Зарубежный опыт социальной работы: проблемы и возможности использования в России
Нам необходимо на основе теоретического осмысления опыта социальной работы, накопленного в течение многих десятилетий зарубежными странами, найти и обосновать те общие константы, которые определяют социальную работу как научное знание и как профессиональную деятельность. Только вычленив эти константы из всего многообразия теоретических и практических подходов к социальной работе, можно осуществлять поиск собственных, российских координат для становления этого нового института в нашем обновляющемся обществе.
Эта цель подводит нас к необходимости:
1.Обоснования универсальных координат социальной работы как профессиональной деятельности. Их три:
профессиональная культура и ценностные ориентации;
система знаний;
общественное признание (социальный статус).
2. Сравнение этих универсальных компонентов с реалиями, с которыми столкнулись начинающие российские профессионалы в области социальной работы, и возможностями воспользоваться зарубежным опытом, исходя из российской действительности.
Перед социальными службами в России, частью деятельности которых является социальная работа, стоит задача помочь обществу справиться с социальными проблемами, помочь людям, прежде всего тем, кого можно назвать субъектами повышенного социального риска, обрести какую-то уверенность в жизни. Опыт деятельности органов социальной защиты, подготовки специалистов по социальной работе свидетельствует о наметившейся в последнее время тенденции включать в понятие социальной работы очень широкий круг аспектов, непосредственно не связанных с теми конкретными задачами, которые должны решать соответствующие организации с помощью социальной работы. Слишком расширенное толкование профессии социального работника, к тому же изначально неверно ассоциируемое с другой профессиональной деятельностью, а именно с «исполнителем бытовых услуг» или «социальным ассистентом», может серьезно затормозить или даже свести на нет развитие социальной работы как профессиональной деятельности в истинном понимании ее сущности и значения, как осознанного и профессионального служения человеку, как деятельности, направленной на решение личностных проблем, оптимизацией и гармонизацией интересов индивида и социума.
Если такая тенденция будет развиваться, то может возникнуть несоответствие с ожиданиями общества и возможностями профессии. Социальные работники, заведомо соглашаясь с невыполнимыми обещаниями, могут элементарно с ними не справиться, и тем самым дискредитировать зарождающееся направление этой гуманной профессии, необходимой человеку в наше время, и одновременно деятельности, необходимой для социального развития всего общества.
Формирование новых моделей социальной работы в России может идти, двумя путями:
путем заимствования зарубежных идей и практики, приспособления их к местным нуждам, или же;
пойти путем создания собственных моделей на основе творческого использования мирового опыта, теоретических и практических наработок, с учетом политических, социально-экономических национальных условий России, своеобразия ее культуры и традиций.
Многие страны, где социальная работа появилась сравнительно недавно, пошли по первому пути. Второй путь наиболее труден, поскольку необходимо владеть глубокими знаниями международного опыта, особенностей жизни и реалий многих стран мира, где социальная работа развилась в зрелой форме, и одновременно глубоко владеть ситуацией в своей стране, чтобы целенаправленно и профессионально направлять процесс отбора необходимых и значимых элементов, которые составили бы остов или основу для развития в стране, в данном случае в России, собственной практической модели.
Социальная работа тесно связана с функционированием других социальных институтов — семьи, правосудия, здравоохранения, просвещения, труда — и вместе с ними помогает развитию процесса удовлетворения потребностей человека жить полноценной социальной жизнью. Специфика социальной работы состоит в том, что этот социальный институт, в первую очередь, позволяет человеку найти собственные неиспользованные ресурсы, воспользоваться ими, приложить собственные усилия для того, чтобы решить личностные проблемы и почувствовать себя полноценным членом общества, при этом позволяя задействовать возможности коллективной помощи, государственных и добровольных общественных организаций.
Анализ мирового опыта социальной работы свидетельствует о том, что наряду с неповторимыми, уникальными специфическими чертами, связанными с социально-экономическими, идейно-политическими условиями, особенностями культуры и традиций каждой страны, в социальной работе можно найти то общее, без чего эта профессиональная деятельность утратила бы свои базисные характеристики. Это общее, очевидно, можно сгруппировать по трем основным направлениям:
во-первых, профессиональная культура, включающая в себя универсальные общечеловеческие, общественно признанные базовые ценности, а также общие стандарты профессионального поведения;
во-вторых, система научных и практических знаний (теория и методы);
в-третьих, общественное признание, важнейшим элементом которого является контроль за действиями социальных работников со стороны широкой общественности.