Теоретические подходы к теории социальной работы в1921-1930гг.
В эти годы происходит “проникновение” психологического знания в индивидуальные методы социальной работы. “Новая психология”, представленная бихевиористской школой, школой Адлера, фрейдистской школой, школой Юнга, находит отражение в теории и практике социальной работы.
В социальной работе этого периода актуализируются и получают интерпретацию такие феномены, как наследственность, физиологическое развитие индивида, развитость — неразвитость интеллекта. Психология и психиатрия становятся основой, в соответствии с которой получают объяснение ситуации жизненных обстоятельств клиента. Так, психология развития и теория З.Фрейда явились для социальной работы теориями, объясняющими поведенческие симптомы, открывающими возможность анализировать внутренние процессы помощи и поддержки. Социальный бихевиоризм оказал серьезное влияние на изучение социальной истории клиента.
Несмотря на то что концепции «лечения» в социальной работе играют доминирующую роль, наряду с ними получают распространение концепции «интервенций». «Социальная история клиента» и «лечение» стали доминантами в методе индивидуальной работы, социальными стандартами в процессе деятельности социальных работников.
В процессе социальной помощи начинают выделять обязательные интерактивные элементы:
- использование ресурсов;
- помощь клиенту в осознании им своих проблем;
- помощь клиенту в развитии способности «работать на свои внешние социальные программы».
В концепциях «лечения», диагностических подходах намечаются существенные изменения.
В 20-х гг. М.Ричмонд реформировала метод индивидуальной работы, поскольку в практику привносятся элементы психоанализа, что позволяло анализировать интропсихические процессы в контексте социальных проблем. Психоанализ расширял представление о диагнозе и давал научный метод изучения не только личности, но и социальных отклонений, что было особенно важно для социальных работников. Окружающая среда, в которой находился клиент, теперь интерпретировалась в единой научной схеме и логике.
С 1922 г. М.Ричмонд разрабатывает принципы «социальной индивидуальной работы», где помимо прежнего подхода «ум на ум» получают развитие такие принципы, как «индивидуальное развитие», «регулирование человеческих отношений» „В центре внимания оказываются объективные факторы в сочетании с различными ситуациями в жизни людей. Объекты социального диагноза и соответствующих акций, направленных на улучшение функционирования клиентов, были включены в процессы, развивающие личность и регулирующие социальное окружение.
При этих подходах личность представала как совокупность биологических факторов и факторов развития, включенных в отношения с другими людьми и самопредставление клиента. Жизнь индивида виделась как совокупность сложных и противоречивых отношений с другими людьми, поскольку это обусловлено многообразием человеческих отношений, взаимозависимостью, самовыражением.
Кроме разработки моделей взаимодействия на основе психоаналитической теории, определялись также и принципы взаимодействия социального работника и клиента, которые М.Ричмонд называет «принципами ментальной гигиены». Впоследствии эти принципы будут приняты за основу этического кодекса социального работника. Принципы ментальной гигиены включали следующие положения:
- симпатизировать клиенту;
- отдавать ему предпочтение;
- поощрять его;
- совместно с ним строить ясные планы действий.
Теоретическая деятельность М.Ричмонд заложила основы определенного подхода, школы социальной работы, известной под названием «диагностическая школа» (подход этой школы к социальной работе соответственно называется «диагностическим подходом»).
Дальнейшее осмысление и развитие индивидуального подхода в этот период намечается в работах В.Робинсон (V.Robinson) и Дж.Тафт (J.Taft).
В.Робинсон, обосновывая новые перспективы в методе индивидуальной работы, предлагает поставить в центр внимания не ситуацию клиента, а ценности и смыслы его индивидуального опыта, основывая на них процесс помощи. Особое внимание в практическом взаимодействии социального работника и клиента она уделяет прошлому опыту клиента, его детским переживаниям, наклонностям, ценностям. Рассматривая принципы общения клиента и социального работника, Робинсон подчеркивает, что понимание запросов клиента играют ведущую роль в процессе построения и оказания помощи.
Другой подход в развитии теории и практики социальной работы представлен в направлении, которое получило название «функциональная школа социальной работы». Идеологами данного направления выступали О.Ранк (О.Rank) и Дж.Тафт (J.Taft). В основу функциональной индивидуальной работы положены психологические подходы О.Ранка. Отталкиваясь от учения Фрейда, он считал, что кризисные состояния, возникающие в процессе развития личности, вызваны родовыми травмами (полученными при рождении). Поэтому он считал, что встреча индивида с социальным работником неизбежна, независимо от конкретных социальных условий. Другие представители этого направления проявляют значительно меньший интерес к детским переживаниям клиента, акцентируя внимание на воле и готовности к переменам — доминантам, которые лежат в основе практической теории данного подхода. Существенное место в деятельности «функциональной школы» занимают отношения, которые устанавливаются в результате взаимодействия социального работника и клиента и которые определяют процесс помощи. Процесс становится ведущим понятием, базисом научной рефлексии, вокруг которого формируется понятийное поле данной школы индивидуальной работы. В центре внимания функционального метода находится процесс, возникающий между социальным работником и клиентом, способствующий укреплению позитивных доминант, на базе которых можно строить процесс помощи. Эти доминанты представляют собой для социальной работы аксиомы, не требующие верификации, что позволяет процессу интеракций выступать проблемным полем и «местом теоретических битв».
Функциональная школа в основу своих теоретических построений поставила не диагноз, а процесс взаимодействия социального работника и клиента. По мнению представителей этой школы, наиболее важным во взаимодействии социального работника и клиента является процесс как форма и средство изменения ситуации. Функциональная школа базировалась на принципах синхронического подхода «здесь и теперь», когда в процессе взаимодействия социального работника и клиента актуализируется настоящий опыт клиента, его чувства и эмоциональные переживания. Отсюда основная задача виделась в том, чтобы помощь была осознана и принята клиентом, В этом случае между социальным работником и клиентом устанавливаются другие взаимоотношения: они становятся партнерами и несут равную ответственность за изменение ситуации. Главное направление данной теоретической мысли виделось в создании и развитии техник и методов помощи клиенту.
В 1928 г. на Милфордской конференции социальных работников были определены основные аспекты индивидуальной работы с клиентом:
- Знание типичных отклонений от общепринятых норм социальной жизни.
- Использование знания норм человеческой жизни и человеческого общения.
- Ознакомление с подробностями жизни конкретного человека, оказавшегося в затруднительном положении.
- Применение общепринятых методов изучения и помощи людям, которые нуждаются в социальной поддержке.
- Использование средств и ресурсов местной общины в социальном лечении.
- Применение научных знаний и накопленного опыта в сочетании с требованиями индивидуального подхода.
- Понимание философских основ, определяющих цели, этику и особенности индивидуального подхода в социальной работе.
Соединение вышеупомянутых аспектов в единой системе социальной работы.