Юридическое понятие семьи и ее социальные проблемы

Семья — группа лиц, имеющая между собой предусмотренные законом права и обязанности. Поскольку отношения между членами семьи регулируются нормами семейного права, они называются семейно-правовыми и базируются на конституционных нормах.

Часть 1 ст.38 Конституции РФ утверждает: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Этим подтверждается воплощение в российском праве декларации прав человека 1948 г., Декларации прав ребенка 1959 г., Конвенции о правах ребенка 1989 г., принятых Генеральной Ассамблеей ООН. В них утверждается необходимость особой защиты и помощи материнству, правовой защиты семьи, создания социальных условий для ее нормального функционирования, обеспечения гармоничного развития каждого ребенка с учетом его физиологических особенностей.

В ст.38 говорится, что забота, воспитание детей — равное право и обязанность родителей, как и «трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях».

В статье подчеркивается гарантия социального обеспечения для воспитания детей, установления пенсий, пособий, поощрение форм социального обеспечения и благотворительности (медицинская помощь, содержание детей без родительского попечения в детских домах, интернатах, льготы многодетным семьям, приемным семьям и т.д.).

Основные законодательные акты, регулирующие семейные отношения _ Семейный кодекс РФ (СК РФ) (вступил в силу с 1 марта 1996 г., составной частью семейного законодательства являются нормы международного права и международные договоры РФ в области семейного права), Гражданский кодекс РФ и другие нормативные акты.

В Семейном кодексе рассматриваются: правонарушения между родителями и детьми, права и интересы ребенка в свете международных норм о правах и свободах человека; права несовершеннолетних детей.

Права ребенка.

По СК РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия).

Основное право: «У каждого ребенка есть право жить и воспитываться в семье, на заботу о нем, обеспечение его интересов, уважение достоинства» (ч.2 ст.54).

Из этого положения вытекает:

  • право ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих (ч. 2 ст.56 СК РФ). При любом нарушении прав и законных интересов он вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет — в суд;
  • право ребенка выражать свое мнение;
  • право ребенка на постоянное общение с близкими людьми;
  • право ребенка на имя, отчество, фамилию.

Важнейшими правами ребенка являются право на воспитание, образование, заботу, совместное проживание с родителями (или лицами, их заменяющими).

Имущественные права детей определяются гражданским и семейным законодательством — право собственности (нормы гражданского права), «имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка» (ч. 3 ст.60 СК РФ).

При судебном разделе имущества не подлежат разделу:

  • имущество, принадлежащее ребенку (полученное им в дар, по наследству, приобретенное на его собственные средства);
  • денежные вклады, внесенные на имя ребенка независимо от того, кто и когда сделал их;
  • доходы (стипендии и другие виды заработанных самим ребенком средств).

По взаимному согласию родители и дети имеют право пользоваться этим имуществом.

В сфере семейных отношений к имущественным правам относится право на получение содержания от родителей и других лиц, которые по закону обязаны обеспечивать его материально.

Права и обязанности родителей.

С момента рождения ребенка родители имеют одноименные права и обязанности:

  • право на содержание своего ребенка и одноименная обязанность;
  • право на воспитание ребенка и одноименная обязанность.

Права родителей:

  • представлять и защищать права и интересы ребенка;
  • воспитывать ребенка (прививать определенные нравственные нормы, мировоззрение), проявлять заботу о здоровье, физическом и психическом развитии ребенка;
  • дать ребенку основное общее образование;
  • выбрать имя и фамилию ребенка;
  • защищать свои родительские права, потребовав от любого лица возврата ребенка и даже обратиться по этому поводу в суд, который может отказать родителям, если это не отвечает интересам ребенка;
  • определить местожительство детям, обеспечить им семейное воспитание.

При нормальной обстановке в семье эти отношения не удостоверяются документально.

При раздельном проживании родители выплачивают алименты (официально устанавливается порядок, форма и размер содержания).

Родители могут быть привлечены к участию в несении дополнительных расходов при исключительных обстоятельствах в жизни ребенка- тяжелая болезнь, увечье, необходимость постороннего ухода и т.п., оказанию материальной помощи нетрудоспособным совершеннолетним детям.

Права несовершеннолетних родителей.

Несовершеннолетние родители имеют право на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании.

Состоящие в браке, а также не состоящие, но достигшие возраста 16 лет несовершеннолетние родители осуществляют свои родительские права самостоятельно, а не состоящие в браке до достижения ими 16 лет осуществляют эти права в отношении ребенка совместно с его опекуном.

Семейный кодекс утверждает принципы осуществления родительских прав:

  • обеспечение интересов детей — основная забота родителей;
  • родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей;
  • недопустимо причинение вреда физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию;
  • равенство прав и обязанностей родителей (ч. 1 ст. 61 СК РФ) по взаимному согласию.

Социальные проблемы семьи.

К наиболее острым общим социальным проблемам семьи можно отнести:

  • резко продолжающееся расслоение общества на бедных и богатых;
  • постоянный дефицит государственного бюджета;
  • демографическая убыль населения;
  • миграция населения;
  • ухудшение здоровья нации, в том числе и семьи;
  • рост числа неполных семей;
  • повышение иждивенчества;
  • насилие и конфронтация в семье;
  • увеличение социального сиротства;
  • изменение традиционных ролей, особенно женщины в семье и т.д.

Социальный работник прежде всего должен работать с семьей, выявлять ее проблемы. Их условно можно разделить на экономические (материально-бытовые), психолого-педагогические и медико-социальные. Социальный работник должен помочь пережить трудности, максимально расширить все ресурсы социальной помощи, привлечь средства благотворительных организаций, церковь, различные общества; научить семью самопомощи и взаимопомощи, семейному бизнесу.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *