слои населения (инвалиды, престарелые, семьи и дети группы риска и т.д.). Он получает также представление о социальном неблагополучии этих категорий населения и предусматривает меры оказания экономической, правовой, медицинской, психолого-педагогической помощи в каждом конкретном случае.

Приведенные ниже информационные карты и матрицы рассчитаны на достаточно полную и объемную информацию о социально-демографических, социально-экономических, социально-психологических, медико-социальных и криминальных характеристиках населения микрорайона. Однако в зависимости от специализации социального работника могут быть использованы не все пункты приведенных ниже карт и матриц, а выбраны те, которые наиболее необходимы для конкретной специализации социальной работы. Социальные работники, ориентированные на работу с детьми и семьями группы риска, должны в первую очередь владеть информацией о личности детей и условиях их семейного воспитания. Социальная работа с молодежью требует знания условий жизни молодежи и молодых семей, в то время как остальная служба, ориентированная на работу с престарелыми и инвалидами, должна быть более подробно информирована об условиях жизни этой категории населения. Таким образом, предложенные карты могут быть использованы как целиком, так и выборочно. На их основе может формироваться обобщенная информация о социальной микроструктуре, необходимая для управленческих структур муниципального уровня.

Важно помнить, что информация, полученная социальным работником, должна носить безличный характер, не подлежать разглашению, а также не использоваться в фискальных целях и во вред населению и каждым отдельным гражданам.

Для заполнения и сбора необходимой информации социальным работникам предлагаются следующие информационные карты и матрицы.

Паспорт социальной инфраструктуры микрорайона.

Базовый документ, дающий общее представление о социальных особенностях территории, на которой действует данный социальный работник. Заполняется один раз в начале работы. Впоследствии в него вносят соответствующие коррективы и исправления.

Паспорт микрорайона содержит информацию, позволяющую социальному работнику принимать обоснованные оценки и решения.

Пункт 1. Карта-схема микрорайона. Имеется в префектуре.

В случае отсутствия составляется социальным работником.

Пункт 2. Описание природной среды. Данные имеются в соответствующих территориальных отделах. Уровень экологического загрязнения (высокий, средний, низкий) определяется, исходя из существующих нормативов, где средний уровень равен норме. Также определяют показатели по другим характеристикам паспорта (радиологическая обстановка, насыщенность маршрутами общественного транспорта и т.д.).

Пункт 3. Описание материальной среды. Часть данных может быть получена в префектуре. Более конкретные показатели, например число детских площадок, уточняют через ЖЭК и ДЭЗы.

Пункт 4. Характеристика населения. Информация более общего плана содержится в документах статистики. Отдельные характеристики следует выявлять в ЖЭКах и вносить в паспорт после суммирования (например число одиноких).

Пункт 5. Характеристики семей, молодежи и несовершеннолетних составляют из результатов обследования населения, документов ЖЭКа, учебных и трудовых коллективов.

Карта обследования семей, имеющих несовершеннолетних детей.

При заполнении этого документа в качестве отправной точки социальный работник выбирает ребенка с момента рождения и до совершеннолетия. Семья рассматривается как среда, социальные условия проживания и воспитания ребенка.

Информация, связанная с поведением, успеваемостью, частично данные о семье имеются в школе. Определенную помощь может оказать классный руководитель, дошкольный воспитатель, участковый милиционер. Часть данных (состав семьи, жилищные условия и т.д.) имеется в домоуправлении. При отсутствии данных по ряду позиций социальный работник добирает информацию сам, используя помощь представителей местной власти, медработников, педагогов и т.д..

Карта обследования социально дезадаптированных несовершеннолетних

Карта заводится на несовершеннолетних от 14 до 18 лет с признаками различных форм социального неблагополучия. Выявляются дети через преподавателей, органы охраны общественного порядка. Особенность документа: заполнения связано с содержанием труда социального работника, поэтому требует дополнительного времени и не может быть регламентировано по срокам заполнения. Ряд пунктов (1-8) заполняются сразу. Сбор информации по остальным пунктам сопряжен с необходимостью ознакомиться с работой школьного коллектива, с образом жизни семьи. Здесь проявятся профессиональные качества социального работника: способность к наблюдению, коммуникабельность, умение анализировать ситуацию и делать выводы. Сбор информации сопряжен с трудностями, связанными с необходимостью контактов с семьей для получения данных о ее ценностных ориентациях, духовных потребностях, нравственных принципах.

Такая карта и для его преемников, так как позволяет быстро войти в курс дела.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *